ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1 — С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1 — Сб.
Товар — это продукт труда, произведенный с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар — это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.
Существование товара связано с последовательным прохождением четырех стадий. Для начала товар должен быть произведен. Производство — это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения каких-либо общественных потребностей.
Следующая стадия — распределение. Как правило, в производстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в созданном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.
Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним задачу, чем большее количество продукции он производит, тем выше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.
С другой стороны, собственник фирмы может сам не работать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному капиталу.
|
Третья стадия движения товара — обмен. С целью обмена товар передается на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для покупателя, то есть обладать потребительной стоимостью; свойство обмениваться на другой товар или деньги в определенном количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.
Завершающая стадия — потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.
Приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесет товар его покупателю, определяет сумму, которую покупатель готов за нее заплатить.
(По материалам энциклопедии для школьников)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.
СЗ. Используя содержание текста, заполните таблицу:
Пример | Стадия существования товара |
Модельер разработал новую коллекцию женской одежды. | |
Мэрия предоставила очередникам новые квартиры. | |
Ученик съел обед в школьной столовой. | |
Инспектор ГИБДД регулирует дорожное движение. | |
Бизнесмен продал свою яхту. |
С4. Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.
С5. Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермаркета, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы) распределения отразились в данном примере? Приведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) решить эту задачу.
|
Сб. В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Вариант 3
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1 — С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1 — Сб.
Гражданский кодекс РФ. Извлечения Статья 21.
1. Способность гражданина своими действиями приобретать
и осуществлять гражданские права, создавать для себя граждан
ские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность)
возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия,
то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
2. В случае, когда законом допускается вступление в 45рак до
достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восем
надцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном
объеме со времени вступления в брак. <...>
Статья 26.
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до во
семнадцати лет совершают сделки, за исключением назван
ных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия
своих законных представителей — родителей, усыновителей
или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершенно
летним, действительна также при ее последующем письмен
ном одобрении его родителями, усыновителями или попечи
телем.
|
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до во
семнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей,
усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными
доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литерату
ры или искусства, изобретения или иного охраняемого законом
результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные уч
реждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки <„.>
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также
вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до во
семнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответ
ственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с
пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред та
кие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии
с настоящим Кодексом <...>
Статья 27.
1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. <...>
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое дееспособность? Что, согласно Гражданскому кодексу РФ, несовершеннолетние с 14 до 18 лет вправе делать самостоятельно?
СЗ. Какие три обстоятельства, согласно Гражданскому кодексу РФ, позволяют несовершеннолетнему приобрести полную дееспособность до достижения 18 лет?
С4. Кто, согласно Гражданскому кодексу РФ, участвует в процедуре эмансипации несовершеннолетнего? Каковы функции каждого из участников?
С5. 15-летний Иван разместил накопленную за несколько лет сумму денег на счете в коммерческом банке. Родители предупреждали его о том, что банк имеет сомнительную репутацию, но Иван поступил по-своему. Вскоре банк разорился, и Иван потерял свои сбережения. Объясните позицию родителей Ивана с точки зрения норм Гражданского кодекса РФ. Приведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) в объяснении.
Сб. В обществе бытует мнение, что дееспособность несовершеннолетних с 14 до 18 лет следует ограничивать с целью защиты их прав. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Вариант 4
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1—С6.
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.
В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена.
(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников)
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.
СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему ученые уделяют большое внимание изучению малой группы. Выскажите три предположения.
С5. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.
Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?
Сб. Автор текста утверждает, что главное «в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена».
С опорой на текст и личный социальный опыт укажите по два «плюса» и «минуса» такого воздействия.
Вариант 5
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1 — С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 ж т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтете текст и выполните задания С1 — Сб.
Свобода — это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.
Фактически «быть свободным» — значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.
Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.
Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. В этом нет ничего удивительного: сидя в автомобиле, мы вольны включить третью скорость, чтобы тронуться с места; мы, возможно, так и сделаем, но мотор при этом пострадает. Наша «механика» не выносит вольного обращения: некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора — нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе.
(Адаптировано по книге М. Малерба)
С1, Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства.
СЗ- Какой смысл автор вкладывает в словосочетание «быть свободным»? Объясните, почему свобода важна для счастья человека.
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть своей свободы».
С5. Лена и Наташа мечтали стать врачами, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в медицинский институт. Лена пошла учиться в медицинский колледж, затем поступила в медицинский институт и стала врачом. Наташа решила, что в колледже учиться не престижно, и пошла в другой институт, но потом по нелюбимой профессии работать не стала, и перебивается случайными заработками. Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
Сб. Автор высказывает мнение о том, что обучение свободе «еще более важно, чем свобода сама по себе». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этой позиции.
Критерии оценивания части С
Вариант 1
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) социальная сущность человека; 2) внутреннее органическое единство людей; 3) уровни восприятия общества. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. | |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. | 1, |
Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный бала |
С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социальная (общественная) жизнь — внутренняя форма человеческой жизни.
Содержание верного ответа н указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) «Социальная, общественная жизнь... есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях»; 2) «Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева». Объяснения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. В тексте могут быть найдены другие объяснения. | |
Приведены два объяснения. | |
Приведено одно объяснение. | |
Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
СЗ. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста, определите сущность каждого уровня.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать уровни восприятия общества и их сущность, например: 1) поверхностное восприятие — общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю; 2) другое (глубокое) восприятие — общество предполагает единство настоящего с прошлым и будущим. Сущность двух восприятий общества может быть объяснена иначе. | |
Названы два уровня восприятия, объяснена сущность каждого из них. | |
Названы один-два уровня восприятия, объяснена сущность любого одного из них, ИЛИ Уровни восприятия явно не названы, но объяснена сущность каждого из них. | |
Названы один-два уровня восприятия без объяснения сущности, ИЛИ Уровни восприятия явно не названы, объяснена сущность любого одного из них, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
С4. Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть даны следующие объяснения: 1) развитие личности человека возможно только в общении и взаимодействии с другими людьми (в процессе социализации); 2) человек может проявить свои личностные качества только в общении и взаимодействии с другими людьми; 3) многие свои потребности человек может реализовать только в процессе общественной жизни. Могут быть даны другие объяснения. | |
Даны три объяснения. | |
Даны два объяснения. | |
Дано одно объяснение. | |
Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
С5. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на этот процесс семьи и ближайшего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) дан ответ на вопрос, например: в тексте отражена первая точка зрения
(точка зрения ученика, рассказывавшего о формировании личности) — семья
и ближайшее окружение человека в значительной мере влияют на формиро
вание его личности;
Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
2) приведен фрагмент текста, например:
• «Эта общность образует жизненное содержание самой личности»;
• «Общность — это духовное питание, которым внутренне живет лич
ность, ее богатство, ее личное достояние».
62
Окончание табл. | |||
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл | ||
Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент | текста. | ||
Дан правильный ответ, ИЛИ Приведен фрагмент текста. | L | ||
Ответ неверный. | |||
Максимальный | балл |
Сб. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной позицией; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что • человек в своей деятельности опирается на имеющиеся знания, методы и средства, т.е. используется опыт прошлого; • деятельность человека протекает в новых обстоятельствах, не существовавших в прошлом, т.е. устремлена в будущее; в случае несогласия может быть указано, что • человек создает принципиально новые средства и способы деятельности, отсутствовавшие в прошлом, и велика вероятность, что деятельность следующих поколений будет принципиально другой; • мир стремительно меняется, появляются новые сферы деятельности, обновляются знания, т.е. опора на прошлый опыт не всегда возможна. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). | |
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента. | |
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента. | |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
Вариант 2
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) что такое товар;
2) стадии существования товара;
3) важнейшие свойства товара;
4) ценность товара.
Окончание табл.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. | |
Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. | |
Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
С2. Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.
Содержание верного ответа и указанияк оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) определение товара: «товар — это продукт труда, произведенный для продажи с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке»; 2) виды товара: материальный и нематериальный товар; 3) объяснение, например: материальный товар — это вещь, а нематериальный — полезная деятельность. Определение товара и объяснение различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Дано определение, указаны виды товара, объяснено различие. | |
Дано определение, указаны виды товара, ИЛИ Дано определение, объяснено различие, ИЛИ Указаны виды товара, объяснено различие. | |
Дано только определение, ИЛИ Указаны только виды товара, ИЛИ Объяснено только различие, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
СЗ. Используя содержание текста, заполните таблицу:
Пример | Стадия существования товара |
Модельер разработал новую коллекцию женской одежды. | |
Мэрия предоставила очередникам новые квартиры. | |
Ученик съел обед в школьной столовой. | |
Инспектор ГИБДД регулирует дорожное движение. | |
Бизнесмен продал свою яхту. |
Содержание верного ответаи указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Должны быть названы следующие стадии существования товара в приведенных примерах: 1) производство; 2) распределение; 3) потребление; 4) производство; 5) обмен. | |
Правильно определены стадии существования товара в пяти примерах. | |
Правильно определены стадии существования товара в трех-четырех примерах. | |
Правильно определены стадии существования товара в одном-двух примерах, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
С4. Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.
Содержание верного ответаи указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)важнейшие свойства товара: • удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для покупателя, т. е. обладать потребительной стоимостью; • обмениваться на другой товар или деньги в определенном количественном соотношении, т. е. обладать, меновой стоимостью; Важнейшие свойства товара могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. 2)примеры проявления каждого свойства, допустим: | |
• теплый свитер защищает человека от холода — этим определяется его потребительская стоимость; • теплый свитер можно продать и на вырученные деньги купить, например, брюки или сумку; его также можно обменять, допустим, на юбку или туфли — так проявляется его меновая стоимость. Важнейшие свойства товара могут быть показаны на другом примере. | |
Названы и показаны на конкретном примере (-ах) два свойства товара. | |
Названы одно-два свойства товара, одно из них показано на конкретном примере (-ах), ИЛИ Свойства товара в явном виде не названы, но показаны на конкретном примере (-ах). | |
Названы только два свойства товара, ИЛИ Свойства товара в явном виде не названы, но одно из них показано на конкретном примере (-ах). | |
Названо только одно свойство товара, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
С5. Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермаркета, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы) распределения отразились в данном примере? Приведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) решить эту задачу.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос, например: работники и директор супермаркета — наемные работники, поэтому распределение основывается на затратах и резуль- | |
татах труда; владелец супермаркета вложил капитал, что является основанием распределения; Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. 2) приведен фрагмент текста, например; • «В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу»; • «Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним задачу, чем большее количество продукции он производит, тем выше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда»; • «прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному капиталу». | |
Правильно определены основания распределения, приведен (-ы) фрагмент (-ы) текста. | |
Правильно определены основания распределения, ИЛИ Приведен (-ы) фрагмент (-ы) текста, ИЛИ Правильно определено только одно основание распределения, приведен (-ы) фрагмент (-ы) текста. | |
Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
Сб. В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной позицией; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что • любой товар призван удовлетворять определенные потребности человека; чем более значимы эти потребности, тем большую цену готов потребитель заплатить за товар; • потребитель стремится приобрести наиболее функциональный товар ■ с наибольшим сроком службы; в случае несогласия может быть указано, что • в некоторых ситуациях покупатели действуют эмоционально и приобретают товар, не обладающий значительной полезностью; • дорогостоящие предметы роскоши могут по своим полезным свойствам ничем не отличаться от более дешевых аналогов, однако люди, достигшие определенного статуса, приобретают именно их. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). | |
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента. | |
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два ар-, гумента. | |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
Вариант 3
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) дееспособность гражданина; 2) дееспособность несовершеннолетних в возрасте 14—18 лет; 3) процедура эмансипации. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. | |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. | |
Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл |
С2. Что такое дееспособность? Что, согласно Гражданскому кодексу РФ, несовершеннолетние с 14 до 18 лет вправе делать самостоятельно?