Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации).
Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.
Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).
Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.
После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем ) (слайд №15)
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.(слайд№23)
Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.
|
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.
|
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.
Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.
Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению (слайд№22) Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.(слайд№17)
|
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет (приложение №1, №2). Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.
Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.
Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности рынков труда.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… ……………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические предпосылки использования проектной деятельности на уроках трудового обучения…………………..................7
1.1 Историческая справка……………………………………….10
1.2 Новые подходы к трудовому воспитанию…………………12
Глава 2. Особенности организации проектной деятельности в
специальной (коррекционной) школе………………...13
2.1 Основные требования и условия проектной и исследовательской
деятельности на уроках …………………………………….16
2. 2 Характеристика этапов учебного проектирования……….18
Заключение …………………………………………………………...20
Список использованной литературы ………………………………22
Приложение№1………………………………………………………..23
Приложение №2……………………………………………………….24
Презентация ……………………………………………….Приложение
Список литературы
1. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.
Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1998. - №3.
3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.
Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. Дефектология. – 1993. - №5.
4. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95
5. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под. ред. Дульнева Г.М. – М., Педагогика, 1971.
6. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
7. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.
9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Ред.-сост. Е. И. Соколова; Под ред. Н.Л. Селивановой. М.:
Педагогическое общество России, 1998.
10. Дом семья. 5-12 классы: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» / Под ред. Е.Д. Волоховой. СПб.: Русский Издательский Дом, 1997.
11. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980
12. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель - ученик»: Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
13. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: Роспедагентство, 1998.
14. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-методическое пособие. Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998.
15. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
16. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
17. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред. В.Д. Симоненко. Брянск-Ишим: Изд-во Ишимского госпедуниверситета, 1998.
18. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. пособие для студентов / Под ред. Д.А. Тхоржевского. М: Просвещение,1987.
19. Научно-популярный иллюстрированный журнал «Народное творчество».
20. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
21. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт.-сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. М.: Дрофа, 2000.
22. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.
23. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова: В 2 т.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
26. Федеральная программа развития образования.
Приложение №1
Проект: «Плечевое изделие»
(презентация слайд20)
Предмет: швейное дело.
Класс: 9
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ученики самостоятельно изготавливают плечевое изделие по выбору.
Цели:
Ø учить пользоваться журналами мод и готовыми выкройками для изготовления одежды;
Ø самостоятельно добывать необходимые сведения;
Ø развивать самостоятельность в работе;
Ø умение планировать свою деятельность;
Ø следовать намеченному плану;
Ø воспитывать художественный вкус в одежде;
Ø объективная самооценка своей деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
Ø -создать условия для закрепления умения в использовании швейного оборудования;
Ø - создать условия для формирования представления «отделка швейного изделия»;
Ø - создать условия для закрепления у учащихся понятия – «реализация идеи»
Ø - создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы.
2. Коррекционно- развивающие:
Ø - развивать зрительное восприятие и внимание;
Ø - развить слуховое восприятие;
Ø - развивать мысленные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация)
- развивать пальцевую моторику.
3. Воспитательные:
Ø воспитывать умение следовать инструкции педагога;
Ø воспитывать умения наблюдать за действиями педагога;
Ø разработать модель плечевого изделия по выбору в соответствии с определенным стилем в одежде;
Ø найти описание данного стиля, изготовить выкройку (можно пользоваться готовыми выкройками из журнала мод);
Ø выполнить расчет себестоимости изделия;
Ø аргументировать преимущество изготовления одежды своими руками перед готовой одеждой;
Ø изготовить изделие, представить результаты своей работы.
Оборудование:
для учителя – наглядные пособия: плакаты с образцами видов плечевого изделия, рабочие карточки с образцами тканей и записью их особенностей, принадлежности для работы.
для учащихся – тетради, принадлежности для шитья, ткань, бумага для конструирования выкройки.
Форма организации работы: индивидуальная, урочно - внеурочная.
Время: 4 четверть, защита проекта в конце четверти.