Влияние эмоций на наше здоровье




Психодинамические техники в практике висцерального терапевта

Наверное в практике каждого специалиста практикующего висцеральную терапию живота, попадались неудобные-нестандартные пациенты не вписывающееся в общую схему обдавливания живота и других висцеральных структур, при работе с которыми происходили не совсем стандартные телесные феномены, проявляющие себя в виде спонтанных эмоциональных выбросов, которые сопровождались криками, конвульсиями, слезами, проявлениями ощущения жара, озноба,холода и т.д. Или при прикосновении руками к телу пациента,- самому оператору становилось «вдруг плохо», как будто на время работы и еще долго после нее, болезнь и ее проявления из тела пациента переходили к специалисту. А чаще всего наблюдалась «сонливость и слабость» во время манипуляций живота, которая почти сразу проходила, как только сеанс был завершен и пациент уходил из помещения…

Почему так происходило?! Что надо делать в таких случаях?! Как защищаться специалисту от потока выходящих, непереработанных мыслеобразов и эмоций, застрявших во внутренних органах, мышцах и других структурах тела больного пациента?

Чтобы не накапливать «это добро» в своем теле и за его пределами,- терапевту необходимо быть нейтральным, соблюдать во время работы внутреннюю готовность и не вдаваться во время сеанса в проблемы пациента, а также дискусировать вместе с ним во время сеанса о политике, неблагоприятных экологических влияниях, любви, финансах и т.д.

В среде врачей(онкологов, кардиологов и т.д), и других узкоспециализированных специалистов, сталкивающимися во время своей работы, с одними и теми же болезнями и проблемами у своих пациентов в течении продолжительного времени, возникают те же самые «болячки». По статистике они живут на 10-15 лет меньше, чем их пациенты. А все по тому, что не учитывается «та самая негативная информация», которая накапливается в теле врача и не выводится во время и после лечения своих больных.

Влияние эмоций на наше здоровье

Бурное развитие науки и техники, особенно в последнее время, резко увеличило темп жизни. За единицу времени человек не успевает выполнять то количество работы, которое ему навязывает современная жизнь. Стараясь угнаться за прогрессом человек находится в постоянном напряжении и практически не расслабляется (не успевает отдыхать), у него появляется стресс, т.е. нервно-психическое перенапряжение. Стараясь защититься от стресса человек идет по наименьшему сопротивлению. Он выплескивает свои эмоции на окружающих (т.е. разряжается, стараясь снять напряжение), тем самым портит здоровье себе и другим.

Традиционная медицина ставит эмоции на первое место в важнейшем по влиянию на наше здоровье факторе - образе жизни.

Слабые, короткие по времени и разнообразные эмоции оказывают безусловную положительную помощь организму, проводят своеобразный эмоциональный массаж органов. Ну, а сильные по величине и короткие по времени, а также слабые и длительные по времени эмоции, вызывают различные функциональные нарушения в органах и системах организма.

Вы должны знать: сильный гнев - поражает печень; постоянное чувство страха, печали - почки; длительная тоска - легкие; постоянная тревога - селезенку, поджелудочную железу; необузданное веселье, ревность или зависть - сердце. Существует и обратный закон - больная печень, вызывает чувство гнева, больные почки - чувство страха т. п. Влияние избыточных эмоций и стрессов на здоровье человека, вносит всегда деструктивные изменения в работу внутренних органов и систем, выражающееся в различных нарушениях их висцеральной подвижности, фиксациях и тканевых отеках. Современный образ жизни человека- его работа и социум, уход от духовного развития к материальной зависимости, способствуствует накоплению в теле, так называемых эмоциональных зажимов и блоков, которые приводят к синдрому эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженная фаза "истощения" определяется у 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет.

Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования - у 66%.

По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране, у 26% терапевтов отмечен высокий уровень тревожности, а у 37% - субклиническая депрессия. Признаки СЭВ выявляются у 61,8% стоматологов, причем у 8,1% - синдром в фазе "истощения".

СЭВ обнаруживается у трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов.

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СЭВ. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

К профессиональным факторам риска относят "помогающие", альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители). Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.). В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).

При синдроме хронической усталости типичны жалобы больных: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов.

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

1. физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

2. эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

3. поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

4. интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

5. социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.

Подвержены формированию СЭВ и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники "тяжелых" отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс.

Предложенная Огуловым А.Т. методика изменяющая сознание неврологических пациентов при контролируемом воздействии на тело с помощью гипоксии, в практике висцерального терапевта, оказывает достаточно быстрый психотерапевтический эффект При правильном воздействии происходит «усыпление» сознания, а подсознание при этом «просыпается» и происходит эмоциональный выброс негатива из тела. В результате грамотных действий хиропрактика пациент расслабляется и успокаивается. Таким образом происходит избавление от фобий и психологических травм, которые записываются в теле человека в результате перенесенных стрессовых ситуациий. Но в ряде случаев гипоксию нельзя провести по ряду физиологических и терапевтических особенностей индивидума.

Психодинамика

Психоэмоциональная сфера является важной частью физиологического реагирования (и функционирования) человеческого организма. Нередко, психоэмоциональные стрессовые повреждения фиксируются на уровне центральной нервной системы, приводя к долговременной постсобытийной реакции периферических структур, выражающейся в хроническом спазме мышц, капсул органов, ограничении подвижности фасций и суставов. Известно, что неосознанными «защитными» реакциями на внешнюю агрессию являются напряжение жевательной мускулатуры (оскал – у животных), защита органов (спазм диафрагмы и живота), спазм области малого таза (поджатие хвоста у животных), спазм мышц верхнего плечевого пояса («шерсть дыбом») и некоторые другие реакции.

При центральной фиксации стресса, хронизируясь, этот спазм ведет к смещению позвонков, нарушению кровоснабжения в регионах (грудная клетка, шея, малый таз и т.д.), что в свою очередь способствует развитию различных хронических заболеваний (гастриты, холециститы, аднекситы, колиты, сальпингоофориты, циститы и т.д.).

К сожалению, классическими методами висцеральной хиропрактики и остеопатии, через воздействия на мышечные, скелетные структуры и внутренние органы, часто не удается решить задачу по восстановлению нормальной функции и здоровья, ведь хронических стресс фиксирован на уровне нервных цепочек в центральной нервной системе и имеет тенденцию к самоподдержанию.

Для лечения подобных состояний существует раздел – психодинамики.

Психодинамика – это синтез телесноориентированных методов остеопатии и психологических приемов, нацеленных на кратковременную активизацию патологических центральных нейронных цепочек и их последующим полноценным торможением и дезактуализацией стресса. Для этого в психодинамике используются множество техник, направленных на переведение стрессовых переживаний из психосоматической области в область телесных ощущений и анализа органами чувств, что позволяет снять ментально-эмоциональную фиксацию, включить процессы защитного регуляторного торможения нервной системы и заодно локализовать и успешно устранить периферические мышечно-тонические напряжения.

В некоторых случаях малой эффективности классических подходов остеопатии психодинамика может оказать неоценимую помощь в быстром лечении центральных фиксаций стресса и разрешении симптоматических проявлений казалось бы никак не связанных с этим стрессом заболеваний.

 

Не секрет, что органы брюшной полости выполняют не только функцию пищеварения (что уже само по себе важно), но и эндокринную (поджелудочная железа, вырабатывающая инсулин), иммунную (в селезенке, брюшине, толстой кишке масса лимфоидной ткани, обеспечивающей созревание лимфоцитов – клеток защитников организма), детоксикационную, белок-синтетическую (печень, обеззараживает кровь и синтезирует белок крови), выделительную функции (печень-желчный пузырь выводят токсины, почки (хотя и находятся за брюшиной, но через брюшину доступны) удаляют все лишнее из организма). Нельзя переоценить важность правильной работы этих органов. Если их слаженная работа нарушается – страдает все тело, возникает масса болезней.

