ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ИЗ ОПЫТА МАОУ СОШ № 32 Г. ТОМСКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «МИНИ-МУЗЕИ»




Н.Л.Колмогорова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32 г. Томска

Научный руководитель: Т.А.Тужикова, канд. пед. наук, доцент ТГПУ, заместитель директора по НМР

 

Навязываемые негативные стандарты жизни отрицательно влияют на духовное и нравственное становление личности. Масштабы кризиса таковы, что общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа.

В связи с этим духовно-нравственное воспитание приобретает особую актуальность. Совершенно очевидно, что никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и общества в целом.

Музейная педагогика – это интегративная область педагогического знания (К. Фризен), обеспечивающая связь между музеями, их коллекциями и посетителями (А. Фогт). Это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика – посредническая миссия музея (В. Хильгерс) [3].

Ученый-практик М. Юхневич определил ее как научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом обозначил культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации [5].

Современный российский исследователь Б. Столяров дал определение музейной педагогике как области научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного (художественного, духовного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды [4].

При этом, главную цель образовательно-воспитательной деятельности музеев исследователи видели в формировании у ребенка способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного его в культурную сферу. Это близко задачам современной системы образования, в том числе формированию 4-К компетенций в процессе урочной и внеурочной работы. Учитывая изложенное выше, наша школа в процессе духовно-нравственного развития особое место отводит деятельности творческого и поисково-исследовательского характера, реализуемой на основе музейной педагогики. Учащиеся имеют возможность расти как личности, обсуждая ситуации, проектные идеи со сверстниками и взрослыми, а самое главное - достичь определённого результата. Они их представляют на мероприятиях разного уровня: на секциях региональных Духовно-исторических и Житийных чтений, фестивалях проектных идей и конференциях.

Так школьниками 1- 5 классов в разные годы были представлены краеведческие мини-музеи («История Томска в фотографиях: страницы духовной жизни», «Реликвии моей семьи», «Достопримечательности Томска глазами англичан» и др.), исторические («Земля русская 1812 года», «Мой Храм: православная культура Отечества», «Помним и храним», «Многонациональный Томск: диалог культур и поколений», «Нумизматика» и др.), литературные («Герои сказок А. Волкова», «История русской письменности», «Музей истории одного слова»), географические («Мини – музей одного экспоната. Фотоотчет по итогам экспедиции школьников по Золотому Китату», «Драгоценные камни в нашей жизни»), технического творчества («Робототехника: есть идея!», «Лего-мир» и др.).

Метод создания мини-музея заимствован нами из практической деятельности музеев города Мюнхена (Германия), где музейная педагогика имеет свою давнюю историю. Учащимся интересно создавать мини-музейные комплексы своими руками, реализуя собственную идею, взгляд на события. Интерес также обусловлен некоторыми особенностями данного метода. Во-первых, дети создают мини-музеи сами в сотворчестве с родителями и учителем. Во - вторых, они лично принимают участие в оформлении выставочной экспозиции, которая представляет загадочное поле реализации проектного замысла. В - третьих, мини-музей - это зона их удивления, реализации увиденной и услышанной информации.

Учитывая, что дети все реже интересуются своей историей, не знают истоков своей семьи, не знакомятся с традициями своего рода, то это еще и широкое поле для исследовательской деятельности, знакомства с архивными материалами. Идея мини-музеев внесла новое в проведение родительских собраний, которые стали не просто мероприятиями, а приобрели формат переговорных и творческих площадок.

Экспонаты можно не только трогать, но и играть ими. Можно и даже нужно сочинять истории, придумывать игры, пополнять музей новыми экспонатами. За идеей мини-музеев пришла идея организации для учащихся творческих площадок по интересам на перемене. В поиске творчества родилась еще одна идея – организовывать театрализованные праздничные представления «Дети-детям». Все это стало возможным при расширяющемся внеаудиторном образовании в рамках курсов внеурочной деятельности в условиях введения стандартов нового поколения.

Так внеаудиторное образование в нашей школе включает в себя:

· образовательное путешествие по городу, стране, миру;

· путешествие в природу, полевые пробы;

· музейную педагогику;

· библиотечные уроки;

· заседания научного общества;

· конкурсы и фестивали, конференции.

В нашей школе организация внеаудиторного образования осуществляется на основе музейной педагогики. Это значит, что музейные занятия разные по формату проведения:

· просто музейные развивающие экскурсии;

· музейные гостиные с представителями духовенства, семинаристами, иконописцем, ветеранами войн, интересными людьми, писателями;

· игровые минутки на основе музейных и краеведческих сведений (играем стихотворение);

· дебаты;

· мастер – классы;

· научные конференции, чтения стихов о России, войне, городе.

Исторически сложилось, что особое место в школе занимает Музей Боевой Славы 19 Гвардейской дивизии. Наиболее эффективными формами его работы являются театрализованные экскурсии, музейные уроки, музейные классные часы, конкурсы выразительного чтения, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры. Индивидуальная работа строится на основе документов, материалов архива и имеющихся реликвий в его фондах.

Таким образом, музей – это ценностный ориентир и специальный культурный механизм, благодаря которому происходит обогащение реально действующего поля культуры и осуществляется воздействие на духовно-нравственное сознание личности.

Литература

1. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html // Литература и жизнь. М., 2008. (дата обращения: 12.12.2019).

2. Тужикова Т. А. Использование ресурсов музейных занятий в рамках реализации инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию школьников // Материалы XVI Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» Томского государственного педагогического университета. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. С. 288–292.

3. Тужикова Т. А. Ресурсы музейной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания школьников: специфика организации и проведения музейных занятий в археологическом кабинете ТДС // Сборник по итогам XXI Духовно-исторических чтений. Томск. 2012. С. 53–60.

4. Вансалова Е. Г. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000. № 4. С. 27–42.

5. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М.: Рос. инст-т культурологии, 2010. 137 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: