П л а н
I. Методология лингвистического исследования. Методология философская и частононаучная.
2. Понятие о лингвистическом методе, методике и приеме.
3. Лингвогенетические методы:
• сравнительно-исторический,
• историко-сравнительный,
• сравнительно-сопоставительный (типологический).
4. Описательный метод.
Описательно-таксономические методики:
• методика лингвистического эксперимента,
• методика компонентного анализа,
• методика дистрибутивного и валентностного анализа,
• методика трансформационного анализа.
5. Взаимодействие собственно лингвистических методов с методами других наук:
• методика лингвистического моделирования,
• применение математических методов в языкознании,
• лингвостатистические приемы и частотные словари,
• методика лингвистической географии,
• приемы стилистического и лингвоэстетического анализа.
Литература
а) Основная
Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта-Наука, 2005.
Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1974. – С. 202–281.
Общее языкознание: Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.
Попова З.Д. Общее языкознание. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1979. – С. 201–208.
Березин Ф.M., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 296–307; 345; 352–356; 357–365; 330–344.
Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. – М.: Высшая школа, 1974. – С. 157–310.
Хроленко А.Т. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1981. – С. 74–85.
Плотников Б.А. Основы семасиологии. – Минск: Вышэйшая школа, 1984. – С. 152–209.
б) Дополнительная
Ахманова О.С., Краснова И.Е. О методологии языкознания // ВЯ. 1974. № 6.
Александрова О.В., Гвишиани И.Б. Аксиология и методологические проблемы изучения языка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1907. №5. – С. 46–53.
Общее языкознание: Хрестоматия. – Минск: Вышэйшая школа, 1976. – С. 44–86; 172–179; 398–414.
Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики.– М., 1966.
Степанов Ю.C. Методы и принципы современной лингвистики. – М., 1975.
Растропов И.П. Методология и методика лингвистических исследований. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1976.
Шадури Т.Н. Общее языкознание. – Тбилиси, 1983. – С. 333–484.
Щур Г.С. О новых и традиционных методах исследования языка // Проблемы развития языка. – Саратов, 1981. – С. 143–150.
Широков О.С. Современные проблемы сравнительно-истори-ческого языковедения. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Нерознак В.П. Метод сравнения в синхронном языкознании: К основаниям лингвистической компаративистики // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. – М., 1986. Т. 45. № 5. – С. 402–412.
Нерознак В.П. О границах типологического анализа языков // Литература. Язык. Культура. – М.: Наука, 1986. – С. 279–287.
Кацнелъсон С.Д. Лингвистическая типология // ВЯ. 1983. № 3. – С. 9–20; № 4. – С. 19–34.
Жирмунский В.М. О некоторых проблемах лингвистической географии // ВЯ. 1954. №4; Чагишева В.И. Лингвистическая география как метод исследования языка // Вопросы общего языкознания. – Л., 1967. С. 174–184; Дерагин В.Я. Лингвистическая география // Рус. речь. 1985, № 3. – С. 80–90 (по выбору студента).
Брутян А.А. Лингвистическое моделирование действительности и его роль в познании // Вопр. философии. – М., 1972. № 10. – С. 86–96.
Головин Б.Н. Язык и статистика. – М.: Просвещение, 1971.
Фрумкина Р.М. Применение статистических методов в языкознании // ВЯ, 1960. № 4; Зиндер Л.Р., Строева Т.В. К вопросу о применении статистики в языковедении // ВЯ. 1968. № 6; Носенко И.А. Начала статистики для лигвистов. – М.: Высшая школа, 1981 (по выбору студента).
Лесохин М.М., Лукьяненков К.Ф., Пиотровский Р.Г. Введение в математическую лингвистику. – Минск: Наука и техника, 1982. – С. 3–46.
Теслер Л.Г. Языки программирования // Современный компьютер.– М., 1986. – С. 76–89.
Научно-методические рекомендации
В задачу каждой науки входят определенный участок научных знаний о природе и обществе. Каждая наука отдает себе отчет в вопросах, что и как изучать. В связи с этим в науке выделяется, с одной стороны, объект и предмет изучения, а с другой, – методы изучения. Термин метод не однозначен. Он применяется в общенаучном, философском смысле, а также применительно к совокупности исследовательских приемов в той или иной научной области. В философском смысле метод означает путь познания и истолкования любого явления жизни. Следование этому методу означает познание и объяснение явлений действительности на базе единства материи и сознания. При этом признается первичность материи и вторичность сознания. Среди других постулатов важнейшими является признание: 1) объективного характера законов языка и общества, 2) всеобщей связи языковых единиц и категорий в их непрерывном развитии; 3) диалектического характера развития языка, связанного с взаимодействием качественных и количественных изменений.
При этом следует иметь в виду, что в современном языкознании нет еще завершенной теории методов изучения языка. Поэтому со второй половины XX века говорят и о дистрибутивном, трансформационном, статистическом, стилистическом, описательном, сопоставительном математических, или точных, методах и т.п. При этом не разграничивают методы и методики. Методики, являясь составляющими метода, предназначены для группировки и классификации исследуемого материала. (См.: Кондрашов Н.А. Общее языкознание: Проблемы языкознания и методы изучения языка. – М., 1974. Ч. 2). Одни и те же методики могут обслуживать разные методы. Так, например, дистрибутивный анализ может применяться при исследовании языка (фонологии, грамматики, лексики) как структурным, так и сравнительно-историческим методом.
7. 4. Контрольные вопросы
1)Дайте определение методологии? Докажите необходимость осмысления методологической базы каждого конкретного лингвистического исследования?
2)Чем различаются метод философский и метод лингвистический?
3)Что такое метод, методика иприем вязыкознании?
4)Как классифицируются лингвистические методы?
5)Дайте определение каждому из лингвистических методов. В определении укажите наиболее характерные для того или иного метода методики и приемы исследования.
6) Охарактеризуйте наиболее используемые в языковедении методы и приемы (компонентный, дистрибутивный, трансформационный, лингвостатистический).
Задания
1) Сопоставьте (письменно) определения методологии и метода, используемые в рекомендуемой литературе, и их дефиниции в Философском словаре, Философской энциклопедии и лингвистических словарях (см. раздел "Справочная литература").
2) Подберите примеры, обнаруживающие проявления в языке категорий и законов диалектического материализма (категорий, регламентирующих направление изучения языковой действительности типа отдельное – особенное – всеобщее; законов (а) перехода количественных изменений в качественные, (б) единства и борьбы противоположностей, (в) отрицания отрицания и др.
3) Используйте приемы (а) относительной хронологии, (б) внешней и (в) внутренней реконструкции в ходе сравнительно-исторического анализа слов, именующих родственные отношения в различных индоевропейских языках типа русских отец, мать, брат, сестра, золовка, свояк (свояченица), шурин и др. Воспользуйтесь переводными, толковыми и этимологическими словарями.
4) На конкретном языковом материале покажите возможности применения лингвистических методов, методик и приемов в практике преподавания языков. (См.: Федоров А.К. Использование лингвистического эксперимента при изучении некоторых вопросов синтаксиса // Русский язык в школе. 1969, № 1; Березин Ф.М. О приложении некоторых положений общего языкознания (трансформационный метод, дистрибутивный метод) к методике преподавания иностранных языков // Лингвистика и методика в высшей школе. – М., 1967. Вып. 4; Хайдарова З.Т. О применении трансформационного и компонента анализов в преподавании семантики // Русский язык в национальной школе. – М., 1987. № 10. – C. 11–13).
Преподаватель проф. Н.Ф. Алефиренко