Задания для самостоятельного выполнения
Работу отправить по адресу: mar.pedagog@gmail.com
Раздел I. Организационно-правовые основы образования
Тема 1. Образование как объект правового регулирования
Вопросы для изучения:
1. Сущность базовых понятий в образовательном законодательстве (Закон об образовании РФ и другие законодательные акты.).Законодательство Российской Федерации в области образования
2. Система образования: понятие и элементы. 3. ФГОС НОО: понятие, порядок разработки стандарта. Структура образовательной программы. Условия освоения образовательной программы. Профессиональные образовательные программы.Основные понятия и категории: основные законодательные источники российского образовательного права,
Виды самостоятельной работы: подготовка к текущим лекционным занятиям; изучение научной литературы; письменное задания по определению темы, подготовка к контрольной работе.
Формы контроля: тестирование,
1. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке
· основного общего
· среднего (полного) общего
· начального
· высшего профессионального
2. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …
· Декларацию принципов толерантности
· Конституцию Российской Федерации
· Закон Российской Федерации «Об образовании»
· нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования
3. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…
· является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
· гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
· обеспечивает качество подготовки специалистов
· обеспечивает право на равноценное образование
4. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …
· непрерывное образование
· семейное образование
· самообразование
· экстернат
5. Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …
· всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
· реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
· подготовку детей в домах творчества
· углубленное освоение образовательных программ
6. Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием
· начальным профессиональным
· средним профессиональным
· высшим профессиональным
· дополнительным.
Вопросы к самостоятельной работе.
· Сформулируйте определение понятия системы образования и назовите ее основные элементы.
· Охарактеризуйте понятие, признаки и структуру государственного образовательного стандарта.
· В чем вы видите различия между образовательными стандартами общего образования и профессионального образования?
· Каково соотношение государственного образовательного стандарта и образовательной программы; образовательной программы и программы учебной дисциплины?
· Охарактеризуйте многоуровневую структуру высшего профессионального образования.
· Чем отличается экстернат от заочной формы обучения?
· Что такое дистанционные образовательные технологии?
Список литературы
1. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.
2. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М.: Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.
3. Индюшкин, В. А. Нормативно-правовое обеспечение системы образования / В. А. Индюшкин // Образовательные технологии. - 2008. - N 2. - С. 14-34.
4. Новый закон об образовании: "отмерять семь раз"// Аккредитация в образовании. - 2010. - N 7 (42): Октябрь. - С. 6-11
5. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. – Изд. 3-е. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
6. Петранцова, И. А. О готовности субъектов Российской Федерации к введению Федерального государственного образовательного стандарта / И. А. Петранцова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 11-22. -
7. Правовое обеспечение православного образования: [подборка материалов] // Журнал Московской Патриархии. - 2011. - N 1. - С. 54-60.
8. Правовое обеспечение электронного и дистанционного образования // Совет ректоров. - 2013. - № 4. - С. 10-11.
9. Федорова, М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. вузов / М. Ю. Федорова. - 2-е изд., - М.: Академия, 2009. - 192 с.
Тема 2: Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ
Вопросы для изучения:
1. Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
2. Права ребенка и формы их правовой защиты.
3. Оказание правовой помощи в области социальной защиты, сотрудничество с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями.
Основные понятия и категории: Конвенция о правах ребенка, права ребенка, социальная защита.
Виды самостоятельной работы: подготовка к выполнению теста; изучение научной литературы; письменное задания по определению темы, подготовка к контрольной работе.
Формы контроля: тестирование
1.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …
· Конвенция
· Декларация
· Программа
· Концепция
2.«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году
3.Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет
· 18
· 16
· 14
· 12
4.Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
· «Конвенция ООН о правах ребенка»
· «Всеобщая декларация прав человека»
· «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
· «Конституция Российской Федерации»
5.Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в(во)…
· «Конвенции ООН о правах ребенка»
· «Всеобщей декларации прав человека»
· «Конституции Российской Федерации»
· «Декларации «Мир, пригодный для жизни детей»
6.Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …
· реабилитация
· компенсация
· депривация
· адаптация
7.Права учащихся образовательного учреждения определяются…
· Уставом образовательного учреждения
· Типовым положением об образовательном учреждении
· Общим собранием родителей
· Общим собранием учеников
8.Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …
· Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации
· Законом Российской Федерации «Об Образовании»
· Конституцией Российской Федерации
· Декларацией принципов толерантности
9.К принципам государственной политики в интересах детей не относится …
· светский характер образования
· государственная поддержка семьи
· установление минимальных стандартов показателей качества жизни детей
· ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку
10.Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется …
· Конвенцией о правах ребенка
· Хартией прав человека
· Национальной доктриной образования
· Декларацией прав ребенка
11.Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …
· труд
· жизнь
· свободу
· личную неприкосновенность
Список литературы
· 1.Абанкина, Т. В. Интеграция ресурсов для развития образования в сельской местности / Т. В. Абанкина // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - N 12. - С. 33-43.
· 2.Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.
· 3.Копылова, Н. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда и безопасной жизнедеятельности детей и сострудников дошкольного образовательного учреждения / Н. Копылова // Детский сад от А до Я. - 2006.-№4. - С.34-37.
· 4.Ушанков, И. В. Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в лечебных учреждениях / И. В. Ушанков // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 1. - С. 39-41.
· 5.Федорова, М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб.пособие для студ. вузов / М. Ю. Федорова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 192 с.