Консультация для педагогов




на тему «Образный мир пословиц и поговорок!»

Значение пословиц и поговорок в становлении личности велико. В них как нельзя лучше отражено критическое и творческое отношение к миру и человеку. Через них формируется наше мировоззрение с детства. Обучение словесному творчеству отвечает проблемам гуманизации современной школы. Использование фольклорных произведений (загадок, пословиц, поговорок) позволяет ребенку проникнуть в их художественное и познавательное значение, делает малые народные формы образцами для попыток собственного детского творчества.

«Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа», - отмечал профессор В.П.Аникин. В пословицах и поговорках отражена вся народная философия, все мировоззрение народа. Это обширная энциклопедия, с одной стороны, человеческих пороков и недостатков, с другой – добродетелей и достоинств. На языке диалектики пословица – закон. Только изложен он в иносказательной форме: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Пословицы и поговорки привлекательны для слуха тем, что они поэтичны: «Метил в лукошко, попал в окошко». В пословицах много юмора, иронии, сатиры. В каждой из них в краткой афористичной форме сконцентрирована глубокая мысль. Меняется жизнь, меняются пословицы, появляются новые. Создание пословиц и поговорок предполагает наличие жизненного опыта и мудрости, чего пока у детей нет. Но можно научить детей придумывать пословицы и поговорки, аналогичные уже известным. Способы сочинения пословиц, как и загадок, надо искать в них самих.

Сочинение пословиц и поговорок как вид творческой деятельности можно включать в занятия по развитию речи или проводить отдельным занятием. Педагогам рекомендуется объяснить детям, что в пословице мысль выражается очень кратко, сжато. При составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова, в отличие от ответов на вопросы, где надо формулировать полные предложения. Важно составить новую пословицу, поговорку, но сохранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней.

Для развития творческого мышления у детей большое значение имеет овладение приемами сравнения. Тренировочные игровые упражнения дополняют систему занятий, создают и поддерживают процесс напряженной работы мысли детей на занятии. У детей совершенствуется ассоциативное мышление, обогащается и активизируется речь словами-признаками, словами-действиями, образными выражениями. Так же дети усваивают значения слов, их многозначность, переносный смысл, что и является богатством русского языка.

Вспомним, что такое пословица и поговорка.

Пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль: «Век живи – век учись». Пословица – суждение полное, завершенное, зрелое.

Поговорка – это меткое, яркое, народное выражение. Часть суждения без вывода, без заключения: «Как снег на голову. Ни к селу, ни к городу».

Цель: Составление пословицы

Задачи:

1. Закрепить знания о внешних особенностях животных, активизировать словарь детей притяжательными прилагательными;

2. Формировать грамматический строй речи: отрабатывать формы винительного и творительного падежей существительных с предлогами;

3. Учить детей понимать переносный смысл слов и предложений.

Беседа: - Многие пословицы говорят о людях, которые любят прихвастнуть, преувеличить свои способности. Они хотят казаться более красивыми, сильными, умными, чем есть на самом деле. Таким людям говорят: Не суйся в волки с собачьим хвостом. Придумаем подобные пословицы (картинки оленя и козы).

- Что самое примечательное у оленя и почему? (его красивые рога, которые служат ему защитой от хищных врагов).

- Кому из других животных можно сказать, чтобы он не совался в олени и с чем? (у козы тоже есть рога, но не такие большие и красивые, как у оленя).

- Составим пословицу: Не суйся в олени с козьими рожками. Придумаем по аналогии другие. Например: (орел, петух). Составление пословиц педагогами.

- Не суйся в орлы с петушиными крыльями. (Соловей, петух)

- Не суйся в соловьи с петушиным голосом. И т. д.

Итог: В чем смысл пословицы? В пословице говорится, что надо быть более скромными, не хвастаться.

Цель: Составление пословицы

Задачи:

Уточнить названия частей предметов;

1.Формировать грамматический строй речи: отрабатывать форму родительного падежа имен существительных единственного и множественного числа;

2.Развивать ассоциативное мышление, воображение.

Беседа: -Без какого-либо достоинства, способности, без знания, умений человек становится менее интересным. Без какой-либо важной части, детали предмет становится более простым, иногда менее удобным. При сравнении человека с предметом говорят: Без ручки кружечка – стаканчик. Составим по аналогии пословицы. Например: без какой части стул станет совершенно другим предметом? Без спинки стул станет табуреткой. Чтобы получилась пословица, надо убрать лишнее слово. Без спинки стул – табуретка. Составление пословиц педагогами.

- Без музыки песня – стихи.

- Без полей шляпа – шапочка.

- Без рукавов футболка – майка.

Итог: Составляя эти пословицы, мы в одном предмете учились находить другой, убирая какую-нибудь часть, деталь.

Цель: Составление поговорки

Задачи:

1. Закрепить знания о внешних особенностях животных, растений, их частях;

2. Формировать грамматический строй: отрабатывать форму родительного падежа с предлогами;

3. Учить детей понимать переносный смысл слов и предложений.

Беседа: В некоторых пословицах и поговорках осуждаются обманщики, плуты, лукавые, нечестные люди. Придумаем поговорки, аналогичные этой: У него правды, как у змеи ног, не найдешь. Рассуждать будем так: «Чего мы можем, например, не найти у зайца?» И какая у нас получится поговорка? Составление поговорки педагогами.

- У него правды, как у зайца крыльев, не найдешь.

- У него правды, как у ежа перьев, не найдешь.

- У него правды, как у свиньи шерсти, не найдешь.

- У него правды, как у березы шишек, не найдешь. И т. д.

Итог: В чем смысл поговорки? В поговорке говорится, что с лукавыми и нечестными людьми лучше не иметь дела.

Тема: Составление поговорки

Цель:

1.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов от имен существительных, подбирать синонимы;

2.Упражнять в подборе рифм.

Беседа.

- Объясните слово «робкий ».Робкий – значит несмелый. Оробеть – значит не проявить смелость, струсить. Если не будешь смелым и храбрым, тебя любой обидит, даже самый слабый. Об этом говорится в поговорке «Оробей Еремей – обидит и воробей!». Составим поговорки по аналогии. Надо придумать имя или слово, подобрать к ним рифмы. Имена называть ласково. Составление поговорки педагогами. Например:

- Оробей Степашка – обидит и пташка. (Петруха, муха)

- Оробей Тимошка – обидит и кошка. (Иришка, мышка)

- Оробей Василек – обидит и мотылек. (Матрена, ворона)

- Оробей Шурочка – обидит и курочка. (Федот, кот)

- Оробей ягненок – обидит и цыпленок. И т. д.

Итог: В чем смысл поговорки? - Поговорка нас учит быть смелым, никого не бояться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: