Раздел II. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса




Тема: Организация образовательного процесса

Вопросы для изучения:

1.Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации

2.Прием в образовательные учреждения

3.Аттестация обучающихся

4.Единый государственный экзамен

5.Документы об образовании

Основные понятия и категории

Виды самостоятельной работы

Формы контроля: контрольная работа

1. Предложите свое определение образовательного процесса.

2. Назовите локальные нормативные акты, регулирующие организацию образовательного процесса. Сформулируйте пределы локального нормотворчества в данной сфере.

3. Назовите основные требования к организации образовательного процесса. Составьте памятку по данному вопросу для работников образовательного учреждения.

4. Как осуществляется прием в общеобразовательные учреждения?

5. Каковы основные правила приема в учреждения профессионального образования?

6. Какие виды льгот при поступлении в учреждения высшего и среднего профессионального образования вы знаете? Для каких категорий граждан они установлены?

7. Что такое единый государственный экзамен?

8. Какие виды аттестации обучающихся вы знаете? В чем их юридическое значение?

9. Назовите документы, подтверждающие уровень образования.

Список литературы

2. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.

3. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе / Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.

4. Низиенко, Е. Л. Первоклассники первыми перейдут на новый стандарт / Е.Л. Низиенко// Аккредитация в образовании. - 2010. - N 8 (43): Ноябрь. - С. 18-19.

5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Департамент государственной политики в сфере общего образования. О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования: письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 10 янв. 2014 г., № 08-10 // Вестник образования. - 2014. - № 7 (2781). - С. 23-35.

6. Синельников, И. Ю. Методология прогнозирования рисков инновационного развития в сфере образования: проблемы и пути решения / И. Ю. Синельников // Конфликтология. - 2014. - № 2. - С. 106-130.

7. Тепшинова, С. О. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогов в свете нового образовательного законодательства / С. О. Тепшинова // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 1. - С. 5-6.

8. Тиунова, Л. П. Перевод муниципальных дошкольных образовательных учреждений в статус автономных / Л. П. Тиунова// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2010. - N 1. - С. 71-81.

9. Тучков, М. Ф. Нормативно-правовое обеспечение реализации приоритетных направлений системы образования Российской Федерации как основное условие ее модернизации / М. Ф. Тучков // Образование и общество. - 2005. - N 6. - С. 20-24.

10. Управление современной школой. Завуч // Управление современной школой. Завуч. - 2012. - № 8. - С. 129. - (Электронное приложение. - 2012. - № 5-8).

11. Управление современной школой. Завуч // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 4. - С. 127.

12. Ушанков, И. В. Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в лечебных учреждениях / И. В. Ушанков // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 1. - С. 39-41.

13. Федорова, М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб.пособие для студ. вузов / М. Ю. Федорова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

14. Шамова, Т. И. Педагогическая матрица "Ресурсное обеспечение реализации стандарта" / Т. И. Шамова, С. Н. Белова // Завуч. - 2006. - N 2. - С. 119-122.

Тема: Правовое положение участников образовательного процесса

Вопросы для изучения:

1.Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правого статуса. Права и обязанности обучающихся: общие права, комплекс специальных прав в области образования.

1. Правовое положение педагогических работников. Правовое регулирование трудовых отношений. Аттестация работников образования. Режим работы. Оплата труда. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образования

2. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье; с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Особенности правового статуса несовершеннолетних обучающихся.

Основные понятия и категории: педагогическая психология, педагогика, психология, педология, наблюдение, эксперимент, формирующий эксперимент, анкетирование, опросные методы, тестирование.

Виды самостоятельной работы: подготовка к текущим лекционным занятиям; изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку; подготовка к контрольной работе, написание реферата.

Формы контроля: Вопросы для контроля

1. Назовите основных участников образовательного процесса.

2. С какого возраста дети могут приниматься в образовательные учреждения (дошкольные, общеобразовательные)?

3. Каковы права и обязанности законных представителей обучающихся?

4. Какие меры социальной поддержки установлены для родителей (законных представителей) обучающихся в целях обеспечения надлежащего обучения и воспитания детей?

5. Охарактеризуйте общие права обучающихся по Закону РФ «Об образовании».

6. Для каких категорий обучающихся установлены специальные правила их обучения и воспитания?

7. Какие льготы в области образования предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей?

8. Какие льготы предоставлены лицам, совмещающим работу с обучением?

9. Какие ограничения для занятия педагогической деятельностью установлены законом

10. В чем особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников?

11. Назовите дополнительные основания увольнения педагогических работников. Проиллюстрируйте примерами соответствующие нормы законодательства.

12. Охарактеризуйте особенности пенсионного обеспечения педагогических работников.

Список литературы

1. Белянинова Ю. В. Как защитить права своегоребенка: юридическийпутеводитель родителей / Белянинова Ю.В; Федер.палата адвокатов РФ. – М.: Юрайт-Издат, 2007. - 170 с.

2. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования пособие для студ. учреждений ВПО / Федорова М. Ю. - 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. - 173.

3. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студ. Вузов / Ягофаров Д. А. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 399 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: