Труд на земельном участке.




Лекция 7

Тема: Труд. Игра.

План:

1. Значение труда.

2. Труд на земельном участке.

3. Труд в уголке природы.

5. Дидактические игры.

6. Игры с естественным материалом природы.

7. Ролевые игры.

Список используемой литературы:

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

3. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 100

Значение труда.

 

Труд как метод воспитательно-образователь­ной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредст­венно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, соз­дает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, по­могает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравст­венных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализато­ров, и в первую очередь двигательного.

Применение труда.

 

Труд в детском саду применяется в повсе­дневном уходе за растениями и животными на земельном участке и в уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (фор­му, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).

У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, пока­зывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.

Если всю деятельность детей свести к механическому проведе­нию тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их ре­зультат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней груп­пы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное вы­ращивание растений и уход за животными.

К основным приемам, применяемым в трудовом обучении де­тей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка нх выполнения, оценка проделанной работы воспитате­лем и всей группой.

Труд на земельном участке.

 

Подготавливают участок к выра­щиванию растений работники детского сада и родители. Они вска­пывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участ­вуют в очистке участка и в работах по выращиванию растении.

Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выра­щенного урожая.

Дети средней и старшей групп принимают более активное уча­стие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные се­мена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.

Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопке земли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке Саженцев деревьев.

В целях повышения чувства ответственности за порученное де­ло детей старшей и подготовительной к школе групп делят на не­большие группки, каждой из которой поручают уход за растения­ми на определенном небольшом участке земли. Желающим дают задание самостоятельно вырастить растения в детском саду или дома. В последнем случае необходимо, чтобы о работе знали ро­дители, которые совместно с воспитателем должны проверять ее выполнение.

Труд в уголке природы.

 

В первой младшей группе за обитате­лями уголка природы ухаживает воспитатель в присутствии де­тей, которые по его предложению приносят лейку, поливают ра­стения, кормят рыб и т. д.

Во второй младшей группе дети сами, но под наблюдением воспитателя ежедневно кормят рыб, поливают растения.

В средней группе дети выполняют отдельные поручения воспи­тателя по уходу за растениями и животными, но при этом сле­дует учитывать индивидуальные особенности детей. Некоторым из них нужно давать несложные поручения: нарезать морковь для кроликов, посмотреть, съеден ли животными корм, и т. д. Обычно дети охотно выполняют такие поручения, одновременно подмечая особенности и повадки животных. Задания надо подбирать по си­лам ребенка.

В старшей и подготовительной к школе группах практикуются дежурства детей небольшими группами (по 2 3 человека). Это

наиболее распространенная и ценная форма применения труда, так как воспитывает у детей ответственность за порученное дело. Дежурят все дети по очереди. С помощью воспитателя они осмат­ривают и поливают растения в уголке природы, протирают у них листья, кормят рыб и других животных, чистят клетки, сеют овес для птиц. Передавая дежурство, дети должны рассказать, что они делали и что наблюдали. Это приучает их более внима­тельно относиться к своим обязанностям.

Время от времени в уголке природы воспитатель проводит сов­местную работу детей всей группы, например, периодически орга­низует мытье комнатных растений; при этом каждое растение по­ручает двоим детям. Воспитатель напоминает, как нужно эго делать.

На протяжении года воспитатель следит за тем, чтобы дети бе­режно относились к животным и растениям уголка природы, рабо­тали аккуратно, дружно, доводили начатое дело до конца. '

Соблюдение правил гигиены. Для того чтобы труд не утомлял детей, а доставлял им радость и удовлетворение, нужно соблюдать правила гигиены.

Летом рекомендуется работать в нежаркие часы дня - утром и вечером. Во время работы нужно следить, чтобы поза детей бы­ла правильной. Так, при рыхлении гряд граблями следует дер­жать тело выпрямленным; при переноске воды лейки или ведра должны быть в обеих руках.

Нужно чередовать один вид работы с другим. Так, например, по­садку и прополку можно чередовать с рыхлением земли граблями, и т. д. Следить, чтобы инвентарь соответствовал возрасту детей.

После всякой работы, независимо от того, где она производилась - на земельном участке или в уголке природы,—дети долж­ны тщательно мыть руки с мылом.

Контрольные вопросы.

 

1. Каково значение труда как метода работы? 2. Как следует применять труд чтобы он не потерял значения метода воспитательно-образовательной работы? 3. Как формируются у детей трудовые навыки? 4. Каково содержание труда детей на земельном участке и в уголке природы? 5. Каким гигиеническим тре­бованиям должен отвечать труд детей?

 

ИГРА

 

Игра не только развлечение, но и метод, при помощи которо­го маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образователь­но-воспитательной работы с ними.

Дидактические игры.

 

В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настоль­ные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного вос­питания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специ­ально отведенное для них время.


Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают де­тям усвоить качества предметов и уточнить представления, полу-: • ченные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя та­кую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, мор­ковь, свеклу, картофель и т. д.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрук­ты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».

Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет ме­шочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, назы­вают, а затем вынимают и показывают всей группе.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д.), в старшей груп­пе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и уз­навание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, напри­мер «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.

Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на зна­комом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: