Гора-Валдай-Серая Лошадь-Черная Лахта




В переводе с финского означает волость, расположенная на возвышенности

Территория мызы Каравалдайской, как она тогда называлась, была разделена на две части, граница прошла посередине Каравалдайского (ныне Горавалдайского) озера. Его западная половина и деревня Каравалдай (этимология названия неясна), стоявшая на северном берегу, были пожалованы генерал-майору С. А. Шепелёву, брату обер-гофмаршала императорского дворца, а деревня стала называться Шепелёво.
Восточная часть озера и деревни Гора-Валдай, Пулково и Чёрная Лахта достались А. Г. Разумовскому.
В 1822 году имением стал владеть действительный статский советник Д. Н. Добржанский. Он создал на восточном берегу озера небольшую усадьбу — Алютино. В 1839 году имение поступило на торги, и его купил коллежский асессор А. И. Дребс. В конце XIX века Алютино приобрёл купец И. А. Воронин.
В 1898 году на средства Воронина на Гора-Валдае была заложена церковь Святой Троицы. В 1903 году ее строительство было окончено. Проект выполнял петербургский архитектор В. А. Косяков.
Сохранилась церковь конца XIX века, перестроенный усадебный дом, развалины хозяйственных построек, въездная липовая аллея и прекрасные экземпляры двойных и тройных дубов, на партере полукруг лип и кедры 100-летнего возраста В конце ХIХ века купец Иван Воронин купил поместье Алютино, что в деревне Гора-Валдай. Все было в этом поместье: леса, где водилось зверье и во множестве росли грибы и ягоды; озеро изобиловало рыбой; имелись пахотные земли; но не было там Храма Божьего Человек богатый, Воронин владел ткацкой фабрикой в Екатерингофе и на паях Выборгской бумагопрядильной мануфактурой. Здание фабрики построил в 1879 году архитектор М.А.Щурупов, а мануфактуры — в 1899 году В.А.Косяков, которого Иван Агапович привлек и к строительству церкви в усадьбе. Они познакомились в 1891 году в связи со строительством Богоявленской церкви на Гутуевском острове. И.А.Воронин пожертвовал крупную сумму на возведение неподалеку от его фабрики каменного храма, оговорив устройство в нем семейной усыпальницы. Автором проекта был Василий Антонович Косяков. Профессор Института гражданских инженеров, построивший немало храмов в Санкт-Петербургской, Ярославской и Воронежской губерниях, он возвел и грандиозный Морской собор в Кронштадте, принесший ему громкую славу. Все его церковные постройки отличало пристрастие к “русско-византийскому” или “псевдорусскому” стилю. Это характерно и для церкви св. Троицы в усадьбе Алютино. Ее проект был утвержден в 1899 году, а в 1903 году состоялось освящение храма. Тогда же был выстроен и каменный дом со службами для церковнослужителей. Как справедливо писал в своем прошении И.А.Воронин, на средства которого и возводилась церковь: “Место, избранное для храма, по своей живописности и центральности положения вполне благоприятствует строительству церкви. Храм будет благодеянием для всех окружающих деревень”. Однокупольная с колокольней церковь св. Троицы была спроектирована в русском стиле, имитирующем приходские храмы XVII столетия, получившие широкое распространение в городах средней полосы России. Их расчлененные объемы с шатровой колокольней, луковичными главками на тонких шейках, крыльцами на пузатых колонках, папертями, террасами и лестницами, их декоративные фасады, изукрашенные гирьками, кокошниками, поясами ширинок, порталами и наличниками, были красочны и живописны. В усадебной церкви св. Троицы В.А.Косяков воспроизвел не только отдельные детали и формы прототипа, но и объемное построение, и цветовое решение. Усложненный силуэт и яркий кирпично-красный цвет неоштукатуренных фасадов усиливали декоративность архитектуры. В этом отдаленном уголке столичной губернии благодаря необычному внешнему облику церковь воспринималась как каменное чудо из русской сказки. Праздничное, радостное впечатление от узорочья фасадов дополняли интерьеры с настенной живописью. Она, правда, вскоре из-за сырости попортилась, но в 1911 году была реставрирована. Церковь, к счастью, сохранилась, видна издалека и отчетливо выделяется на фоне окружающего пейзажа. Уцелел и деревянный усадебный дом, прослеживаются границы и планировка усадьбы. Среди парковых насаждений наиболее выразительны декоративные тройные липы на западной поляне, группы лип у дома, въездная липовая аллея, а также одиночные старые дубы, липы, кедры, тополя и ольха черная. Некоторым из деревьев более 150 лет, они сохранились со времен создания усадьбы в 1830—1840 годах. По книге «Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии Ломоносовского района»

Это территория старой гидроавиабазы и гидроаэродрома Гора-Валдай. Это место святое для всех, кто знает, что такое Блокада Ленинграда 1941-1944 года. Именно здесь на Ораниенбаумском "пятачке", ставшем Ораниенбаумским плацдармом, располагался один из двух постоянно действовавших в блокаду аэродромов Морской Авиации Балтийского флота. Второй аэродром - Борки Ломоносовского района.
Гидроавиабаза была сформирована в начале 1930-х г.г. как место базирования разведывательных эскадрилий гидроавиации Балтийского флота. Во время ВОВ эти эскадрильи на самолётах МБР-2 занимались не только воздушной разведкой, но и использовались как ночные бомбардировщики, выполняли военно-транспортные перевозки в удалённые и труднодоступные места, особенно на острова Лавенсаари, Сескар, Гогланд и др.
Для оптимизации управления часть эскадрилий ещё до войны свели в 15-й разведывательный полк. Причём в составе полка эскадрильи сохраняли свои номера. Эта традиция осталась до конца войны. Эскадрильи несли тяжёлые потери. По мере расформирования одних эскадрилий в состав полка вводились другие... так до последнего самолёта МБР-2. Всего на Балтийском флоте погибло 149 таких самолётов из разных эскадрилий.
Гидроавиабаза Гора-Валдай являлась местом базирования не только для летающих лодок, но зимой 1942-43 г.г. здесь базировались истребители прикрытия И-16 и И-15бис, которые были поставлены на лыжи и взлетали со льда Горавалдайского озера. В отдельные периоды Гора-Валдай был местом базирования штаба всего 15-го разведывательного полка, или передового пункта управления штаба полка.
В том, что во время войны удалось удержать Ораниенбаумский "пятачок", есть очень большая заслуга Морской Авиации Балтийского флота!
После войны база использовалась частями ВМФ. В настоящий момент заброшена. Однако на территории сохранились останки огромного ангара для летающих лодок, забетонированная площадь гидроаэродрома и стоянок самолётов, разные служебные постройки 1930-х годов. Кроме них, на территории располагаются ангары и другие строения 1970-80-х г.г. К сожалению, не сохранились деревянные спуски для летающих лодок, по которым их стаскивали на воду и поднимали обратно. Но в воде у берега видны огромные брёвна - лаги этих спусков.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: