Формы организации дополнительного образования.




Особенности организации ДО можно рассмотреть через особенности форм образовательных объединений, учебных занятий, педагогических технологий.

В научных исследованиях представлены разные трактовки понятия «организационные формы обучения».

Форма – это способ существования и выражения содержания (М.А. Молчанова).

Форма организации – это специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и обучающихся при работе над учебным материалом (И.М. Чередов).

Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.

Таким образом, форма (от лат forma – внешний вид, оболочка) в педагогике трактуется как способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннего содержания, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования.

В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно – образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям.

М.И. Махмутов и С.А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:

- форма обучения (педагогическая технология);

- форма учебной деятельности обучающегося;

- форма организации текущей деятельности учебной работы группы.

Деятельность детей в системе ДО происходит в разных формах детских образовательных объединений.

Они имеют официальное положение: место в структуре организации, педагога, определенный нормативами численный состав.

Кружок – это объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно – практических задач, направленных на формирование ЗУН по конкретному профилю деятельности. В организациях ДО кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей.

Клуб – это объединение детей и подростков по интересам, имеющее в приоритете следующие педагогические задачи:

- организация досуга детей;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

Отличительная особенность – наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т.д.

Клубы бывают:

- образовательные (технические, спортивные, предметные), в них дети получают ЗУН по определенному профилю деятельности;

- досуговые – приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений (например, клуб старшеклассников, клуб любителей родного города и т.д.).

 

Лаборатория – то форма детского образовательного объединения и место, где воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования.

Основная цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков.

В основе содержания деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей.

Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.

В составе объединения – преимущественно старшие подростки.

Студия – интегрированная форма образовательного объединения, обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т.п.).

Это чаще всего разновозрастные коллективы, где образовательный процесс строится на признании ценности, уникальности личности, индивидуальности творчества.

Основная цель – создание условий для развития художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта «деятельности детей.

Школа – это интегрированная форма детского объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов, или углубленное изучение одного предмета со ступенчатой системой обучения.

Для школ характерны комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач, приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей, комплекс учебных предметов (не менее трех), система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов, и другие отличительные особенности.

В практике организации ДО наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).

 

В организациях ДО существуют и другие формы образовательных объединений.

Мастерская – форма детского образовательного объединения, где участники знакомятся с каким – либо видом искусства, изучают различные технологии, и получают трудовой навык изготовления чего – либо, овладевают определенной профессией или ремеслом.

Ансамбль – небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Функционирует преимущественно в музыкальном виде искусства.

Театр – детское образовательное объединение, занимающееся устройством сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.

Вывод: образовательное объединение в системе ДО – это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.

При образовательных объединениях могут создаваться временные коллективные объединения детей, группы. К ним можно отнести следующие групповые формы объединений:

- детские творческие группы по изготовлению общего изделия (например, игрушки, картины, технического изделия и т.д.), по созданию единого произведения (вокальная, танцевальная группы и др.), по подготовке культурно – досугового мероприятия и др.;

- разновозрастные группы - наставничество, шефство и др.);

- советы дела – по подготовке дел объединения или участию в общих делах образовательной организации;

- детские советы образовательных объединений – советы клубов, школ, студий и т.д.);

- детские производственные бригады.

 

В педагогической практике накоплен богатейший арсенал форм организации дополнительного образования детей. В зависимости от количества участников можно выделить массовые, коллективные и индивидуальные формы.

Массовые формы.

Принадлежность детей к единому коллективу можно проследить через организацию таких форм работы, как:

- организация единых массовых дел (например, праздники кружковцев);

- сквозные досуговые и игровые программы (КВН, викторины, конкурсы);

Массовую деятельность можно рассматривать не только на уровне организации, но и на уровне микрорайона, на территории которого находится организация.

К формам массовой работы в рамках социально педагогической деятельности относятся следующие:

- конкурс – форма массовой работы, предполагающая организацию соревнования с целью выявления лучших участников. Использование этой формы позволяет решать задачи социального закаливания детей, адаптации их к неординарным ситуациям, коммуникации и обмена информацией;

- фестиваль – форма массовой работы, создающая участникам пространство для коммуникации и обмена;

- биржа идей и предложений – активная форма развития сотрудничества и поиска новых форм взаимодействия;

- летние лагеря и школы по интересам и видам творчества – форма, предполагающая изучение истории, культуры и природы, развитие лидерских качеств, общение;

- форум – форма работы, участие в которой позволяет ребенку развивать лидерские качества, коммуникативные способности (например, исследовательский форум по обмену опытом по экологии, исследованию природы и охране жизни);

- город мастеров – массовая ролевая игра, удовлетворяющая и развивающая интерес детей к деятельности людей разных профессий, общению, созиданию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: