Введение
Для развития речного транспорта характерен рост грузоподъемности и скорости движения судов и составов. Это требует непрерывного увеличения мощности судовых энергетических установок. Суда оснащены дизельными энергетическими установками, поэтому эффективность использования и безопасность эксплуатации судов во многом определяет техническое состояние главных и вспомогательных дизелей. Поддержание дизелей в технически исправном состоянии связано с большими материальными и трудовыми затратами. В связи с этим возникает необходимость совершенствования системы технического обслуживания и ремонта судовых дизелей.
Одним из путей повышения эффективности технического обслуживания, ремонта и увеличения эксплуатационной надежности и долговечности судовых дизелей является широкое внедрение средств технического диагностирования в практику работы судовых экипажей, береговых производственных участков и судоремонтных заводов.
Техническая диагностика самом общем случае предусматривает решение следующих задач:
1. Определение действительного технического состояния;
2. Поиск дефектов;
3. Прогнозирование изменения технического состояния во времени.
Построение эталонной индикаторной диаграммы
Определение характерных объемов цилиндра
Рабочий объем цилиндра, см3
где – диаметр цилиндра, см;
– ход поршня, см.
Объем камеры сгорания, см3
где – степень сжатия.
Объем в точке Z (при максимальном давлении сгорания), см3
где – степень предварительного расширения.
Полный объем цилиндра, см3
Определение давлений
Значения давлений в характерных точках индикаторной диаграммы определяются по следующим зависимостям:
|
Давление в точке С, МПа
где – степень повышения давления.
Давление в точке А, МПа
где – показатель политропы сжатия.
Давление в точке В, МПа
Расчет политроп сжатия и расширения
Политропа сжатия
Политропа расширения
Результаты расчетов по формулам (1.8) – (1.9) сводятся в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Расчет политроп сжатия и расширения эталонной диаграммы
№ п/п | Va / Vx | Pсж, кПа | № п/п | Va / Vx | Pрасш, кПа |
10,000 5,000 3,333 2,500 2,000 1,667 1,429 1,250 1,111 1,000 | 3659,34 1405,99 803,481 540,207 397,031 308,713 249,556 207,558 176,42 152,547 | 10,000 5,000 3,333 2,500 2,000 1,667 1,429 1,250 1,111 1,000 | 7709,494 3263,989 1974,220 1381,883 1047,859 835,830 690,405 585,051 505,551 443,635 |
Строим эталонную развернутую индикаторную диаграмму в координатах j - P.
Результатом построения развернутой индикаторной диаграммы является таблица 1.2
Таблица 1.2 – Эталонная развернутая индикаторная диаграмма
fi, пкв | Pэт, кПа | Pэ'= (Pэ - 100), кПа |
... | ... | ... |
118,8 | 18,8 | |
124,7 | 24,7 | |
135,6 | 35,6 | |
183,9 | 83,9 | |
233,7 | 133,7 | |
822,8 | 722,8 | |
Продолжение таблицы 1.2 | ||
1576,4 | 1476,4 | |
3130,7 | 3030,7 | |
4442,7 | 4342,7 | |
371,8189 | ||
3810,2 | 3710,2 | |
2096,2 | 1996,2 | |
1289,6 | 1189,6 | |
882,4 | 782,4 | |
659,2 | 559,2 | |
528,7 | 428,7 | |
449,2 | 349,2 | |
399,8 | 299,8 | |
369,9 | 269,9 | |
353,9 | 253,9 | |
348,8 | 248,8 | |
... | ... | ... |
где P`эт – избыточное давление в цилиндре (с учетом атмосферного давления воздуха).
Построение индикаторных диаграмм для всех цилиндров
|
Построение развернутых индикаторных диаграмм
Поскольку значения давлений в характерных точках индикаторных диаграмм цилиндров, в которых имеются неисправности, известны и не равны соответствующим эталонным значениям, необходимо уточнить значения показателей политроп сжатия и расширения по формулам:
где – берутся из таблицы пункта 5 задания;
– берутся из таблицы пункта 4 задания.
Определим показатели политроп для первого цилиндра
Определим показатели политроп для шестого цилиндра
Построение производится как для эталонной индикаторной диаграммы.
Развернутые индикаторные диаграммы строятся на листе с эталонной диаграммой.
Полученные в результате расчета данные по индикаторным диаграммам цилиндров дизеля сводятся в таблицы 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1 – Развернутая индикаторная диаграмма 4-го цилиндра
fi, пкв | P1, кПа | P1 = (P1 - 100), кПа |
... | ... | ... |
118,8 | 18,8 | |
124,7 | 24,7 | |
135,6 | 35,6 | |
153,9 | 53,9 | |
183,8 | 83,8 | |
233,6 | 133,6 | |
320,7 | 220,7 | |
484,5 | 384,5 | |
821,6 | 721,6 | |
1573,4 | 1473,4 | |
3123,1 | 3023,1 | |
4430,8 | 4330,8 | |
371,8189 | ||
3627,8 | 3527,8 | |
1986,3 | 1886,3 | |
1217,3 | 1117,3 | |
830,4 | 730,4 | |
618,9 | 518,9 | |
495,5 | 395,5 | |
420,4 | 320,4 | |
373,9 | 273,9 | |
345,7 | 245,7 | |
330,6 | 230,6 | |
325,8 | 225,8 | |
Продолжение таблицы 2.1 | ||
... | ... | ... |
Таблица 2.2 – Развернутая индикаторная диаграмма 6-го цилиндра
fi, пкв | P6, кПа | P6 = (P6 - 100), кПа |
... | ... | ... |
106,6 | 6,6 | |
111,9 | 11,9 | |
121,9 | 21,9 | |
138,4 | 38,4 | |
165,6 | 65,6 | |
210,8 | 110,8 | |
290,2 | 190,2 | |
439,9 | 339,9 | |
749,1 | 649,1 | |
2878,3 | 2778,3 | |
4095,1 | 3995,1 | |
371,8189 | ||
3532,2 | 3432,2 | |
1879,3 | 1779,3 | |
1125,2 | 1025,2 | |
753,7 | 653,7 | |
553,9 | 453,9 | |
438,8 | 338,8 | |
369,4 | 269,4 | |
Продолжение таблицы 2.2 | ||
326,7 | 226,7 | |
287,2 | 187,2 | |
282,8 | 182,8 | |
... | ... | ... |
|
Рисунок 2.1 - Развернутая индикаторная диаграмма