Этап первичного применения знаний




Этап изучения нового материала

Так как в основе Г лежит КД учащихся, то основная цель деятельности учителя на данном этапе – формирование у учащихся знаний путём организации их коллективной самостоятельной работы. Эта цель достигается тогда, когда учитель не объясняет новый материал, а организует КД каждой группы (звена) по выполнению поставленной перед ними задачи, в результате которой они усваивают новые знания.

Этап первичного применения знаний

Основная цель деятельности учителя при организации групповой формы учебной деятельности учащихся на втором этапе - формирование у учащихся "первичных" умений по применению новых знаний путем организации их самостоятельной деятельности в малых группах (звеньях).

Эта цель достигается тогда, когда учитель после того, как он дал образец выполнения задания (образец рассуждения записи) организует групповую единую форму учебной деятельности учащихся, т.е. осуществляет переход от совместной деятельности (СД) к КД.

Основные методы, используемые при этом: решение задач учебника, работа с учебников, выполнение заданий, составляемых учителем. Основное условие успешности организации групповой формы учебной деятельности учащихся на этапе первичного применения знаний - четкая постановка цели самостоятельной работы перед учащимся.

Как показал эксперимент, на данном этапе не эффективно использование групповой дифференцированной формы учебной деятельности учащихся. Однако без групповой единой формы учебной деятельности учащихся на этом этапе не обойтись.

3. Этап формирования навыков и умений

Основная цель деятельности учителя при организации Ге и Гд форм деятельности учащихся на данном этапе - закрепление знаний и формирование умений. Эта цель достигается тогда, когда учитель реализует основные виды взаимосвязи указанных форм с другими формами учебной деятельности учащихся.

Основные методы, используемые при этом: решение задач из учебника, выполнение дифференцированных заданий.

Основное условие успешности организаций групповой формы деятельности учащихся на третьем этапе - четкая постановка цели, самостоятельной работы перед каждой группой; подбор и составление дифференцированных заданий; дифференциация помощи каждой группе.

4. Этап проверки знаний и умений.

Основная цель деятельности учителя на данном этапе - обучение учащихся навыкам контроля и самоконтроля в звене, группе; формирование у них правильных оценок и самооценок. Эта цель достигается тогда, когда учитель систематически на рассматриваемом этапе организует взаимоопрос учащимися друг друга, взаимопроверку письменных работ.

Основное условие успешности организации групповой формы деятельности учащимися на четвертом этапе - четкая постановка цели проверки; составление вопросника и подбор соответствующих заданий для взаимоопроса.

Итак, из вышесказанного следует, что групповые формы учебной деятельности учащихся могут быть успешно организованны, при соблюдении ряда условий, на любом этапе урока математики.

 

Индивидуальной формой учебной деятельности учащихся на уроке математики называется такой способ организации деятельности учащихся классу если;

- перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель, как индивидуальная, личная цель каждого;

- содержание задания одинаково для всех, либо дифференцированно, либо индивидуализировано:

- в основе формы лежит самостоятельная ИД каждого учащегося, ревизующая отношение «деятельность учителя – деятельность учащегося» ("ДУ-Ду");

- учащимся оказываются различные виды помощи со стороны учителя;

-руководство по выполнению задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно;

- подводятся итоги деятельности каждого учащегося.

1 признак означает, что цель учебной деятельности ставится перед каждым учащимся как личная цель, которую он должен достичь сам.

2 признак показывает, что при И форме учащиеся могут выполнять все виды заданий: одинаковые, дифференцированные или индивидуализированные, следовательно, можно говорить о единойе) и дифференцированнойд) форме.

Дифференциация заданий для каждой типологической группы осуществляется как по содержанию, так и по мере оказываемой учителем помощи. При этом необходимо учитывать цели дифференцированной работы с учащимися каждой группы.

3 признак подчеркивает специфическую особенность И формы как способа организации ИД учащихся.

4 признак показывает, что при организации И формы необходимо оказывать различные виды помощи учащимся в зависимости от целей индивидуальной работы, уровня их подготовленности и других особен­ностей.

5 признак показывает, что при И форме возрастает степень самостоятельности учащихся в обучении. По сравнению с другими формами, она - наивысшая. Здесь особое значение приобретает степень сформированности у каждого учащегося приемов учебной деятельности, умений осуществлять индивидуальную самостоятельную деятельность.

6 признак означает, что при данной форме учитель должен подводить итоги деятельности каждого учащегося. При этом необходимо вовремя отмечать успехи ученика, уровень усвоения им темы, намечать пути устранения пробелов.

