Темповое соотношение частей




Форма сонатного аллегро. Циклические формы музыкальных произведений (сонатно-симфонический цикл и сюитный цикл)

Сонатная форма (форма сонатного аллегро)

В сона́тной фо́рме три основных раздела: экспозиция, где противопоставляются главная и побочная партии, разработка, где темы развиваются, реприза, где повторяется экспозиция. Основная идея сонатной формы – конфликтность и динамика развития. Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма, она быстро достигла своих вершин в позднем творчестве Гайдна, Моцарта, а затем Бетховена и остаётся актуальной и в наше время, пережив всевозможные модификации в музыке XIX и XX вв.

Циклические музыкальные формы

Циклическую форму обычно используют при создании крупных произведений, состоящих из отдельных частей, но объединённых общим замыслом. А эти отдельные части циклических произведений строятся уже в какой-либо из музыкальных форм. Разновидности циклической формы – сонатно-симфонический цикл, сюита.

2.1.Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей излагать в сонатной форме.

Количество частей

В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными»:

Трёхчастный цикл

  • в сонате,
  • в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
  • в камерной музыке с участием фортепиано

Четырёхчастный цикл

  • в симфонии (со времён Карла Филиппа Эммануила Баха и Гайдна),
  • в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.).

Темповое соотношение частей

Темповое (и жанровое) соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется определенной логике чередования медленных и подвижных частей (без такой логики нарушится единство цикла).

Наиболее разнообразен в жанровом отношении четырёхчастный цикл. В нормативном четырёхчастном цикле присутствуют следующие жанровые аспекты:

  1. Напряженно-действенный (1-я часть в сонатной форме)
  2. Лирический (вторая, медленная часть)
  3. Танцевальный (менуэт или скерцо)
  4. Обобщенно-жанровый (подвижный финал[1]).

В трехчастном цикле при сохранении функций крайних частей средняя обычно медленная, реже — менуэт или скерцо.

В двухчастном цикле соотношение частей может быть любым.

 

2.2.Сюита (с фр. suite – «ряд», «последовательность», «чередование»)

Сюи́та — циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом. Сюиты обычно пишутся в мажорных тональностях.

Другое значение термина «сюита» — музыкально-хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, например, «балетная сюита».

Описание

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость, закономерность их соотношения.

Термин «сюита» был введён во второй половине XVII века французскими композиторами. Вначале танцевальная сюита состояла из двух танцев, паваны и гальярды. Павана — это медленный торжественный танец, название которого произошло от слова Павлин. Танцоры изображают плавные движения, гордо поворачивают головы и кланяются, такие движения напоминают павлина. Очень красивы были костюмы у танцоров, но у мужчины обязательно должны были быть плащ и шпага. Гальярда — это весёлый быстрый танец. Некоторые движения танца имеют смешные названия: «журавлиный шаг» и мн. др. Несмотря на то, что танцы разные по характеру, они звучат в одной тональности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: