Экспертная деятельность в сфере досуга и рекреации
по направлению подготовки
51.03.01 Культурология,
профиль подготовки «Социально-культурные практики в индустрии досуга и рекреации»
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
заочная форма обучения
Преподавател ь: Егорова Екатерина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения,
Электронный адрес – ruslit1611@yandex.ru
Виртуальная доска: https://padlet.com/ruslit1611/3442jzp6k3x2
1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель дисциплины – дать студентам представление об основных понятиях экспертологии, методах исследования материалов, имеющих признаки экстремисткой направленности; показать возможные пути использования знаний и умений в лингвокультурной криминалистической практике. Курс способствует расширению лингвистического и культурного кругозора студентов.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и приобретения соответствующих компетенций студент в ходе освоения учебной дисциплины должен:
знать:
- общие принципы назначения судебных экспертиз;
- о месте судебной культуроведческой экспертизы;
уметь:
- определять тип экспертизы;
- соотносить поставленные вопросы с типами экспертных задач;
- оценивать вопросы эксперту с точки зрения вхождение в пределы компетенции эксперта-культуролога;
владеть:
– основными теоретическими понятиями теории судебной экспертизы и судебной культуроведческой экспертизы;
– навыками оформления экспертных заключений и заключений специалиста.
2.Содержание учебной дисциплины «Экспертная деятельность в сфере досуга и рекреации »
Тема | Краткое содержание |
Основные понятия дисциплины. Экспертология в сфере досуга и рекреации | Связь экспертологии с криминалистикой и теорией судебных экспертиз |
Экспертное заключение | Понятие экспертизы. Исследовательский и процессуально-юридический аспекты экспертной деятельности. Субъект, объект, предмет, цели, задачи экспертизы. Общие требования к содержанию, структуре и оформлению экспертиз. |
Юридическая культура специалиста в области искусства и гуманитарных наук. | Нормативно-правовые основы деятельности |
Темы и задания к практическим занятиям
Тема практического занятия | Задание (см. папку с литературой) |
Типы экспертиз | Подготовить презентацию на тему: 1. Типология экспертиз в процессуально-юридическом аспекте 2. Типология экспертиз в исследовательском аспекте |
Специалист и эксперт как субъекты деятельности. Права и обязанности специалиста, права и обязанности эксперта. | Составить по теме занятия кроссворд посредством ресурса https://cross.highcat.org/ru |
Компетенция и компетентность эксперта. Внутреннее убеждение эксперта (гносеологический, психологический, логический компоненты внутреннего убеждения (Р.С. Белкин)). Цели экспертизы (юридический и исследовательский аспекты). | Обсуждение экспертиз по ст.ст. 280, 282, опубликованных на сайтах https://siberia-expert.com/, ГЛЭДИС. Своё мнение по поводу оценки экспертиз в форме эссе опубликовать на доске (объём до 3 страниц). |
Темы контрольных работ
1. Социальная востребованность теоретической и прикладной юрислингвистики в современной России.
2. Юридическая культура специалиста в области искусства и гуманитарных наук.
3. Государственное право и законодательство, регулирующее статус языка в обществе (государстве); язык как объект конституционно-правового регулирования в Российской Федерации.
4. Экспертиза как исследование и ее современные тенденции.
5. Техника экспертной деятельности и оформления результатов.
6. Понятие экспертизы. Исследовательский и процессуально-юридический аспекты экспертной деятельности.
7. Субъект, объект, предмет, цели, задачи экспертизы.
8. Результаты экспертизы.
9. Типы экспертиз. Типология экспертиз в процессуально-юридическом аспекте. Типы экспертиз по месту проведения (экспертизы, проводящиеся в государственных и негосударственных экспертных учреждениях).
10. Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие экспертную деятельность.
11. Основания для назначения экспертизы. Учреждения и лица, осуществляющие экспертную деятельность.
12. Общие требования к содержанию, структуре и оформлению экспертиз.
13. Специалист и эксперт как субъекты деятельности. Права и обязанности специалиста, права и обязанности эксперта. Компетенция и компетентность эксперта.
14. Оформление экспертного заключения. Структура экспертного заключения. Вводная часть заключения и ее реквизиты. Исследовательская часть. Выводы.
15. Практические проблемы судебной экспертизы по делам об экстремизме. Косвенные призывы в современных идеолого-религиозных текстах разных жанров
Список рекомендованной литературы и источников
5.1 Основные источники:
1. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. 3. изд., доп. - М.: Норма, 2013. -272 с.
2. Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: Коллективная монография / Автор–составитель Н. А. Кривич; ред. В. А. Рабоша, Л. В. Никифоровой, Н. А. Кривич.- СПб.: Астерион, 2014. - 295 с.
3. Настольная книга судьи: судебная экспертиза/ ред. Галяшина Е.И., Россинская Е.Р. - М.: Проспект, 2014. - 464 с.
5.2 Дополнительные источники:
1. Зинин А.М., Омельянюк Г.Г., Пахомов А.В. Введение в судебную экспертизу. М., 2002.
2. Судебная экспертиза по делам об экстремизме Т.В. Губаева // Статья опубликована в сб.: Вестник Института экономики, управления и права. Сер. 2. Право. Вып. 7. Казань, 2006. С. 303-315
3. Подкатилина М. Л. Судебная лингвистическая экспертиза экстремистских материалов: теоретические и методические аспекты // https://siberia-expert.com/
4. Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Под ред. проф. М.В. Горбаневского. — М., 2001.
5.3 Интернет-ресурсы (методические и др. разработки в электронном виде, компьютерные лабораторные или практические работы, компьютерные программы и т.п.):
https://www.rusexpert.ru/
https://siberia-expert.com/