Анализ финансовых результатов деятельности предприятия




3.1 Анализ состава и структуры чистой прибыли предприятия

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процес­се производства и реализованного в сфере обращения. Она:

- характеризует финансовый результат предприниматель­ской деятельности;

- является основой экономического развития организации;

- наиболее полно отражает эффективность производства,
объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укреп­ление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Рост прибыли создает финансовую опору для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных проблем, удовлетворения материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Показатели прибыли характеризуют степень активности и финансового благополучия.

Хозяйственная деятельность организации достаточно разнообразна, производственная, снабженческая, сбытовая деятельности. Поэтому прибыль организации принимает разные формы. Исходным моментом в расчетах показателей является выручка от продаж продукции, товаров и услуг, которая характеризует завершение производственного цикла организации, возврат авансированных на производство средств и превращение их в денежную форму, а также начало нового цикла в обороте всех средств. Изменение в объеме продаж оказывает наиболее чувствительное влияние на финансо­вые результаты деятельности организации.

Прибыль представляет собой разность между дохода­ми от деятельности предприятия и расходами на её осуществление. Для анализа используется система показателей прибыли, которые различаются по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Валовая прибыль определяется вычитанием из выручки от продажи себестоимости проданной про­дукции. При уменьшении валовой прибыли на сумму коммерческих и управленче­ских расходов получается прибыль от продаж. Прибавляя операционные и внереа­лизационные доходы, и вычитая расходы, получают сумму прибыли до налогооб­ложения. Прибыль до налогообложения, уменьшенная на величину налога на при­быль, показывает сумму прибыли от обычной деятельности. Чистая прибыль представляет разность между прибылью от обычной деятельности и чрезвычайными доходами (расходами).

Анализ прибыли начинается с общей оценки динамики прибыли, ее состава и структуры. Она дается по данным горизонтального и вертикального анализа, проводимого на основе аналитической таблицы, составленной по форме отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Для решения поставленной задачи необходимо воспользоваться данными таблицы 9.

Таблица 9 – Анализ прибыли на предприятии, тыс.р.

Показатель       Отклонение (+;-)
Выручка от продажи продукции        
Себестоимость проданной продукции        
Валовая прибыль -556      
Прибыль от продаж -556      
Сальдо операционных доходов и расходов - - - -
Сальдо внереализационных доходов и расходов - - - -
Прибыль до налогооблажения -306      
Прибыль от обычной деятельности -306      
Сальдо чрезвычайных доходов и расходов - - - -
Чистая прибыль -306      

За отчетный период валовая прибыль увеличилась на 2579 тыс. руб. или на 263,85%. Это явилось следствием роста выручки от продаж продукции в большей степени (260,41%), чем себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (158,77%).

Прибыль от продаж в отчетном периоде была выше на 1569 тыс. руб. или на 345,59%, чем в предыдущем периоде.

Благодаря успешной работе предприятия по экономии управленческих коммерческих расходов имеется увеличение роста прибыли от продаж.

По сравнению с предыдущим годом прибыль до налогообложения значительно увели­чилась на 1207 тыс. руб. и составила 1899 тыс. руб. вместо 692 тыс. руб., т.е. на 174,42% больше.

Чистая прибыль в отчетном периоде была больше, чем в предыдущем пери­оде и составила 1899 тыс. руб. вместо 692 тыс. руб. в предыдущем периоде.

При анализе динамики прибыли и ее структуры важно определить и такие показатели, как общая величина доходов за отчетный период, общая величина расходов за отчетный период, величина доходов на 1 руб. расходов организа­ции, величина расходов на 1 руб. доходов организации, расходы по обычным видам деятельности на 1 руб. выручки от продажи продукции; доля доходов от основной деятельности в общей сумме доходов организации; величина чистых доходов (прибыли).

Общая величина доходов за отчетный период (ОВД) — это сумма выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и ана­логичных обязательных платежей), проценты к получению, доходы от участия в других организациях (ДДО), прочие доходы (ПД).

Общая величина расходов отчетного периода - это сумма себестоимости проданных товаров, работ, услуг, коммерческих расходов КР, управлен­ческих расходов УР, процентов к уплате %, прочих расходов ПР, налога на прибыль и иных обязательных платежей НП.

3.2 Индексный анализ влияния факторов на изменение прибыли от продаж

Основную часть прибыли хозяйства получают от реализации продукции. Поэтому в ходе дальнейшего анализа необходимо изучить динамику прибыли и определить факторы изменения её суммы.

Проведем индексный анализ суммы прибыли от продажи зерна в ОАО «Пригородное». На изменение суммы прибыли от продажи зерна влияют три фактора: объем продаж (q), среднереализационная цена(p) и себестоимость единицы продукции(z).

Таким образом, факторная модель имеет вид:

 

П = Вр - З = q*p-q*z = q*(p-z)

 

Таблица10- Показатели для индексного анализа прибыли от продажи зерна

Показатель Символ     Отклонение (+;-)
Объем продаж, ц q      
Средняя цена реализации, р. p 267,47 186,03 -81,44
Себестоимость единицы продукции, р. z   3,25 -326,75
Прибыль от продаж, р. П -556000    

 

Общее изменение прибыли от продажи зерна составит:

Iп = q1*(p1-z1)/q0*(p0-z0)

Iп = 11068*(186,03-3,25)/8893*(267,47-330) = -3,637

П = П10 = 2579000

в том числе за счет изменения:

- объема реализации

Iq = q1*(p0-z0)/q0*(p0-z0) = 11068*(267,47-330)/8893*(267,47-330) = 1,245 или 124,5%

П(q) = П10 = -136082,04

- средней цены реализации

Ip = q1*(p1-z0)/ q1*(p0-z0) = 11068*(186,03-330)/11068*(267,47-330) = 2,302 или 203,2%

П(p) = П10 = -1593459,96+692082,04 = -901377,92

- себестоимости единицы продукции

Iz = q1*(p1-z1)/q1*(p1-z0) = 11068*(186,03-3,25)/11068*(186,03-330) = -1,269 или -126,9%

П(z)=П10 = 2023000+1593459,96=3616459,96

Взаимосвязи индексов: Iп = Iq * Ip * Iz = 3,637

П = П(q)+ П(p)+ П(z)= 2579000

Расчеты показали, что прибыль от продажи зерна увеличилась на 2579000 рублей, за счет увеличения объема реализации на 1361 р., уменьшения средней цены реализации на 81,44 р. и себестоимости единицы продукции на 326,75 р.

 

3.3 Анализ показателей рентабельности

В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показа­тели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности измеряются прибыльностью с различных позиций. Общая формула расчета рентабельности отражает сумму прибыли организации к показателю, по отношению к которому рассчитывается рентабельность, т.е.

Re = Ц/U

 

При этом в числителе может быть: валовая прибыль, прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль) и чистая прибыль.

В знаменателе могут быть отражены активы (или капитал) организации в целом, собственный капитал, заемный капитал, перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств), текущие активы, производственные фонды (сумма основных производственных и оборотных производственных фондов), выручка от реализации продукции (объем про­даж), себестоимость реализованной продукции.

В связи с использованием большого числа состава показателей и их различ­ных сочетаний можно рассчитывать целый ряд показателей рентабельности.

Различают несколько групп показателей рентабельности:

-показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов;

-показатели, характеризующие рентабельность продаж;

-показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность рабо­ты предприятия в целом, доходность различных направлений де­ятельности (производственной, предпринимательской, инвести­ционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем при­быль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с на­личными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвести­ционной политике и ценообразовании.

Сейчас необходимо рассчитать и проанализировать изменение показателей рентабельности.

 

 

Таблица 11 – Динамика показателей рентабельности

Показатель       Отклонение (+;-)
Валовая прибыль, тыс.р. -556      
Прибыль от продаж, тыс.р. -556      
Чистая прибыль, тыс.р. -306      
Себестоимость проданной продукции, тыс.р.        
Выручка от продажи продукции, р.        
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.р.       -142
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.р.        
Итого основных производственных и оборотных средств. тыс.р.        
Рентабельность производственной деятельности, % -8,96 20,26 35,02 43,98
Рентабельность продаж, % -10,70 17,88 25,51 36,21
Рентабельность капитала, % -3,9 9,09 24,65 28,55

 

Расчеты показали, что предприятие за анализируемый период работает рентабельно, эффективность деятельности предприятия увеличивается, так как уровень показателей рентабельности также увеличивается.

За анализируемый период валовая прибыль в 2007 году увеличилась на 2579 тыс.р. или на 263,8% по сравнению с 2005. Что касается себестоимости продукции, то она также увеличилась в отчетном году на 2007 тыс.р. или на 58,77% по сравнению с базисным годом.

 

3.4 Индексный анализ рентабельности

Рентабельность продаж характеризует размер прибыли в рас­чете на 1 руб. выручки. Этот показатель рентабельности может быть рассчитан по разным видам прибыли: прибыли от продаж; прибыли до налогообложения; прибыли от обычной деятельно­сти; чистой прибыли. Однако наиболее объективным показате­лем рентабельности продаж, на наш взгляд, является рентабель­ность, рассчитанная как отношение прибыли от продаж (стр. 050, ф. № 2) к выручке (стр. 010, ф. № 2):

Р= П/В

где Р - рентабельность продаж;

П - прибыль от продаж;

В - выручка.

 

Используя данные таблицы 11, с помощью индексов, проанализируем изменение рентабельности продаж в целом и по факторам.

R00/Вр0*100% = -556/2859*100%= -19,45%

R1= П1/Вр1*100% = 2023/7445*100% = 27,17%

Rусл0/Вр1*100% = -556/7445*100% = -7,47%

Общее изменение рентабельности продаж составит:

IR= R1/R0 = 27,17/(-19,45) = - 1,397 или – 139,7%

R = R1-R0 = 46,62

В том числе за счет изменения:

- суммы выручки от продажи продукции

IВр = Rусл/R0 = -7,47%/(-19,45%) = 0,384 или 38,4%

R(Вр)= 11,98

- суммы прибыли

Iп= R1/Rусл = 27,17%/(-7,47%) = -3,637 или -363,7%

R(П) = 34,64

Взаимосвязь индексов: IR = IВр* Iп =0,384*(-3,637) = -1,397

R= R(Вр)+ R(П) = 11,98+34,64 = 46,62

 

За 2005-2007гг. рентабельность увеличилась на 46,62%, в том числе за счет увеличения суммы прибыли на 34,64% и за счет увеличения суммы выручки от продажи продукции на 11,98%.

Таким образом, проанализировав рентабельность продаж в ОАО «Пригородное» за три года, можно сделать вывод, что предприятие работает рентабельно и является финансово-устойчивым.

3.5 Выявление основной тенденции развития показателя рентабельности методом аналитического выравнивания

Рентабельность – показатель динамичный, постоянно изменяющийся под влиянием множества факторов. Основную тенденцию изменения рентабельности можно определить при помощи метода аналитического выравнивания. Данные для анализа представлены в таблице 12.

Таблица 12 – Исходные и расчетные данные для аналитического выравнивания рентабельности предприятия.

Год Рентабельность Y Порядковый номер года t Расчетные данные
Y*t t2 t
  -3,00 -2     -14,424
  -8,25 -1 8,25   -6,392
  -19,45       1,64
  11,73   11,73   9,672
  27,17   54,34   17,704
Итого 8,2   80,32   8,2

 

Рассчитаем параметры уравнения a0 и a1 подставив из таблицы необходимые значения:

n = 5

a0 = ∑Y/n = 8,2/5=1,64

a1 = ∑Y*t/∑t2=80,32/10 = 8,032

Уравнение линейного тренда имеет вид:

t =a0 + a1t

1 =1,64+8,032*(-2)= -14,424

2 = 1,64+8,032*(-1)= -6,392

3 = 1,64+8,032*0=1,64

4 = 1,64+8,032*1=9,672

5 = 1,64+8,032*2=17,704

Таким образом, средний показатель рентабельности составляет 8,032, a0=1,64 – значение выровненной рентабельности для центрального в динамическом ряду принятого за начало отчета.

Фактические и расчетные значения среднегодовой выработки представлены в виде графика (рис. 1).

 
 

 

 


 

Рисунок 1 – Аналитическое выравнивание показателя рентабельности

 

Тенденция изменения рентабельности в изучаемом периоде отчетливо проявляется в результате построения выровненной прямой Yt = 1,64+8,032*t

Таким образом, мы изучили методы выявления и описания основной тенденции динамического ряда.

Анализ линейного тренда показателя рентабельности показал, что рентабельность производства ежегодно увеличивается на 8,032%.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: