Здоровьесберегающий проект «Здоровый ребёнок – наше будущее»
Кудрявцева Ольга Юрьевна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Березка»,
Петрожицкая Оксана Леонидовна –воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Березка»,
Денисова Елена Николаевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Березка».
Актуальность
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Обеспечение здоровья и физического развития детей заявлено в качестве одного из приоритетов государственной образовательной политики. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему, потому что за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось из-за недостаточной осведомленности родителей о важности физического воспитания, негативной статистики по образу жизни в семье - сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношениях сотрудников ДОУ с родителями.
Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем современного общества.
Дети, посещающие наш детский сад, ежегодно проходят медицинский осмотр врачом педиатром и другими узкими специалистами. После медицинского заключения было выявлено, что большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой «группе риска» - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.
|
Цель и содержание инновационной идеи.
Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.
Задачи:
1. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
2. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
3. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «Здоровый образ жизни».
4. Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Вид проекта:
По продолжительности: долгосрочный
По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный
По содержанию: социально-педагогический
По характеру контактов: в рамках ДОУ
По количеству участников: фронтальный
Основные этапы
I этап – аналитический
Цель:анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
- анализ состоянию здоровья детей;
- анализ развития двигательных навыков детей;
- оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
- организация работы творческой группы повыявлению проблем и прогнозированию результатов работы.
II этап – диагностический
|
Цель:Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ - «Здоровый малыш!».
Планово-прогностическая деятельность:
Комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта:
- разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
- разработка модели системы по здоровьесбережению «Здоровый малыш!»
- разработка методических рекомендаций (педагогический инструментарий);
- систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
III этап – основной
Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Организационная деятельность:
Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни.
- разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
- подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;
- использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
-организация сотрудничества с районной больницей, ДЮСШ, спорткомитетом.
-организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению;
-организация совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей;
|
-мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
Организация работы творческой группы:
- внедрение проекта и использование здоровьесберегающих технологий;
-отслеживание промежуточных результатов и по необходимости корректировка работы по реализации проекта.
IV этап – заключительный
Подведение итогов работы в проекте, анализ полученных результатов деятельности, определение перспективы на будущее.
Подведение итогов проекта.
Механизмы реализации идеи
Пути реализации проекта:
· тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
· мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
· экскурсии;
· спортивные соревнования;
· беседы;
· игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
· консультации для родителей
Ресурсное обеспечение
Методическое | Кадровое | Материально - техническое |
- методическая литература по данной тематике; - методический и практический материал для работы с детьми - использование Интернет - ресурсов | заведующий старший воспитатель воспитатели специалисты медицинский персонал | Наличие в ДОУ: - методического кабинета - спортивной площадки - медицинского блока -центры двигательной активности в групповых помещениях - уголков релаксации - кабинет логопеда Оборудование: - спортивное - медицинское -для проведения закаливающих и профилактических мероприятий -для проведения коррекционно – оздоровительной работы |
План реализации проекта
Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Продукты деятельности | |
I этап – аналитический | ||||
Анализ -заболеваемости воспитанников; - развития двигательных навыков | Ст. воспитатель Мед. сестра | Сравнительный анализ | ||
Анализ УМК (учебно – методический комплекс) по вопросам здоровьесбережения | Ст. воспитатель Творческая группа | Список литературы | ||
Оценкаорганизационных условий и ресурсного обеспечения | Администрация | Аналитическая справка | ||
Организация работы творческой группы | Ст. воспитатель | - План работы - Схема модели «Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в МБДОУ «Детском саду № 6 «Берёзка» | ||
II этап – диагностический | ||||
Организация работы Творческой группы - создание единой системы работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ - разработка Модели системы работы по здоровьесбережению в ДОУ «Здоровый малыш!»; | Ст. воспитатель Творческая группа | Модель системы работы по здоровьесбережению в ДОУ «Здоровый малыш!» | ||
Разработка и моделирование образовательного процесса: - Комплекса мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития - Планирование оздоровительной системы в режиме дня - Усовершенствование структуры двигательного режима за счет использования традиционных и инновационных форм работы - Разработка системы оздоровительной работы | Творческая группа | - Современные здоровьесберегающие технологии, - Оздоровительная работа в системе дня - Организация двигательного режима - Система оздоровительной работы - План оздоровительно - профилактических мероприятий | ||
Контрольно – диагностическая деятельность: Подборка диагностического материала для: -комплексной оценки уровня знаний детей; -анкетирования педагогов; -опроса родителей | Ст. воспитатель | Комплексная диагностика культуры здоровья | ||
III этап – основной | ||||
Подготовка программно – методической базы для реализации проекта: - Разработка плана работы с педагогами; - Разработка перспективного плана работы с родителями (Приложение № 1) | Ст. воспитатель | План работы с педагогами План работы с родителями | ||
Систематизация методических и дидактических материалов по обучению воспитанников Апробация инновационных методик здоровьесбережения: «Минутки шалости», «Минутки тишины» «Гимнастика маленьких волшебников», разработанная педагогом Т. В. Нестерюк. | Ст. воспитатель Творческая группа педагоги | Методическая копилка практического материала Апробация инновационных методик | ||
Психолого – педагогическое просвещение родителей Система работы с семьями воспитанников «Мама, папа, я – здоровая семья» | Ст. воспитатель педагоги | Содержание работы системы «Мама, папа, я – здоровая семья» | ||
Координация деятельности педагогов Оперативный контроль | Заведующий, Ст. воспитатель, Медицинский персонал | Аналитическая справка | ||
Использование активных форм методической работы: - Эстафета педагогического мастерства. - Акция «Мы – за здоровый образ жизни» | Ст. воспитатель | Фотоотчет | ||
Представление опыта работы на районном уровне - Методическое районное объединение на тему: «ФГОС ДО» (Здоровьесберегающие технологии в детском саду) | заведующая Ст. воспитатель Педагоги | Система оздоровительной работы | ||
Организация взаимодействия с социумом (ДЮСШ, спорткомплекс) | Администрация | Заключение договоров | ||
Организация работы творческой группы: - отслеживание промежуточных результатов реализации проекта | Творческая группа | Сравнительный анализ заболеваемости | ||
IV - заключительный | ||||
Организация работы с педагогическими кадрами Оформление методических материалов и разработок организации работы по ЗОЖ | педагоги | Оформление памяток, папок – передвижек, конспекты НОД | ||
Организация процедуры мониторинга | Ст. воспитатель | Диагностика | ||
Анализ результатов проектной деятельности -Педсовет «Итоги работы » | Администрация Творческая группа | Проведение педсовета | ||
Определение перспектив работы ДОУ | Администрация Творческая группа | Разработка плана работы на будущее. | ||
Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.
Ожидаемые результаты
· повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
· повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
· повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
· создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
· оформление выставки детских работ по теме «Здоровью – да!»
· создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников»
· создание клуба ««Мама, папа, я – здоровая семья»
· создание модели системы работы по здоровьесбережению в ДОУ «Здоровый малыш!»