К компетенции районных (городских) налоговых инспекций относятся применение финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом; административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возврат излишне взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов.
Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
Сотрудники районной (городской) налоговой инспекции составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым органам – ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет. Часть этих функции реализуется в повседневной деятельности инспекторским составом, часть – руководителем.
|
Основной целью создания и функционирования Инспекции ФНС РО по г. Таганрогу является обеспечение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и современностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В соответствии с Типовым положением об инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня с установленной предельной численностью работников свыше 100 единиц Инспекция ФНС России по г. Таганрогу состоит из следующих отделов:
- отдел работы с налогоплательщиками;
- отдел регистрации учета налогоплательщиков;
- отделы камеральных проверок №1 (юридических лиц) и №2
- отделы выездных проверок №1 и №2 (физических лиц);
- юридический отдел;
- отдел урегулирования задолженности;
- отдел налогового аудита;
- отдел оперативного контроля;
- отдел информационных технологий;
- отдел учета, отчетности и анализа;
- отдел ввода и обработки данных
- отдел финансового обеспечения;
- отдел общего обеспечения.
Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы налогового контроля – это комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе.
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
|
2) выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние полтора десятка лет система налоговых органов дважды претерпевала кардинальные изменения.
В начале 90-х сутью реформирования налоговых структур стала децентрализация. Налоговики были выделены из Министерства финансов в самостоятельный орган. В свою очередь, территориальным подразделениям была предоставлена значительная самостоятельность.
Сейчас вектор развития российской государственности повернулся в противоположную сторону – в сторону централизации и сосредоточения власти. В этом же духе выдержана и реформа налоговых органов. В идеологии текущей административной реформы предусматривается укрупнение министерств и ведомств с параллельным уменьшением штата. Таким образом, Министерство по налогам и сборам РФ стало Федеральной налоговой службой в рамках Министерства финансов РФ.
На Минфин возложены функции по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы. Это закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу, а также Постановлениями Правительства от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
|
Конкретно, Минфин будет определять план работы и показатели деятельности службы. Это поступление налогов, размер задолженности, эффективность проверочных мероприятий и т. д. Соответственно ФНС будет представлять в министерство отчет об исполнении. Минфин вправе давать поручения налоговой службе, отменять решение, принятое ФНС, если оно противоречит законодательству.
Главное изменение в жизни налоговиков – они лишаются права издавать трактующие законодательство приказы и письма, утверждать формы налоговых деклараций и порядок их заполнения. Остальные функции налоговиков остались прежними: контроль за уплатой налогов, регистрация предпринимателей и представление интересов государства в процедурах банкротства.
Можно ожидать, что освобожденный от законотворческой деятельности ФНС будет выполнять свои прямые функции более эффективно. Разделение полномочий между ФНС и Минфином обещает улучшить контроль деятельности налоговых органов. Минфин обещает меньше беспокоить налогоплательщиков инструкциями и разъяснительными письмами, а только когда будут вноситься поправки в законодательство или когда это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потребуется. Все это по мнению представителей власти будет способствовать дальнейшему улучшению налоговой сферы нашей страны, к общей пользе государства и налогоплательщика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимодействие МНС России с государственными органами власти. // Официальный сайт ФНС РФ
2. Кузнецов В. П. Правовые основы деятельности налоговых органов. // Оренбург, ЦДО ОГУ, 2002
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 31.07.1998 №146-ФЗ. – В ред. от 29.06.2004
4. О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Указ Президента РФ от 23.12.1998 № 1635. – В ред. от 09.08.2000
5. О налоговых органах Российской Федерации. ФЗ №943-I от 21.03.1991. – В ред. от 22.05.2003
6. О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу. Информационное сообщение. // Официальный сайт ФНС РФ (
7. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506
8. Подведомственные организации ФНС России. // Официальный сайт ФНС РФ
9. Положение о Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Федеральному округу. Приложение к приказу МНС РФ от 21.07.2003 № БГ-3-15/413 (с изм. от 11.02.2004)
10. Положение о Федеральной налоговой службе. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 № 506. (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 23 ноября 2005)
11. Приказ МНС России от 22 января 2004 г. №77/АС-3-06/36 «Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России»
12. Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Приложение к Приказу МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 №77/АС-3-06/36
13. Территориальные организации ФНС России. // Официальный сайт ФНС РФ