Проекты в дошкольном образовательном учреждении
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
Первый этап.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап.
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике.
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
|
По составу участников.
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации.
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта.
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов
Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Экологический проект для детского сада «Голубая капелька»
|
Экологический проект.
МАРКОВА О.В. - воспитатель 2 квалификационной категории Староисаковского МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района РТ
Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём.
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Цель проекта: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска в согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.
Задачи:
· Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
· Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
· Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
· Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).
· Создание семейных альбомов: «Наша семья на роднике», «Родники нашей Республики (Родины)», «Милый сердцу уголок».
Участники проекта: дети, педагоги и сотрудники ДОУ, родители.
Ресурсное обеспечение: родник, растительный мир родника: а)дикорастущие растения; б)культурные растения; в)лекарственные травы; г)цветы; д)вода на роднике, в реке; е)песок, глина, камни, видеофильмы, слайды, керамические изделия (тарелки, кувшины, вазы),глиняные игрушки (дымковская,хохломская, и другие).
|
Материал: баночки, 3-х литровая банка, пластиковые бутылки, соль поваренная и морская, вода морская, блюдца карта-схема маршрута, экологическая газета, рюкзак, 3-4 сосуда разной формы, термос, фотографии, угощение для чая, различные сорта чая, предметы посуды Китая, Японии, Узбекистана, спичечные коробки, пластилин, термос (принесенные детьми из дома).
Актуальность проекта: проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
«Возрождение источников - это возрождение истории.
Народ наш богат духовно, трудолюбив, твёрд характером. Это народ, нашедший свою историю, не утративший своего духовного стержня».
М.Ш. Шаймиев.
Форма работы: занятия, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, экологические экспертизы, походы, эксперементы, экологическо- исследовательские тренинги,турниры; игры- путешествия, викторины, работа на маршруте, праздники и развлечения, сбор лекарственных трав, создание альбомов и гербария.
Пояснительная записка к экологическому проекту «Голубая капелька»
Теремок - не теремок,
Он не низок, не высок.
Чист, уютен и опрятен,
Внешне очень аккуратен.
Его «Ёлочкой» зовут
И детей здесь берегут!
Одним из приоритетных направлений государственной политики Татарстана является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Формировать его призвано экологическое образование.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в деревне Старое Исаково Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Старожилы рассказывают о происхождении нашей деревни так: основана в первой половине 18 века, на реке Купчиме, у дороги Бугульма- Оренбург, в 20 километрах от Бугульмы. В то время она имела название Лисьи Горы.
Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами; большие раздольные луга и поля. Ещё наш край - это край родников. Родники- это очарование родной земли. Татарстан с полным правом можно назвать родниковым краем. Только учтенных родников у нас около четырех тысяч,а сколько ещё ждут чтобы их «заметили».
Наша природа красива в любое время года. Многие поэты воспевают в своих стихах наш край. Мы с детьми тоже воспели свой родник, свою деревню сочинив гимн: «ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ».
1.На Волге великой Исаково есть,
К нему мы привязаны с детства душой;
Все краше становится день ото дня,
Сердцем Поволжья его мы зовем.
Припев: Любимое Исаково! Родное моё!
Мы связаны нитью незримой одной.
2. Историю села мы узнаём,
И учим стихи и песни поём.
Живём мы на этой прекрасной Земле,
Где счастья хватает и мне и тебе.
В нашем Староисаковском МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района Республики Татарстан при активной помощи родителей, сотрудников СДК, библиотеки, Староисаковской СОШ, исполкома Староисаковского сельского совета во главе с председателем СМС А.И. Елисеевой, детей и сотрудников ДОУ создан проект «ГОЛУБАЯ КАПЕЛЬКА», представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей средне-старшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края. Воспитывая у детей любовь к родной деревни, необходимо подвести к пониманию, что наша деревня (родник)- частица России.
Деревенским родникам испокон веков давали красивое имя. Конечно, каждое название родника имело свою тайну, свою историю. До возрождения наш родник был безымянным. Предлагались разные варианты, но остановились на одном, решили назвать родник «Иван да Марья». Это имя не взялось из ниоткуда, с названием родника связана легенда, которая гласит: в конце ХIХ века обустроил этот родник житель по имени Иван, а ходили на этот родник за чистой водой—Марьи, почти в каждом доме села была женщина с таким именем. А ещё захотели сельчане увековечить имя Марии в память Воробьёвой Марии, которая погибла в годы Великой Отечественной войны. Молодая девушка из бывшей деревушки нашего селения.
Глоток родниковой воды подносили тем, кто уходил на войну — чтобы назад к родному порогу вернулись.
У родника два каптажа — «Иван да Марья», воды которых сливаются в один ручей и несут, несут свою живительную силу нам—людям.
Деревенские родники. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода — есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы. Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь деревни.
В настоящее время проектная деятельность — одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты. Этот проект:
Во-первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Развивайте, играйте, творите!
Пусть для вас будет правилом:
«Сегодня не получилось- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть!»
Содержание работы над проектом по этапам
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки выполнения |
1-й этап - подготовительный | ||
Составление плана работы по реализации проекта «Голубая капелька» | Июнь-июль | |
Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, сотрудники детского сада, сотрудники СДК, библиотеки | август | |
Создание экологической тропы; обследование природных условий вокруг родника «Иван да Марья»; организация материальной базы | сентябрь | |
Экскурсия на родник «Иван да Марья»-беседа, наблюдения | сентябрь | |
«Водное ожерелье Татарстана»-познавательная беседа | сентябрь | |
Игровое занятие «Чистая вода нужна всем и всегда» | сентябрь | |
Игровое занятие«Волшебница вода» | октябрь | |
Познавательный час «Вода, вода – кругом вода» | октябрь | |
«Поможем капельке»- экологическо - исследовательский тренинг | октябрь | |
«Ходит капелька по кругу» - игра- путешествие | октябрь | |
«Дух родника»- работа на маршруте. | ||
2-й этап – исследовательно- эксперементальный | ||
«Родники родной деревни»- экологический турнир | ноябрь | |
Наблюдения за водой (снегом) –занятие с проведением опытов | ноябрь | |
«Вода- источник жизни»- опытно-эксперементальная работа | ноябрь | |
«Святые родники»-игра-путешествие | ноябрь | |
Воспитание бережного отношения к воде – наблюдение, эксперементирование | декабрь | |
«Вода бывает холодной, горячей, разноцветной»-исследовательский эксперемент | декабрь | |
«Волшебница- водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде | декабрь | |
«Родники любви» - познавательная беседа | декабрь | |
«Берегите воду»- сказочное интегрированное занятие | декабрь | |
«Праздники у родника» - познавательный час | январь | |
«Кто в реке живёт?»- экскурсия (река на роднике) | январь | |
«Беседа о водных растениях»- экологическая экспертиза | январь | |
«Родники- глаза родной земли»- познавательное мероприятие | февраль | |
«Знакомство с глиной, песком»- заседание клуба «Почемучек» (берег реки) | февраль | |
«Такой разный песок»- заседание клуба «Почемучек»-эксперемент «Откуда берётся песок» | февраль | |
«Что человек делает из глины»-эксперемент | февраль | |
«Знакомство с камнем»-эксперемент во время экскурсии (форма,размер,цвет, где используется) | март | |
«Встречи на экологической тропе» -познавателтный час | март | |
«Наш общий дом» - викторина | март | |
«Созерцание чуда» - экскурсия | март | |
«Наша семья на роднике» - создание альбома (родители, дети) | апрель | |
«Милый сердцу уголок» - создание альбома (родители, дети, воспитатели) | апрель | |
Знакомство с растениями на роднике: а) дикорастущие; б) культурные; в) лекарственные. Сравнение растений и их различие, сбор лекарственных трав- изготовление гербария, сбор лекарственных трав для сдачи в аптеку, для приготовления лекарств (совместно с медиками) | май | |
3-й этап – заключительный | ||
Открытое интегрированное занятие: «Водица- всему царица» | июнь | |
Конкурс рисунков: «Маленький уголок моей Родины» | июнь | |
Экологический поход совместно с родителями: «Мы - робинзоны» | июнь | |
Выпуск журнала: “Родник-частица нашей Родины». Участники-дети; материал: папка с файлами, картинки или фотографии с изображением родника | июль | |
Родительское собрание по итогам работы по проекту: «Голубая капелька» - «Я,ТЫ, ОН, ОНА-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ». | июль | |
«Мы друг другу все нужны» - экологические эксперименты | июль | |
Создание папки – обобщения опытов работы с детьми на роднике | август | |
Размещение материалов проекта в методических журналах и специальной литературе | ||
«Традиции чаепития у разных народов» -развлекательно-познавательное мероприятие | август | |
Праздник «Волшебница вода» | август |
Ожидаемые результаты:
· Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.
· Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
· Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, родникам-хранилищу богатства природы.
· Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.
· Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями.
· Расширение взаимодействия с СДК, библиотекой, установление преемственной связи со школой.
· Развитие у детей навыков эксперементирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.