Эпоха Судей
Надо сказать, что до прихода евреев из пустыни земля Ханаанская не была пустой. Ее заселяли всевозможные племена, старожилами из которых были филистимляне. Им совсем не понравилось, что кто-то еще претендует на их территорию. Расселившись строго по «коленам», евреи оказались оторванными друг от друга, а вокруг находились враждебные племена, которые стремились вернуть свои территории. Поэтому при угрозе нападения со стороны аборигенов колена выбирали военачальника, который возглавлял армию евреев в случае надобности. А когда наступали мирные времена, оставался как бы главой еврейского народа и решал насущные проблемы. Со следующей угрозой народ, если это требовалось, выбирал следующего военачальника и т.д. Вот эти выборные военачальники и получили название Судьи.
Определение: эпоха Судей – это эпоха, наступившая после расселения евреев в земле Ханаанской после исхода из Египта, в которой во главе колен Израилевых становились выбранные народом военачальники (судьи), руководящие армией в военное время, и управляющие коленами в мирное время. Первым судьей эпохи был Иешуа бин Нун из колена Эфраима.
Единственной женщиной среди судей была Дебора из колена Эфраима. Она подняла израильтян на борьбу с напавшими на них ханаанеями и призвала Барака из колена Нафтали возглавить войско. Дебора сама войсками не руководила, передав эту должность военачальнику Бараку. Но она всегда шла вместе с войсками и вдохновляла их своим присутствием
Позднее среди судей выделился Гидеон – бедный земледелец из колена Менаше. Для того, чтобы одержать победу, Гидеон применил военную хитрость. Его воины спрятали горящие факелы в кувшины и в темноте подобрались к врагу. По сигналу Гидеона они разбили кувшины, высоко подняли факелы и с криком напали на врага. Враг, испуганный неожиданной атакой, обратился в бегство
|
После такой победы Гидеону предлагали стать царем израильтян, но он отказался. Однако, один из его сыновей – Авимелех - оказался властолюбивым и уговорил жителей города Шхема выбрать его царем. Правил он три года. В результате возник конфликт между ним и жителями Шхема, Авимелех погиб. Первая попытка установления царской власти - закончилась провалом
Cамым известным Судей был Самсон (Шимшон) из колена Дана. Он был назиром – человеком, посвятившим себя служению Г-ду. Назиры давали обет не пить вино и не стричь волосы. Сила Самсона как раз и содержалась в волосах, но ему никому нельзя было раскрывать этой тайны. Самсон воевал с филистимлянами, которые никак не могли победить такого сильного человека. Тогда они пошли на хитрость: они подкупили женщину, которая очень нравилась Самсону – Далилу, и она выведала у Самсона его секрет. Далила отрезала Самсону волосы пока он спал, обет был нарушен, и Самсон потерял силу. Филистимляне победили. Они заковали Самсона в цепи, ослепили и посадили в темницу. Перед смертью, которую филистимляне решили сделать публичной, Самсон сумел разрушить колонны, державшие здание. Все филистимляне погибли, но и сам Самсон тоже погиб.
В эпоху Судей израильтяне воевали не только с внешними врагами. Между коленами Израиля тоже шли кровопролитные войны, в такой войне чуть не истребили все колено Биньямина.
|
В те дни не было царя Израиля, каждый делал то, что ему нравилось. Шофтим, 21:25
Последним Судьей еврейского народа был Самуил из колена Эфраима. Он отличался от предыдущих Судей тем, что был определен на пост Судьи еще до рождения, а также – был пророком.
История Самуила очень традиционна: его мать – Хана, долго не могла забеременеть. Ходила она к Ковчегу Завета и молилась, просила ребенка. Жрец, который охранял Ковчег, сказал ей, что если она пообещает заранее отдать ребенка в услужение к Б-гу, у нее все получится. Хана, понятное дело, обещала. И было у нее счастье. Ребенка назвали Самуил – дарованный Б-гом. Когда Самуилу исполнилось 13 лет, Хана отвела его к жрецу. А когда жрец умер, то Самуил занял его место и стал Судьей.
Самуил был самым уважаемым еврейским народом Судьей. Поэтому, когда Самуил состарился, евреи впали в панику: кто же еще будет так хорошо за ними следить, как Самуил,- думали они.
Кроме того, за время эпохи Судей еврейский народ устал от разобщенности и необходимости каждый раз подчиняться новому судье. И так как вокруг во главе всех племен аборигенов стояли царьки, то евреи захотели так же.
Они обратились с просьбой к последнему судье - Самуилу, чтобы он назначил евреям царя. Самуил пытался отговорить народ. Аргументы Самуила:
- Вы будете должны отдавать царю все, что он пожелает
- Вы должны будете служить в армии, а не идти в нее по желанию
- Вы должны будете содержать царя
- Царь может к вам плохо относиться и эксплуатировать
- Вы потеряете с в о б о д у
Но евреи были непреклонны. Они хотели как все, они хотели постоянной, а не временной защиты, они хотели того, кто бы их объединил и о них заботился – такое было у евреев видение царства.
|
И Самуил согласился.
Первого царя он выбирал по собственному разумению.
Саул (Шауль)1025-1004 гг.до н.э. – первый царь еврейского царства. Самуил назначил его, так как Саул был заметен – весок, строен и красив, а также был очень хорошим воином, его знал и любил народ. Он был из самого слабого колена – колена Биньямина, что давало возможность избежать борьбы за власть между коленами – тогда со слабыми не воевали.
Согласно Библии, Саул был человеком высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), «и не было никого из Израильтян красивее его». (1Цар. 9:2). Он был отличным воином и, став царём, оставался простым в обращении. При этом характер у него был вспыльчивый и подверженный приступам ярости, меланхолии, ревности и подозрительности
Деяния Саула:
• Саул укреплял границы, отражая нападения соседних племен
• Саул освободил от филистимлян центральные районы царства
• Вел простой образ жизни.
• Саул преобразовал военные силы – создал постоянную армию из 3 тыс. человек, разделил их на тысячи и сотни
• Первым начал награждать воинов земельными наделами
Но
• Саул много воевал, но мало времени тратил на общение со Всев.
• Не выполнял указы Самуила в должном объеме
И после того, как Саул ослушался Самуила и не убил царя амалеков Агага, Самуил тайно назначает нового царя – молодого еще человека – Давида из колена Иегуды. И если первый выбор Самуила был ошибочным, то во второй раз Самуил уже не ошибся.
Здесь необходимо пояснить, почему так важно было убить царя амалеков Агага. Дело в том, что амалеки были самыми главными врагами евреев. В первый раз в жизни евреев они появились в тот момент, когда евреи ходили по пустыне и были недовольны Моше. Они устали, хотели есть и пить и роптали. В этот самый момент на евреев нападает племя амалеков. Понятно, что евреи смогли их отогнать, но с того момента всегда, как только евреи теряли веру и, соответственно, силу, амалеки появлялись и нападали. Для амалеков характерно, что они не обороняли свои территории и не мерялись с евреями силой. Они просто хотели уничтожить евреев потому, что они – евреи. Считается, что у руководителей амалеков имена начинаются на букву «А», например, Аман (Пурим), Адольф. Царь Агаг был руководителем амалеков, и его необходимо было убить, чтобы истребить амалеков. Но, Саул, ощутив себя царем, перестал обращать внимание на слова Самуила, потому и оставил Агага в живых, что привело к продолжению рода амалеков.