Подборка игр к теме: «Неделя вежливости» (старшая группа).
Цель: Развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника, путем изучения правил поведения в обществе.
Задачи: сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова, воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Игры с предметами.
Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов»
Задачи: упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения.
Игры с телефоном (любая тема)
Задачи: научить вежливо разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей» развивать диалогическое общение
Игра «Копилка добрых дел»
Задачи: активизировать память, внимание детей; воспитывать дружелюбие; чувство отзывчивости; сопереживания; желание помогать другу в трудной ситуации
Игра «Коврик примирения»
Задачи: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
(Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку).
Игры-имитации
Игра «Театр теней», «Затейники»
Задачи: упражнять в различных видах движений (имитационные, комические), развивать воображение, инициативу и речь, развивать умение вовремя выйти из игры, без напоминания друзей, соблюдать правила игры.
Игра «Звериное пианино».
Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му-у-у, ко-ко-ко, га-га и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.
Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.
Сюжетные игры, игровые ситуации
Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста, помогайте друг другу.
Игра «Горная тропинка»
Задачи: развивать логическое мышление, активность, чувство взаимопомощи, внимательное отношение к партнеру.
Игра «Эхо»
Задачи: помочь ребёнку преодолеть стеснительность, робость,
Игра «Спасем Доброту»
Задачи: научить различать, называть эмоции удовольствия, удивления, восхищения, радости и адекватно реагировать на них; закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок»; развивать внимание, смелость, научить расслабляться.
Подвижные игры
Игра «Почта», «В гостях» Звери на болоте», «Поводырь»
Задачи: расширить содержание игровых сюжетов сюжетно-ролевых игр; попрактиковать детей в вежливом поведении в конкретных ситуациях, оценивать готовность прийти на помощь.
Эстафета "Башня вежливых слов"
Задачи: развивать ловкость, умение работать в команде, активизировать словарь.
Игра "Сделай, пожалуйста".
Задачи: развивать внимание, ловкость, быстрота реакции, слуховое восприятие.
Игра «Ручеёк», «Иголочка и ниточка»
Задачи: развивать умение действовать совместно, учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. (Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия).
Словесная игра
Игра: «Назови ласково»
Задачи: активизировать речь; развивать память, мышление; пополнить словарный запас; воспитывать доброту и отзывчивость.
Игра: «Скажи доброе слово, комплимент товарищу»
Задачи: упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу
Игра: «Магазин вежливых слов»
Задачи: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Игра «Доскажи словечко»
Задачи: активизировать речь; развивать память, мышление; пополнить словарный запас; воспитывать доброту и отзывчивость
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)
4. Когда нас бранят за шалости говорим мы… (прости, пожалуйста) и т.д.
Сюжетно-ролевые игры
Игра «Семья», «Мини – маркет» «Росинка», «Служба спасения», «Ветбольница», «В Поликлинике», «Салон красоты», «На заправке»,
Задачи: продолжать создавать условия для организации самостоятельных игр, уметь распределять роли, договариваться, воспитывать культурное общение, ролевые диалоги, развивать сюжетную линию игры.
Игра «Бюро добрых дел» «Автомастерская»
Задачи: развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.
Дидактические игры
Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»
Задачи: продолжать употреблять в речи вежливые слова; закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Игра «Оцени поступок»
Задачи: развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку или реальную ситуацию
Игра «Маленький секрет в дружной компании»
Задачи: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм; воспитание у детей социально-коммуникативных навыков, толерантных отношений, создать условия для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать навыки бесконфликтного общения.
Игра «Сделай доброе дело»
Задачи: Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в любой ситуации, развивать социальные чувства. Воспитывать толерантное отношение к чувствам других;
Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»
К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!