Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Звездочка»
Утверждена на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида «Звездочка»
протокол №___
от «___»_____________20__ г.
Заведующая___________Н.Н.Сазанова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Радуга»
вид деятельности: нетрадиционные техники рисования
для детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
( срок реализации программы 2 года)
Руководитель: Абрамова М.И.
2012г.
пос. Чамзинка
Содержание
1.Пояснительная записка.
1.1 Актуальность
1.2 Педагогическая целесообразность.
1.3 Цели и задачи программы.
1.4 Принципы, методы и приемы.
2. Планируемые результаты.
3. Формы проведения итогов реализации программы
4. Учебно-тематический план
4.1 Учебно-тематический план первого года обучения
4.2 Учебно-тематический план второго года обучения
5. Материально-техническое обеспечение.
6. Приложение (перспективное планирование: 1год обучения)
(перспективное планирование: 2год обучения)
7.Список литературы.
“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своем труде”
Роден
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Звездочка».
Продолжительность реализации программы — 2 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-6 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки. Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 20 минут для детей 4 -5 лет, а 5-6 лет - 25 минут.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Закон РФ «Об образовании»;
-Конвенция о правах ребенка (1989г);
-Концепция дошкольного воспитания;
-СанПин 2.4.1.12.49-03
Актуальность
В наши дни гуманистическая направленность дошкольного образования проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Педагогическая целесообразность
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, худо-жественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
В исследованиях Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Р. Г. Казаковой, В.С. Мухиной, Н.А. Ветлугиной вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей. Мы считаем, что использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования. Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Новизна программы: разработана система деятельности по обучению детей с использованием нетрадиционных техник по рисованию.
Отличительной особенностью программы «Радуга» является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В данной программе используется частично-поисковый метод, который направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности. На занятиях используются дидактические игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. В формировании творческой активности большое значение имеет использование художественного слова, пальчиковой гимнастики, музыки.
1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель программы:
-развитие художественно-творческие способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования через дополнительное образование.
Задачи программы:
- Расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
-Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
1.4 ПРИНЦИПЫ:
-системности – (занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса);
-последовательности – (знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации);
-принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для - воспитания и развития творческих способностей детей);
-принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
-принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
-принцип сравнений и выбора (разнообразие вариантов заданной темы, методов
и способов изображения, разнообразие материала).