Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Принципы отражают объективные закономерности практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Основатель классической административной школы управления А. Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., сформулировал следующие четырнадцать принципов управления:
1. Разделение труда – специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
2. Полномочия и ответственность – каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.
3. Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка.
4. Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность интересов – интересы организации имеют преимущество перед интересами личности.
7. Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд.
8. Централизация – организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
|
9. Скалярная цепь (линия власти) управления – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила).
Не следует полагать, что принципы есть некая догма. Экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления.
Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать следующие принципы:
- сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
- устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
|
- экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты: трудовые, материальные, временные, финансовые и моральные);
- сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).
Приведенные принципы управления характерны для любой подсистемы, но вместе с тем каждая подсистема системы должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов.
Так, например, специфическими принципами управления персоналом являются:
- разделение труда;
- единоначалие;
- подчиненность личных интересов общим и т. д.
Понятие «метод менеджмента» представляет собой сложное по смыслу словосочетание, которое образовано понятием «метод», происходящим от греческого «methodos» и означающим, во-первых, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь и, во-вторых, способ действовать, поступать каким-нибудь образом, с понятием «менеджмент», широкий смысл которого раскрыт в материале предыдущих глав.
Методы занимают в менеджменте особое место, поскольку с их помощью становится возможным достичь желаемой цели. При этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Под методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
|
В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся:
- организационно-административные;
- экономические;
- социально-психологические.
К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов.
Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов менеджмента, следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер.
Экономические методы основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира, природы, общества и мышления. Они опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества. Экономические методы управления – это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.
Социально-психологические методы построены на формировании и развитии общественного мнения относительно таких общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей, как добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. Они представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Виды менеджмента
В связи с тем, что управление необходимо в самых разных сферах коммерческой деятельности, среди наиболее важных разновидностей менеджмента выделяют:
- стратегический;
- инновационный;
- производственный;
- маркетинговый;
- финансовый;
- управление персоналом.
Стратегический менеджмент – заключается в обосновании и выборе перспективных целей развития организации и повышение ее конкурентоспособности, их закреплении в долгосрочных планах, разработке целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Инновационный менеджмент – это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение экономических, социальных и экологических результатов функционирования социально-экономической системы путем создания (приобретения) и преимущественного использования в производственно-коммерческой деятельности инноваций в качестве основных продуктов, а также факторов эффективного труда.
Производственный менеджмент – это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
Маркетинговый менеджмент – это система управления предприятием, предполагающая тщательный учет процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений. Цель маркетинга – создать условия для приспособления производства к требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка.
Финансовый менеджмент – это управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли.
Управление персоналом – это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, сознательного труда, направленного на достижение высокого конечного результата.