Медикаментозно, фитотерапевтически и даже правильным питанием не всегда можно полностью устранить возникшие нарушения, восстановить лимфоотток и кровообращение в этой зоне, «развязать» фасциальные «узелки», растянуть и удалить сформировавшиеся спайки. Поэтому висцеральные манипуляции на животе, грудной клетке и тазе простыми механическими обдавливаниями, в случаях так называемого неврологического живота приводят к еще более глубокому висцероспазму (когда при классическом обдавливании, структуры живота напрягаются- вздрагивают уже на расстоянии поднесения к нему рук- он не пускает в себя).

Что в таких случаях делать и как помочь пациенту? Существует несколько вариантов разрешения этих проблем:

1. Работа с ресурсами: страх, обида, вина, жадность, долг и где это застряло

2. В работе с такими пациентами нужно доверять своей интуиции и ощущениям, т.е. нашел проблему в теле и устранил функциональное нарушение в одной или нескольких стрессзависимых зонах.

3. Если чувствуете, что не можете помочь данному пациенту по ряду причин,- лучше отдать его другому, этим самым вы избавите себя от неприятностей в дальнейшем.

4. Существуют корневые дисфункции, которые обычно находятся в висцеральных структурах, то есть внутри тела и предполагают работу жидкостно -динамическими техниками

5. Глобальные дисфункции, которые выходят за пределы тела – это работа с тонкими телами и по осям дисфункций, «сущностные привязки» и их нетрализация.

6. Устранение последствий травм (родовых, спортивных, бытовых) на внутрикостном уровне.

7. Состояние терапевта: пустота ума и мышечная расслабленность, внутренняя готовность и т д.

8. Психотерапия

9. Ароматерапия- как средство регуляции психосоматического состояния

10. Музыкатерапия (мантры, чаши, колокола, камертоны и т.д.)

Психотерапия.

При эмоциональных нарушениях современная медицина рекомендует пользоваться следующими короткими формулами самовнушения:

а) Радуйся, Радуйся, Радуйся. Я с любовью позволяю радости протекать через мой ум и тело. Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше.

б) У меня достаточно сил и мудрости, чтобы справиться с любой ситуацией. Я открыт (открыта) миру. Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше. (При параксизмальной тахикардии).

Каждое утро, перед тем, как встать, и каждый вечер перед сном, приняв позу, удобную для расслабления мускулатуры, т.е. в постели или в кресле, произносите эту формулу 20 раз подряд, отсчитывая механически на бечевке с двадцатью узелками, с твердым убеждением, что вы достигните того, чего хотите.

Можно также воспользоваться психологическими настроями по методу Георгия Николаевича Сытина.

Медный браслет. Полезно насить медный браслет на левом запястье у мужчин и на правом – у женщин, который следует периодически обжигать или смачивать соленым раствором.

Обо все этом я рассказываю, и показываю практическое применение этих способов и подходов на своем семинаре «Психодинамические техники»

Итак, старайтесь держать свои эмоции в руках. Старайтесь жить только на положительных эмоциях. Если это трудно, попытайтесь воспользоваться нашими рекомендациями. Управление эмоциями через центральную нервную систему (т.е. непосредственно через мозг) является наиболее быстрым, доступным и эффективным способом коррекции здоровья. Предлагается несколько простых и эффективных способов управления отрицательными эмоциями через музыкотерапию, цветотерапию, ароматотерапию, светотерапию и пользуйтесь ими регулярно вместо алкоголя, табака, наркотиков или лекарств.

 

Павлюков Сергей Александрович – Управляющий Профессиональной Ассоциации висцеральных терапевтов по Ростовской области.
Преподаватель Учебного центра Предтеча г. Москва.
Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Врачебной Палаты Южного Федерального Округа, Остеопат, мастер остеопатической школы соматической интеграции.
Член Российской Академии Народной Медицины.

Ростов на Дону

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: