Разработка и внедрение организационных проектов совершенствования системы управления персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция) (М., 2000). Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов: - коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; - бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджетов; - народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется оценивать народнохозяйственную экономическую эффективность. Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег (Фi(t), Пi(t) – приток в рамках каждого вида деятельности, Оi(t) – отток в рамках каждого вида деятельности, i – номер вида деятельности (1,2,3…)): Фi(t)= Пi(t)-Оi(t) – в рамках каждого вида деятельности; Ф(t)= [П1(t)-О1(t)]+[П2(t)-О2(t)]= Ф1(t)+Ф2(t) - поток реальных денег Ф(/) = разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета) Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
|
Бюджетный эффект (Bt для t-шага) осуществления проекта определяется как превышение доходов (Дt) соответствующего бюджета над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта: Bt= Дt-Рt.
Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами: Bинт= Динт-Ринт.
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
§ конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
|
§ социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
§ прямые финансовые результаты;
§ кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.
Социальные, экологические, политические результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели и учитываются при принятии решения о реализации или государственной поддержке проектов.
На практике проекты оценивают с разных точек зрения, и эта работа обычно называется анализом или экспертизой проекта. Предметом такого анализа или экспертизы может быть и очень часто бывает и эффективность проекта, однако анализировать эффективность проекта можно лишь после того, как проанализированы некоторые другие его аспекты. При оценке эффективности мы исходим из той информации о проекте, которая содержится в проектных материалах, принимая ее обычно как полную, точную и достоверную. При экспертизе или анализе проекта задача обратная — выяснить, насколько полна, точна и достоверна приведенная в этих материалах информация (включая и информацию о параметрах проекта, его реализуемости и связанном с ним риске). Говорить об эффективности проекта можно, лишь когда содержащаяся в проектных материалах информация подтверждает реализуемость проекта. Реализуемость проекта может оцениваться с разных точек зрения — технической, технологической, оборонной, экологической и т. п.
Эффективность проекта оценивается определенными количественными характеристиками — показателями эффективности, отражающими (хорошо или плохо, точно или неточно) указанное соответствие в том или ином аспекте, "выгодность" реализации проекта для каждого из его участников, а также некоторыми качественными характеристиками. Чтобы рассчитать показатели эффективности, надо не только знать, какие действия выполняет участник, но и то, каких затрат это требует и к каким результатам приводит. Это означает, что предметом оценки эффективности может быть лишь такой проект, в котором указаны затраты и результаты каждого участника. Для оценки общей экономической эффективности инвестиционных проектов используются следующие показатели:
– чистый дисконтированный доход (ЧДД);
|
– индекс доходности (ИД);
– внутренняя норма доходности (ВНД);
– срок окупаемости инвестиций (Т о).
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) представляет собой сумму разностей результатов и затрат за расчетный период, приведенных к одному (обычно начальному) году:
Оценка эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации. Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
К числу позитивных можно отнести следующие изменения: обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);
· реализация и развитие индивидуальных способностей работников;
· определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);
· благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).
К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести:
· ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);
· ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).
Позитивные социальные последствия проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом могут формироваться (и должны оцениваться) и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.).
Следует обратить внимание на принципиальную взаимосвязь экономической и социальной эффективности совершенствования системы и процессов управления персоналом. С одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить, только если организация получает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы. С другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности.
Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом, сокращение потребности в социальных льготах и компенсациях для нейтрализации или ослабления неблагоприятных условий труда и т.д.) и могут быть включены в состав общих результатов в рамках определения их экономической эффективности.
При комплексной оценке экономической и социальной эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом возможны следующие подходы:
· экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социальная эффективность - как ограничение, т.е. принимаются только тс проекты, которые предусматривают мероприятия социального характера;
· рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер;
· вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиций социальных целей независимо от экономических, а затем среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.
Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и процессов управления персоналом
Затраты на совершенствование системы управления персоналом подразделяются на единовременные и текущие. Зачастую затраты имеют значительные размеры, поэтому их необходимо учитывать при оценке экономической эффективности совершенствования системы управления персоналом организации.
Единовременные затраты на совершенствование управления включают такие составляющие:
где Ку1 - предпроизводственные затраты; Ку2 - капитальные вложения в управление, связанные с внедрением мероприятий; Ку3 - сопутствующие капитальные вложения в производство, вызванные осуществлением мероприятий; Ку4 - сопутствующие капитальные вложения при использовании продукции, произведенной после осуществления мероприятий.
Предпроизводственные затраты (Ку1) состоят из затрат на научно-исследовательские работы., разработку и внедрение мероприятий по совершенствованию управления персоналом. Размер этих затрат определяется по сметной стоимости работ, если они выполняются по договору сторонними организациями. Если работы организация выполняет силами своих работников, то затраты следует определять по формуле:
где 3i - месячный оклад работника, занятого разработкой, руб.; Мi - количество месяцев работы в году i- го работника, занятого разработкой проекта; n - количество работников, занятых разработкой оргпроекта; Кд — коэффициент, учитывающим дополнительную заработную плату; Кс - коэффициент, учитывающий отчисления на социальное страхование; 3д - другие расходы, связанные с разработкой и внедрением оргпроекта (расходы на командировки, служебные разъезды, канцелярские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, расходы по использованию ЭВМ и оргтехники при разработке оргпроекта, расходы на повышение квалификации разработчиков оргпроекта и т.п.).
К единовременным затратам относятся и все возрастающие затраты на научно-исследовательские работы, проектно-конструкторские разработки и освоение новой продукции. В период создания новых основных фондов, новой техники единовременные затраты на относительно длительное время отвлекаются из народнохозяйственного оборота и за это время не дают полезного эффекта.Отмечая эту особенность: то дело сводится просто к тому, что общество наперед должно рассчитать, сколько труда, средств производства и жизненных средств оно может без всякого ущерба тратить на такие отрасли производства, которые, как, например, постройка железных дорог, сравнительно длительное время, год или более, не доставляют ни средств производства, ни жизненных средств и вообще в течение этого времени не дают какого либо полезного эффекта, но, конечно, отнимают от всего годового производства и труд, и средства производства, и жизненные средства.В результате единовременных затрат, капитальных вложений создаются производственные фонды, новая техника, выступающие в форме накопленных, применяемых ресурсов. Текущие затраты занимают наибольший удельный вес (удельный-это отношение веса тела к объему) во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья и материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, оплате труда и т.д. Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции.
В качестве источника информации о текущих затратах предприятия следует использовать данные бухгалтерского учета, первичной документации о расходах, данные аналитического учета затрат, сведения об изменении цен, тарифов и ставок за услуги, уровне инфляции и т. д.; годовой и квартальной бухгалтерской отчетности – «Отчет о прибылях и убытках», «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др.