в урочной и внеурочной деятельности




Проектная и исследовательская деятельность младших школьников

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №88 с УИОП

Мелещенко Е.А., г. Воронеж

 

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, т.к. окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. И сегодня, чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности, нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет.

Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования метапредметных умений: проектировочных, исследовательских, информационных, коммуникативных, экспериментальных, рефлексивных, презентационных.

Каковы могут быть цели и особенности проектного обучения в начальной школе?

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

3. Развивать исследовательские умения.

Использование элементов проекто-исследовательской деятельности позволяет учителям не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в эту деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, и возраст рассматривается как малозначимый и «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся, и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательскую работу я начинаю в 1 классе. Я использую её в урочной, во внеурочной и домашней работе.

Работу по внедрению проектно-исследовательской деятельности я разбила на 3 этапа.

1этап – проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной-исследовательской деятельности.

На этом этапе ученики в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеурочной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам проектной и исследовательской работы. В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей.

Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

На 2-ом этапе появляются первые проектно-исследовательские работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Это могут быть метапредметные работы, связанные с индивидуальными интересами учеников. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – во внеурочной деятельности.

исследования.

Первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с бо́льшей долей самостоятельности.

Теперь можно искать темы для проектных или исследовательских работ. Они вокруг нас. Часто темы подсказывает какая-то ситуация на уроке: раздавала ученикам тетради, один из них обратил внимание, что в его фамилии Лихачев нет точек над буквой «Ё». Возник вопрос: «Почему? Важна ли Ё в словах?» Другому ученику стало жаль Бабу Ягу, и он решил выяснить, такая ли уж она плохая? Ученики постарше заинтересовались роботами, как помощниками в быту. Отсюда и тема «Робот – помощник в кормлении домашнего питомца». Расчет экономической выгоды лег в основу проекта «Фингерпарк своими руками».

Желание сберечь ёлки перед Новым годом дали старт большому проекту «Ёлка без топора» и поразили самих ребят. Сколько идей зародилось в их головах! Дети узнали много нового о хвойных деревьях, узнали о взаимосвязи животного и растительного мира. Глубоко осознали, что при проведении новогодних праздников можно обойтись без вырубки зелёных красавиц.

В начальной школе проектно-исследовательская работа – это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как ученики сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Для развития познавательного интереса у своего ребёнка родителям важно проявлять любознательность. Если они будут демонстрировать неподдельный интерес к окружающему миру, то смогут передать своё отношение к нему и детям. Для этого важно научить родителей правильно помогать своим детям в работе над проектами и исследованиями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектно-исследовательской деятельности.

Родители должны помнить, что суть метода проектов – это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных. Они не должны брать на себя бо́льшую часть работы над проектом или исследованием, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Такое взаимодействие учитель-ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный материал усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

Опорой для выполнения исследовательской работы служит мой персональный сайт и сайт нашего класса, где родители и ученики могут найти дополнительную информацию по работе над проектом: примерные темы проектов (их более 200), памятки, советы по оформлению разделов, рекомендации по формулированию темы, цели и задач, гипотезы, виды продукта и пр.

Второй этап завершается проектно-исследовательскими работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде сообщений, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций.

На третьем этапе акцент делается на использование компьютерных технологий. Они учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные и исследовательские работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Одним из важных этапов осуществления проекта или исследования на этом этапе является презентация. Каждый проект, каждая исследовательская работа должны быть доведены до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях.

Включая младших школьников в проектную и исследовательскую работу, можно сформировать у них следующие умения: определить цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия; выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности; проводить наблюдения; ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Несмотря на то, что в современной педагогической литературе рекомендуется использовать проектно-исследовательскую деятельность преимущественно при обучении подростков, я сочла возможным использовать этот метод и при работе с младшими школьниками.

Опыт показал, что работа над проектом или исследованием дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

 

Список использованной литературы

1. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В. Миронов. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 174 с.

2. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы/ авт.-сост. Т.А. Кобзарева [и др.] – Волгоград: Учитель, 2015. – 166 с.

3. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/авт.-сост. А.В. Виневская; под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253 с. – (Библиотека студента)

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

5. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ/ авт.-сост. Н.В. Федяинова, И.С. Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 175 с.

6. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников/ В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 154 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: