Группировка – это объединение нот в такте в группы в соответствии с размером.
Группировка длительностей в размере 3/4
Обрати внимание, что за исключением пунктирного ритма, восьмые и шестнадцатые объединяются под «крышечки» по следующему правилу: в размере 2/4, 3/4, 4/4 под крышечкой умещаются длительности, в сумме равные четверти.
Группировка длительностей в размере 3/8
в размере 3/8 под крышечкой умещаются длительности, в сумме равные четверти с точкой!
Звукоряд. Лад. Гамма. Тональность.
Звукоряд – любое число нот, расположенных подряд вверх или вниз.
Лад – звукоряд с устойчивым центром - тоникой (I ступенью, которая «притягивает» к себе остальные звуки), имеет определённую окраску звучания (мажорную или минорную).
Гамма – все ступени лада подряд, от тоники до тоники.
Тональность – высота лада, или лад от конкретного звука.
Ладовое тяготение.
В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени.
Устойчивые ступени лада - I, III, V. Они образуют тоническое трезвучие. Это опорные ступени лада, к которым тяготеют все другие ступени.
Неустойчивые ступени лада – II, IV, VI, VII. Они тяготеют к устойчивым.
Разрешение – это переход неустойчивого звука в устойчивый.
Вводные звуки – это две неустойчивые ступени вокруг тоники (VII и II)
Главные ступени лада.
Главные ступени лада: тоника (T) – I ступень, субдоминанта (S) – IV ступень, доминанта (D) – V ступень. Название «главные» они получили потому, что построенные на них трезвучия приобрели главное значение в классической гармонии, активно участвуют в аккомпанементе и дают окраску ладу.
Мажор.
Мажор – это лад, в котором на I ступени (тонике) образуется мажорное трезвучие. В основании трезвучия лежит большая терция, придающая ладу светлое, радостное звучание. (см. далее интервалы и трезвучия)
|
Тетрахорд – звукоряд из 4 ступеней.
Минор.
Минор – это лад, в котором на I ступени (тонике) образуется минорное трезвучие. В основании трезвучия лежит малая терция, придающая ладу грустное, печальное звучание. (см. далее интервалы и трезвучия) Минор, в котором нет случайных знаков (хроматического изменения ступеней), называется натуральным.
В гармоническом миноре повышается VII ступень. Яркий признак лада – увеличенная секунда на VI ступени.
В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вниз гамма звучит как натуральная.
В последнее время принято считать, что при движении вниз в мелодическом миноре также повышаются VI и VII ступени.
Квинтовый круг тональностей.
Квинтовый круг тональностей - это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам (см. далее интервалы) Движение вверх по квинтам даёт возрастание числа диезов и убывание бемолей.
Обрати внимание, что с большой буквы в данной схеме написана мажорная тональность, с малой – параллельная ей минорная.
Знаки при ключе.
Знаки при ключе всегда появляются (а значит, и пишутся) в определённом порядке: диезы – по квинтам вверх, бемоли - по квартам вверх (или по квинтам вниз)