Комментарии по формулированию компонентов методологического аппарата исследования




Проблема и тема исследования

Проблема исследования – это неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний. В основе любой проблемы лежит «знание о незнании». Проблема исследования должна быть актуальной. Исследование можно считать актуальным, если оно, во-первых, отвечает потребности практики, а, во-вторых, не имеет готового решения (востребовано и ново). Проблема исследования находит свое отражение в теме исследования.

Объект исследования

Объект исследования – это некий процесс, некоторое явление, на которое обращено внимание исследователя. Объект исследования – это то, что рассматривается (то педагогическое пространство, та область, в рамках которой и находится то, что будет изучаться).

Предмет исследования

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий.Предмет исследования – конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования, однако предмет должен не повторять, а раскрывать, конкретизировать тему.

Цель исследования

Цель – это запрограммированный результат, представление автора о будущем результате. Глаголы, которые употребляются чаще всего при постановке цели: обосновние, выявление, разработка и т.п.

Задачи исследования

Задача представляет собой звено, этап достижения определенной цели. Задача всегда содержит искомое, рассчитанное на совершение определенных действий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Рекомендуется выделять сравнительно немного задач, не более 5-6. Однако должны быть выделены три группы задач:

· историко-диагностические задачи (связаны с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий);

· теоретико-моделирующие задачи (связаны с раскрытием структуры, сущности изучаемого);

· практически-преобразовательные задачи (связаны с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, с разработкой практических рекомендаций).

Словосочетания, которые могут быть использованы при формулировке задач: изучить, определить, разработать, выработать и т.п.

Гипотеза исследования

Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза – это научная идея, высказанная исследователем в виде предположения. Она не должна носить очевидного характера предположений, которые и проверять нет смысла. В ходе теоретической и экспериментальной проверки гипотеза либо подтверждается и становится новым приобретенным знанием, либо отвергается.

Гипотеза – это своего рода эпицентр исследования. В форме гипотезы возникает и развивается новое знание. Именно в гипотезе синтетически представлены содержание и процессуальная сторона творческого поиска: исходная концептуальная основа, идея и замысел ее реализации.

Таким образом, строить гипотезу можно по схемам:

· «Если (идея и замысел как ядро гипотезы) …, то (предполагаемый результат) …, так как (объяснение эффекта) …»;

· «Мы предполагаем …, если …».

Целесообразно содержательную сторону гипотезы рассматривать в единстве с ее языковым оформлением. По этому поводу А. Д. Ботвинников отмечает, что гипотезу желательно формулировать по схеме: «Если …, то …, так как …», что позволяет реализовать описательную, объяснительную и прогностическую функции гипотезы.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы проводится отбор методов исследования, способов изучения педагогических явлений и получения информации.

 

В качестве примера рассмотрим разработку характеристик методологического аппарата исследования по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста в непрерывной образовательной деятельности».

Комментарии по формулированию компонентов методологического аппарата исследования

Комментарии к формулировке компонентов методологического аппарата исследования Характеристика компонентов методологического аппарата
Проблема исследования Что надо изучить? Сформулируйте как практическую задачу, которая будет определять направление поиска Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста
Объект исследования Что будет исследоваться? Обозначьте явление (процесс), на которое направлена исследовательская деятельность Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Предмет исследования Как и через что будет идти поиск? Выделите часть объекта, которая будет исследоваться Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей 3-4 лет в процессе непрерывной образовательной деятельности
Цель исследования Какой результат будет получен? Не путайте цель исследовательской деятельности и педагогической Выявление специфики влияния дидактических игр на сенсорное развитие детей 3-4 лет в процессе непрерывной образовательной деятельности
Задачи исследования Как идти к результату? Определите задачи исходя из цели. Сформулируйте, опираясь на три группы задач: · историко-диагностические; · теоретико-моделирующие; · практически-преобразовательные. Задачи формулируются четко и конкретно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы 1. Рассмотреть понятие «Сенсорное развитие». 2. Изучить и описать психологические и методические аспекты проблемы сенсорного развития у детей 3-4 лет. 3. Раскрыть роль дидактической игры для сенсорного развития детей 3-4 лет в процессе непрерывной образовательной деятельности. 4. Определить критерии и уровни сенсорного развития детей 3-4 лет, подобрать диагностические методики, направленные на определение уровня сенсорного развития детей 3-4 лет 5. Разработать и апробировать перспективный план работы педагогической деятельности воспитателя по сенсорному развитию детей 3-4 лет через дидактическую игру в процессе непрерывной образовательной деятельности и сделать выводы об эффективности проведенной работы
Гипотеза исследования Что неочевидно в исследовании? Сформулируйте как предположение о том, какой вариант возможен для получения искомого результата и решения проблемы Мы предполагаем, что сенсорное развитие детей 3-4 лет в непрерывной образовательной деятельности будет успешным, если: - отбор дидактических игр будет осуществляется на основе возрастных и психологических особенностей детей 3-4 лет; - знания, умения и навыки, приобретённые в дидактической игре, будут закреплены в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка); - система дидактических игр будет строиться с постепенным усложнением, чтобы ребёнок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями
Методы исследования Какими способами изучали? Перечислите методы исследования через запятую без обоснования. Определенный метод решает конкретную задачу (и) Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.  

Для того чтобы проверить, правильно ли разработаны характеристики педагогического исследования, которые будут определять стратегию и тактику исследовательского поиска, полезно ответить на следующие вопросы:

1. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (проблема).

2. Как назвать исследование? (тема).

3. Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? (актуальность).

4. Что рассматривается? (объект исследования.)

5. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (предмет исследования).

6. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (цель исследования).

7. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (задачи).

8. Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? (гипотеза и защищаемые положения).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: