Группировка длительностей в размере 2/4




Группировка – это объединение нот в такте в группы в соответствии с размером.

Группировка длительностей в размере 3/4

Обрати внимание, что за исключением пунктирного ритма, восьмые и шестнадцатые объединяются под «крышечки» по следующему правилу: в размере 2/4, 3/4, 4/4 под крышечкой умещаются длительности, в сумме равные четверти.

Группировка длительностей в размере 3/8

в размере 3/8 под крышечкой умещаются длительности, в сумме равные четверти с точкой!

Звукоряд. Лад. Гамма. Тональность.

Звукоряд – любое число нот, расположенных подряд вверх или вниз.

Лад – звукоряд с устойчивым центром - тоникой (I ступенью, которая «притягивает» к себе остальные звуки), имеет определённую окраску звучания (мажорную или минорную).

Гамма – все ступени лада подряд, от тоники до тоники.

Тональность – высота лада, или лад от конкретного звука.

 

Ладовое тяготение.

В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени.

Устойчивые ступени лада - I, III, V. Они образуют тоническое трезвучие. Это опорные ступени лада, к которым тяготеют все другие ступени.

Неустойчивые ступени лада – II, IV, VI, VII. Они тяготеют к устойчивым.

Разрешение – это переход неустойчивого звука в устойчивый.

 

Вводные звуки – это две неустойчивые ступени вокруг тоники (VII и II)

 

Главные ступени лада.

Главные ступени лада: тоника (T) – I ступень, субдоминанта (S) – IV ступень, доминанта (D) ­– V ступень. Название «главные» они получили потому, что построенные на них трезвучия приобрели главное значение в классической гармонии, активно участвуют в аккомпанементе и дают окраску ладу.

Мажор.

Мажор – это лад, в котором на I ступени (тонике) образуется мажорное трезвучие. В основании трезвучия лежит большая терция, придающая ладу светлое, радостное звучание. (см. далее интервалы и трезвучия)

Тетрахорд – звукоряд из 4 ступеней.

 

Минор.

Минор – это лад, в котором на I ступени (тонике) образуется минорное трезвучие. В основании трезвучия лежит малая терция, придающая ладу грустное, печальное звучание. (см. далее интервалы и трезвучия) Минор, в котором нет случайных знаков (хроматического изменения ступеней), называется натуральным.

В гармоническом миноре повышается VII ступень. Яркий признак лада – увеличенная секунда на VI ступени.

В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вниз гамма звучит как натуральная.

В последнее время принято считать, что при движении вниз в мелодическом миноре также повышаются VI и VII ступени.

 

Квинтовый круг тональностей.

Квинтовый круг тональностей - это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам (см. далее интервалы) Движение вверх по квинтам даёт возрастание числа диезов и убывание бемолей.

Обрати внимание, что с большой буквы в данной схеме написана мажорная тональность, с малой – параллельная ей минорная.

 

Знаки при ключе.

Знаки при ключе всегда появляются (а значит, и пишутся) в определённом порядке: диезы – по квинтам вверх, бемоли - по квартам вверх (или по квинтам вниз)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: