Глава 1. Теоретические предпосылки использования




ВВЕДЕНИЕ

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельнос­ти являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессио­нальной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в лю­дях с высоким уровнем профессиональ­ной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Приме­нение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте­ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив­ные способы обучения и проектные ме­тодики в определенной степени позво­ляют решить проблемы учебной мотива­ции и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Создание условий для реализации творческого развития на уроках, осно­ванная на активной деятельности уча­щихся в тесном сотрудничестве с учите­лем, создается благодаря:

· формированию и развитию позна­вательного интереса, активизации по­знавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситу­ацию успеха; бессмысленно и безнрав­ственно заставлять детей обучаться тру­ду, если они не осознали его значимос­ти, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

· сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

· созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития про­фессионально-трудовой деятельности учащихся;

· дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;

· использованию методов, активизи­рующих учебный процесс;

· использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средст­ва, проговаривание и заучивание техни­ческих терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правиль­но грамматически оформленной речи;

· неразрывному единству обучения и воспитания.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспек­тивными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

· между программными требования­ми и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуаль­ной недостаточностью или с недостат­ком учебной мотивации);

· между уровнем развития речи уча­щихся (как правило, низким) и высоки­ми требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

· между низкой мотивацией учащих­ся к учению и значительными ожидани­ями со стороны общества;

· между отсутствием осознания неко­торыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлек­сией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материа­лов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения но­вых педагогических технологий, серьез­ной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по от­дельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нель­зя. Необходим индивидуальный и диф­ференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет - метод проектов.

Продуктивность применения проект­ного метода обусловлена:

· технологичностью: при последова­тельном выполнении предлагаемых за­даний по принципу «от простого к слож­ному», «от конкретного к абстрактно­му», обязательно достигается желаемый результат;

· достаточно высокой эффективнос­тью уроков;

· развитием речевых навыков учащих­ся, в том числе в неподготовленной ре­чевой ситуации;

· развитием и поддержанием интере­са к предмету;

· практическим применением приоб­ретенных знаний, умений, навыков в но­вых ситуациях;

· развитием коммуникативных навы­ков учащихся;

· созданием благоприятного мораль­но-психологического климата, доброже­лательной атмосферы во взаимодейст­вии преподавателя и учащихся.

Проектные обучения поз­воляют избежать шаблонности в препо­давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес­сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

 

Характеристика темы:

Цель: Развитие творческих способностей учащихся, для реализации их как на уроках так и в жизни»

Задача: Создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Цель метода проектов:

Научить:

n приобретать знания самостоятельно

 

n пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач

n искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы

n планировать свою деятельность

работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли

n объективно оценивать процесс и результат проектирования..

Задачи проектной деятельности:

 

n Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.

 

n Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)

n Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)

n Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)

n Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

Глава 1. Теоретические предпосылки использования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: