С точки зрения зооморфологии, существенных различий между возможностями человеческой руки и лапой обезьяны нет. Человек берет мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев, и шимпанзе делает точно так же, но чуть более неуклюже,- вот и вся разница. Однако если перечислить все, что может человеческая рука помимо хватания, станет ясно, насколько далеко мы ушли от своих лазающих по деревьям предков. Красноречивее всего об этом свидетельствует язык, на котором разговаривают глухонемые, — язык жестов. В этом языке руки полностью берут на себя функции звучащей речи. Но и просто разговаривая друг с другом, мы все равно помогаем себе руками. Жест, как правило, сопутствует словесному объяснению. Попробуйте, например, объяснить ребенку, что такое винтовая лестница, и вы увидите, как ваша рука начнет энергично рисовать в воздухе петли серпантина. Речь и жестикуляция прочно связаны в нашем мозге. Люди, которым во время эксперимента запрещалось сопровождать беседу движением рук, говорили гораздо менее отчетливо, вяло, с трудом формулировали мысль и путали отдельные понятия.
Активная жестикуляция - незаменимый помощник речи, когда оратору приходится выступать на почтительном расстоянии от публики. Поэтому актеры на сцене жестикулируют гораздо активнее, чем в кино. Адольф Гитлер брал в двадцатые годы уроки у актера Базиля, игравшего в придворном театре героические роли. Вероятно, у него будущий фюрер научился простирать руки к слушателям и привлекать их скорее жестами,
--6--
чем аргументами. Жесты выдают человека, когда он лжет. Зрители, которым было дано задание выражать восторги по поводу заведомо беспомощного фильма, разоблачали себя скудостью и невыразительностью жестикуляции. По некоторым независимым от слов движениям, вроде постукивания пальцами по столу, мы можем судить о внутреннем состоянии собеседника, угадываем исходящую от него доброжелательность или угрозу. Другие движения, например почесывание затылка, свидетельствуют о нехватке слов или смущении говорящего. Может быть, в этом жесте заложена также подсознательная попытка стимулировать мозг. Этими вопросами занимается психология жестов. Она, однако, совершенно бессильна перед загадкой того, как именно мозг контролирует движения рук и включает их в контекст поведения и речи. Получается, что мы приблизительно представляем себе связь моторики с абстрактным мышлением и осязанием, но как и благодаря чему действует эта связь - остается для нас тайной за семью печатями.
|
Все дороги ведут в мозг
Обычное действие, для которого предназначена человеческая рука, - взять нужный предмет и перенести его в другое место. Но какие гигантские достижения эволюции, какие усилия природы вложены в это естественное, подчас неприметное действие, стало очевидно лишь при первых попытках сделать руку-робот. «То, что для руки простейшая задача, для нас пока недостижимая вершина», - признается Ф. Пфайфер, научный сотрудник Технического университета в Мюнстере. Его лаборатория сконструировала руку с четырьмя пальцами, которая приводится в действие гидравлическим устройством и даже может ухватить такой хрупкий предмет, как яйцо. Но для этого движение каждого пальца нужно заранее программировать в зависимости от размера и формы яйца. Малейшая неточность - и катастрофа неизбежна! Взять стакан с водой и поставить в нужное место - для робота это пока очень сложно. Он не в силах переместить предмет в пространстве так же быстро, точно, осторожно, как это постоянно делает человек (и уж просто невозможно научить робота жонглировать!). Ни один из созданных по сей день роботов не в состоянии оценить, какова поверхность предмета - гладкая или шероховатая, горячая или холодная, жесткая или мягкая. Из двухсот с небольшим костей, поддерживающих нашу «водянистую» плоть, больше четверти - 54 - приходится на обе
|
--7--
руки. За легкостью игры пианиста стоит слаженное взаимодействие 15 ореховидных, шарнирных и седловидных суставов. Однако точность этих действий определяется не только отлаженной механикой. Тайна совершенства человеческой руки - в неразрывной связи с мозгом. Там сходятся все нити, управляющие прекрасно сработавшимся оркестром пальцев, сухожилий, мускулов и костей. Именно мозга не хватает роботу. Наверное, при больших затратах технически возможно создать робот с механическими возможностями, как у человеческой руки. Но даже идеальный робот не сможет чувствовать, жестикулировать, включаться в общение. Так что все эксперименты с искусственной рукой служат в конечном счете лишь тому, чтобы доказать: в мире человеческой цивилизации рука может сделать почти все. Кроме самой руки...