Дисциплина: «Архитектурное виртуальное моделирование» | Факультет Архитектуры |
2 кредита | 3 курс |
Практическое занятие №1-2. Предмет «Архитектурное виртуальное моделирование». Введение, значение виртуального моделирования в архитектурном проектировании. Разминка – комбинаторное моделирование (несложное формообразование) в программе 3ds Max. | 1 семестр |
2017/18 уч. год | |
Ассистент профессора ФА Князева Ольга Александровна |
Целью преподавания дисциплины «Архитектурное виртуальное моделирование » является обучение будущих специалистов возможностям компьютерного моделирования как отдельно стоящих зданий и сооружений, так и архитектурной среды в целом, основываясь на использовании приёмов комбинаторики в трёхмерной виртуальной среде. В практике учебного проектирования виртуальное моделирование может быть использовано на всех стадиях обучения наравне с традиционным макетно-графическим методом, расширяя возможности постижения профессиональных азов в начале обучения и обогащая стадию композиционного поиска в проектировании на старших курсах. Задача виртуально-комбинаторного метода – привести в движение творческий механизм сознания студента.
Архитектурное виртуальное моделирование базируется на четырёх основных аспектах проектирования:
- морфологический аспект проектирования, описывающий архитектурную форму на основании объективного измерения (размеры, их соотношения, пропорции, цвет, фактура и пр.), в поисках целесообразности и гармонии архитектор может менять количественно-качественные характеристики архитектурных масс;
- сценарный аспект проектирования, рассматривающий концептуально-содержательную составляющую проекта, которая несёт функциональную информацию (идейно-образная смысловая составляющая);
|
- структурный аспект проектирования, объединяющий средства систематизации архитектурной среды в процессе её организации (метроритмические закономерности, модульность, членения);
- пространственный аспект проектирования, рассматривающий свойства среды, которые отражают количественно-качественные характеристики пространств, степень их открытости, расположение и значимость связей.
Комбинаторика – механизм действия, операции по поиску сочетаний частей, метод формообразования на основе различных комбинаций.
Композиция – результат деятельности, соотношение частей, их гармоничное расположение и связь. Деятельность можно назвать композиционной, когда она приводит к рождению композиции, в этом случае комбинаторные механизмы служат её структурирующим началом, формальная комбинаторика сама по себе не приводит к рождению композиции. В исследовании «Теоретические основы архитектурной комбинаторики» проф. Е.С.Пронин рассматривает уровни архитектурной комбинаторики: концептуальный уровень – уровень идей, принципов, значений и целей, он с трудом поддается отслеживанию, так как скрыт от поверхностного взгляда, но обнаруживается при внимательном изучении вопроса; формальный уровень – уровень геометрических форм и их характеристик, он легко поддается материализации в облике физических (чертёж, макет) и цифровых моделей.
Структура комбинаторного процесса остается всегда неизменной и последовательно переходит от идеи к выбору элементов, проведению с ними всевозможных операций и получению вследствие этого множества вариантов решения задачи и затем к выбору и оценке окончательного решения
|
Цифровое моделирование вскрывает комбинаторную суть композиционной деятельности, делает её наглядной и доступной к освоению. Компьютерный композиционно-комбинаторный курс обеспечивает формирование первичного уровня композиционного мышления, необходимого для динамичного и самостоятельного решения проектных задач на первых стадиях учебного проектирования. Это, прежде всего, постановка профессионального восприятия – целенаправленного и избирательного, способного профессионально ориентироваться, позволяющего накопить стартовый интеллектуальный капитал для последующей учебной и профессиональной деятельности.
Профессор Д.Л.Мелодинский отмечает явное преимущество цифрового моделирования: «Никакое рутинное моделирование при помощи рук не в состоянии сравниться со скоростью пространственных преобразований, предоставляемой компьютерными возможностями. Поле потенциальных трансформаций геометрических параметров формы, их последовательность, виды отображений: ортогональная проекция, аксонометрия, перспектива – и, наконец, темпы изменений не знают пределов».
Комбинаторное моделирование (несложное формообразование) в программе 3ds Max начинается с простой геометрической формы, так как она универсальна. Знакомство с закономерностями строения простых форм, изучение их геометрических свойств и характера поведения в пространстве, а также особенностей взаимодействия с другими простыми формами открывает возможность постижения философии более сложной архитектурной формы. В контексте данного задания геометрическое подобие тел, составляющих композицию, связывает в единое целое крупные и мелкие элементы и усиливает смысловую значимость объединяемых элементов. Повторяясь в своих очертаниях в единой структуре, элемент оказывает более глубокое образно-ассоциативное воздействие на восприятие всего объекта.
|
Первый этап – разминка. Нужно выбрать одну из простых геометрических форм, на языке программы 3ds Мах – «геометрический примитив» (Box, Pyramid, Cone, Sphere, Torus и пр.). Затем создать комбинаторное поле из различных сочетаний нескольких объёмов, используя перемещение, вращение и масштабирование. Подобрать для каждого из полученных объектов назначение, соответствующее его внешнему облику.
На последующих занятиях выполняется серия из трёх упражнений «Комбинаторика геометрической формы на основе простого единичного модуля» – формирование образов: малой архитектурной формы, индивидуального жилого дома и общественного здания (или сооружения). Сложность задания состоит в том, что все объекты должны быть основаны на одном модуле.
Цель задания: изучение возможностей формообразования на основе простых геометрических тел с помощью комбинаторных операций и использования таких архитектурных средств композиции, как пропорции, членения, пластика поверхности, материалы.
Простой единичный модуль – геометрическая фигура, развитая в пространстве по всем трём координатам, т.е. это не может быть плоскость. Он может быть создан одним из следующих способов: на основе одного или нескольких объёмных примитивов, путём их частичной трансформации или соединения между собой, преобразования с помощью модификаторов из свитка Modifier List; на основе сплайна, с применением модификаторов, создающих объём (Extrude, Lathe и пр.).Возможны различные пути сборки отдельных элементов (объёмов) в группы, наиболее типичные из них: примерно равные по величине объёмы, собранные в пучок, расположенные крестообразно, группирующиеся по принципу дерева, лепестков цветка, образующие ряды или «ведущие хоровод»; группы, в которых доминирующий элемент определяет характер всей композиции или за счёт величины, или за счёт своего положения, в этом случае все прочие элементы играют подчиненную роль. Существуют множество вариаций внутри каждого типа группировки. Анализируя окружение (градостроительный опыт, объёмно-планировочные решения архитектурных сооружений, ландшафтный дизайн и дизайн интерьеров), можно самостоятельно найти интересные примеры группировок объёмов в пространстве и самих пространств. При создании комбинаторного поля или группы объёмов для тематической композиции, предпочтительны группы, в которых есть ощущение гармонии. Ясность, выразительность и целостность образа определяются не только соразмерностью и расположением частей по отношению к целому, но и степенью плотности объёма, его цветом в общей цветовой гамме и адекватной постановкой в окружающей среде, которая подчеркивает достоинства композиции, помогая воспринимать её.
Собираясь в группу, отдельные элементы либо врезаются друг в друга, либо изымаются один из другого, примером такого «отрицательного объёма» может служить колодец – цилиндрический столб, изъятый из тела земли – столб пространства. Данный приём «отрицательных» объёмов широко используется в архитектуре: заглубления на плоскости фасада, ниши, арки; интерьерное пространство тоже можно назвать отрицательным объёмом, если рассматривать его как внутренность сооружения. Таким образом, «Отрицательный объём» – это геометрическое тело, представленное не массой, а пространством. Операции врезок и выемок не должны искажать исходное геометрическое тело до неузнаваемости, членения и врезки проявляют геометрию исходного тела, подчеркивая его индивидуальность. Например, «пологое» или «наклонное» геометрическое тело становится более выразительным при сопоставлении со «строго горизонтальным» или «строго вертикальным».
Тематическая композиция должна быть обобщенной, соразмерной человеку (масштабной) и передавать специфику выбранной темы. Так, опираясь на приёмы формальной комбинаторики, архитектура подходит к решению концептуально-образных задач. Созданный ряд ассоциативных моделей станет частью теоретического опыта. Психологи считают: «Хорошее начало – это 50% успеха работы». В дальнейшем, студенту необходимо анализировать свои разработки и получать рекомендации преподавателя по их использованию и развитию темы.
Глоссарий
Русский язык | Казахский язык | Английский язык |
Моделирование | Модельдеу | Modeling |
Комбинаторика | Комбинаторика | Combinatorics |
Композиция | Композиция | Composition |
Образ | Бейне | Image |
Геометрическая форма | Геометриялық пішін | Geometric shape |
Параметры | Параметрлер | Options |
Навыки | Дағдылар | Skills |
Задание на СРС
Изучение рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов. Поиск аналогового материала для выполнения серии упражнений «Комбинаторика геометрической формы на основе простого единичного модуля».
Задание на СРСП
Утверждение единичного модуля для выполнения серии упражнений «Комбинаторика геометрической формы на основе простого единичного модуля». Эскиз-идеи будущих объектов.