При оценке действий ученика производится сравнение этих действий с: а) прошлыми действиями того же ученика (личностный способ оценивания); б) с аналогичными действиями других учеников (сопоставительный способ) и в) с установленными нормами этих действий (нормативный способ).

Итак, сущность индивидуальной формы учебной деятельности учащихся на уроке математики заключается в том, что в ее основе лежит ИД каждого учащегося. Действия учащихся при И форме полностью изолированы от действий других учащихся и от учителя. При этом учащиеся могут выполнять различные виды заданий.

Индивидуальная форма, также как и остальные, выполняет в процессе обучения математике самые разнообразные функции. Она оказывает особое влияние на развитие такого важного качества личности - познавательной самостоятельности. Правильно организованная И форма способствует развитию многих умений и навыков учебного труда: работы с учебником; самостоятельного решения задач; пересказа и воспроизведения необходимых знаний и т.д.

Рассмотрим особенности организации И формы на различных этапах урока математики.

1. Этап изучения нового. Так как в основе данного способа лежит ИД каждого учащегося, то основная цель деятельности учителя на данном этапе - формирование у них умений самостоятельно (по учебнику или специальному заданию учителя) изучить новый материал. Эта цель достигается тогда, когда учитель не объясняет новую тему, а организует ее самостоятельное изучение по учебнику или по специально составленному заданию, выполнение которого и приводит к достижению цели. Например, при изучении темы "Сложение двух отрицательных чисел" (М-6 класс) И форма может быть организована так; перед каждым учащимся поставлена цель; изучить правило сложения двух отрицательных чисел по учебнику. На доске записаны вопросы и указания по работе с текстом учебника:

1) Внимательно прочтите текст учебника.

2) Разберите все примеры, записанные в тексте. Запишите три любых примера в тетрадь.

3)Почему сумма отрицательных чисел всегда есть число отрицательное?

4)Как найти модуль суммы двух отрицательных чисел?

5)Пользуясь правилом, найдите сумму: а) -2+(-7); б) -12+(-56).

2. Этап первичного применения знаний

Основная цель деятельности учителя - формирование у учащихся умений выполнять самостоятельные работы воспроизводящего типа по образцу. При этом, учитель организует Ие форму, следующей непосредственно за Ф и Г.

3. Этап формирования умений и навыков

Основная цель деятельности учителя - формирование у учащихся умений самостоятельной работы в процессе выполнения ими самостоятельных работ любого типа (реконструктивно-вариативных и эвристических, а для учащихся группы А -творческих). Эта цель достигается путем организации ИД каждого учащегося на уроке и дома по выполнению заданий, составляющих основу самостоятельных работ разных типов.

4. Этап проверки знаний и умений

Основная цель деятельности учителя на данном этапе – формирование у учащихся умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности. Эта цель достигается тогда, когда учитель систематически организует проверку письменных (самостоятельных и контрольных) работ учащихся, взаимопроверку и самопроверку.

 

Взаимосвязь дифференцированных и не дифференцированных форм учебной деятельности учащихся

 

В дидактике до недавнего времени отсутствовал принцип, относящийся к важнейшему компоненту процесса обучения - формам учебной деятельности учащихся. На это обратил внимание Ю.К. Бабанский. Он сформулировал его как принцип сочетания различных форм деятельности учащихся.

Сущность принципа сочетания различных форм учебной деятельности учащихся в обучении заключается в необходимости использования на уроке возможностей каждой формы деятельности с учетом задач, содержания и методов обучения. Реализация на практике данного принципа означает не только умение учителя организовать ту или иную форму учебной деятельности учащихся, но и выбор наиболее оптимальных сочетаний этих форм.

В отличие от принципа индивидуального подхода, рассматриваемый принцип является более общим дидактическим требованием к организации процесса обучения. Он включает в себя не только индивидуальный, но и дифференцированный подход к разным типологическим группам учащихся, а также особое отношение учителя ко всем учащимся класса, как к определенному коллективу.

Под взаимосвязью различных форм учебной деятельности учащихся на уроке понимается последовательность взаимообусловленных друг другом форм деятельности или их сочетаний.

Под сочетанием форм учебной деятельности учащихся понимается одновременная организация на каком-либо этапе урока двух форм деятельности.

Введем условные обозначения: взаимосвязь будем обозначать знаком

“®“, сочетание - знаком “+”.

Под основной структурой взаимосвязи различных форм учебной деятельности учащихся в процессе обучения будем понимать такую взаимосвязь, которая удовлетворяет требованиям:

- способствует усвоению всех элементов содержания образования;

- реализует функции каждой формы учебной деятельности учащихся;

- реализует принципы сочетания различных форм учебной деятельности учащихся на уроке;

- формирует все виды учебной деятельности учащихся (СД - совместную деятельность, КД - коллективную деятельность, ИД - индивидуальную деятельность).

При построении основной структуры взаимосвязи различных форм учебной деятельности учащихся будем исходить из принципа постепенного возрастания степени самостоятельности учащихся в обучении (говоря в терминах деятельностного подхода - принципа постепенного перехода от не самостоятельных видов учебной деятельности к самостоятельным) и цели повышения эффективности и качества обучения математике.

В результате проведенного исследования нами была получена следующая основная структура взаимосвязи форм учебной деятельности учащихся:

Ф®К®Ге®Гд®Ие®Ид

При переходе от одной формы к следующей, степень самостоятельности учащихся возрастает.

Экспериментальные данные, полученные нами, свидетельствуют о том, что:

1. Если на этапе изучения нового материала школьного курса математики 5-9 классов доминирующей формой деятельности учащихся выбрана групповая (или индивидуальная) дифференцированная, то на данном этапе эффективна взаимосвязь вида Гд+Ф или Гд+К (Ид+Ф, Ид+К).

Таким образом, на этапе изучения нового материала возможны 4 различных способа организации учебной деятельности учащихся класса (с использованием дифференцированных форм):

a) Гд+Ф. Новый материал изучается учащимися коллективно в типологических группах. Каждая типологическая группа работает по дифференцированным заданиям (варианты А, В, С, Д). Затем учитель организует совместную деятельность учащихся всех групп.

b) Гд+К. Это более сложный вид сочетания, так как коллективная деятельность учащихся разных групп должна затем перейти к коллективной деятельности всех учащихся.

c) Ид+Ф. Новый материал изучается каждым учащимся самостоятельно, в соответствии с его принадлежностью к типологической группе по одному из вариантов А, В, С, Д. Затем учитель организует совместную деятельность учащихся всех групп.

d) Ид+К. Это также более сложный вид сочетания, так как учитель должен подобрать такое задание, позволяющее перейти всем учащимся от их индивидуальной деятельности к коллективной.

2. На этапе закрепления знаний и формирования умений и навыков выбор эффективных видов взаимосвязи форм учебной деятельности учащихся завит от того, какая группа знаний изучается:

a) если изучается первая группа знаний (понятия, определения понятий и их применение к решению задач), то эффективны взаимосвязи

Ф®Ид, Ф®Гд, Ге®Ид, Ие®Гд, Гд®Ид, Ие®Ид.

б)если изучается вторая группа знаний (теоремы, свойства и их доказательства, применения к решению задач), то эффективны взаимосвязи вида: Ф®Ге®Ид, Гд®Ид, К®Гд.

в)если изучается третья группа знаний (приемы и способы решения задач), то эффективны взаимосвязи вида: Ф®Гд®Ид, Ге®Ид, Ф®Ид, Ие®Ид.

Как видно из приведенных выше схем, учитель на данном этапе располагает большими возможностями в реализации на практике дифференцированных форм учебной деятельности учащихся. В зависимости от времени, он может постепенно реализовать все указанные виды. Применение дифференцированных форм учебной деятельности учащихся на данном этапе уроке позволяет ему устранить следующие недостатки традиционного обучения:

1) всем учащимся даются одинаковые как по объему, так и по содержанию домашние задания;

2) все учащиеся на уроке в основном выполняют одни и те же номера задач учебника, при этом сильные учащиеся успевают решить больше однотипных задач, а слабые - меньше, в то время, как раз наоборот, число однотипных упражнений для учащихся групп А и В должно быть минимальным, а для учащихся групп С и Д - достаточным, чтобы они смогли перейти к более сложным задачам.

3. На этапе текущей проверки знаний и умений эффективны взаимосвязи вида Гд+Ф или Ид+Ф. При итоговой проверке знаний и умений эффективна только Ид форма учебной деятельности учащихся. Фронтальная форма учебной деятельности учащихся в сочетании вида Гд+Ф, Ид+Ф выполняет следующие функции: подведение учителем итогов самостоятельной учебной деятельности учащихся каждой типологической группы и класса в целом; анализ основных ошибок, допущенных учащимися той или иной группы; показ наиболее рациональных или других способов решения задач.

Коллективная форма учебной деятельности учащихся в сочетаниях вида Гд+К, Ид+К выполняет следующие функции: обобщение полученных результатов учащихся разных групп; создание какой-либо проблемной ситуации (т.е. постановка новой проблемы) непосредственно связанной или вытекающей из полученных результатов учебной деятельности учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: