Методы научного исследования




Существует 2 группы методов научного исследования:

Экспериментально-эмпирическая (методы наблюдения, накопления научных материалов и научных фактов, методы выделения, обобщения и распространения педагогического опыта, методы констатирующего проверяющего (уточняющего) и преобразующего эксперимента, метод естественных и лабораторных экспериментов, метод тестов, метод анкетирования (именное, анонимное, открытое и закрытое), интервьюирование).

Теоретические (метод анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, граф схемы, моделирование деятельности педагога, совместной деятельности)

Метод педагогических наблюдений: предполагает целенаправленное и систематическое восприятие опыта работы педагога и учащегося в естественных условиях. Этот метод помогает накапливать, изучать, фиксировать фактический материал. Можно делать выводы, формировать суждения по проблемам. Требования: четкая, целевая установка, систематичность, плановость, объективность, массовость, предполагаемый результат.

Метод интервью: для выяснения отношения учащегося к тому или иному педагогическому явлению. Подготовка исследовательской беседы требует составления плана и целевых вопросов. Планируя беседу, исследователь должен заранее определить количество участников беседы, способы фиксирования результатов, методы проверки гипотез.

Анкетирование: метод письменного опроса для быстрого получения большого количества ответов. Бывают открытые, закрытые. Должны пройти проверку на небольшой группе для возможной корректировки

Метод педагогического эксперимента: выделяют констатирующий, формирующий, контрольный виды.

Метод изучения и обобщения передачи опыта основан на изучении и обобщении практики лучших школ, педагогов.

Метод теоретического анализа позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания, находить новые закономерности.

 

 

Заключение

Современная педагогика активно осмысливает такие педагогические понятия, как “мир жизни”, “смысл бытия”, “личный выбор”, “встреча”, “педагогическая атмосфера”, “пространство”, “время”, и др. Отказ от жесткой нормативности, одномерности, строго заданной детерминации позволяет по-новому осмыслить, развернуть педагогическое явление, найти адекватные требованиям современного времени и особенностям детско-юношеского сообщества формы образования и развития.

Педагогика конца ХХ в. концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем “вписать” развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью - гуманистической социализацией личности. В педагогике акцент переносится с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания. Совершенствование образовательной системы, расширение сферы социальной педагогики сопровождается “отказом от авторитарной педагогики и выдвижением на первый план личности ученика, удовлетворением его запросов, развитием его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований”.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.

 

 

Список литературы

 

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов- CПб.:Питер, 2000.

2. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990.

3. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие. – Рязань, 1999.

4. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. - М., 1993.

Интернет – ресурсы:

https://psicho.org.ua/text/6_1/page/4

https://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas2.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: