ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС»
Кафедра «Экономическая теория»
Утверждаю
Проректор по учебной работе
д.э.н, проф., Новикова Н.Г
_________________________
«___»______________2008 г.
Методические рекомендации и планы семинарских занятий
дисциплина «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Специальности Экономического направления
Москва, 2008г.
Методические рекомендации И ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ составлены на основании рабочей программы дисциплины История экономически учений
(название дисциплины)
Методические рекомендации И ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономическая теория ________
(название кафедры)
Протокол № __ _ _ «» __ ___ _________ 200 8 г.
Зав. кафедрой Леонова В.П.
Методические рекомендации И ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № ________ «____» __________200__г.
Методические рекомендации И ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ разработаны:
Преподаватель кафедры
Экономическая теория к.э.н., доц. И.М. Венцкус (название кафедры)
Согласовано:
Зам. проректора – начальник
Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А.
Начальник
Методического отдела Рыженок Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели и задачи дисциплины
2.Объём и содержание дисциплины по специальностям.
3. Наименование тем, их содержание и объем аудиторных занятий.
4.Тематическое содержание дисциплины и планы семинарских занятий.
|
5.Основная литература
6.Дополнительная литература
Цели и задачи дисциплины
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В тематике контрольных работ представлены все основные направления и периоды развития мировой экономической мысли.
История экономических учений представляет собой самостоятельную научную дисциплину, основное содержание которой заключается в исследовании исторического процесса становления развития и отмирания экономических взглядов, концепций, школ и направлений, исследования их вклада в общую современную экономическую теорию. Планы семинарских занятий предполагают как изучение экономической мысли зарубежных стран, так и экономической мысли России.
Задача изучения истории экономических учений состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов – экономистов, имеющих представление о становлении различных форм хозяйствования и их отражении в экономической теории, различных методов экономических исследований. Эта задача приобретает еще большее значение в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике, когда проблема подготовки компетентных экономистов, формирование у них современного экономического образа мышления становится делом первостепенной важности.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- знать историю возникновения, развития и смены экономических идей и учений;
- знать основные экономические взгляды в контексте общемировоззренческих представлений эпохи, менталитета народа, философии, религии, культуры, языка, достижений науки и техники;
|
- уметь логически анализировать экономические проблемы, разбираться в вопросах экономической политики и понимать причины, определяющие появление различных экономических взглядов;
- уметь анализировать развитие экономической мысли, пути решения насущных и перспективных экономических проблем, искать и выбирать рациональные экономические решения.
2.Объем и содержание дисциплины по специальностям:
.Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля
а) 060400 «Финансы и кредит»
б) 060500 «Бухгалтерский учет»
в)060800 «Экономика и управление»
в)060800 «Экономика и управление»
Виды занятий и контроля | Дневная форма обучения | Заочная форма обучения | ||
Полный курс | Сокращенный Курс | Полный курс | Сокращенный Курс | |
Всего часов | ||||
Лекции | ||||
Практические занятия | ||||
Семинарские занятия | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Консультации по курсу | ||||
Всего аудиторых занятий | ||||
Самостоятельная работа студента | ||||
Курсовой проект или работа | - | -- | -- | |
Реферат | - | -- | -- | |
Контрольная работа | - | -- | + | |
Зачет | + | + | + | |
Экзамен | - | -- | -- |
3. Наименование тем, их содержание и объем аудиторных занятий.
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Дневная форма | Заочная форма | ||||||
Полная программа | Сокращенная программа | Полная программа | Сокращенная программа | ||||||
Л | П | Л | П | Л | П | Л | П | ||
Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки | |||||||||
Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение. | |||||||||
Возникновение классической школы политической экономии. Экономическая теория физиократов. | |||||||||
Классическая школа политической экономии. | |||||||||
Последователи классической школы политической экономии. Историческая школа Германии. | |||||||||
Экономические учения социализма. | |||||||||
Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории. | |||||||||
Экономические теории американского институционализма, монополистической и несовершенной коннкуренции. Экономическое учение Дж. Кейнса. | |||||||||
Экономические теории неокейнсиансианства и неоинстуционализма.Теории возрожденного неоклассического направления (неоконсерватизма) и неолиберализма. | |||||||||
Экономическая мысль России в XVII, XVIII, XIX веках. | |||||||||
Отечественная экономическая мысль в первой половине XX века. | - | ||||||||
Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века. | - | ||||||||
|
4. Тематическое содержание дисциплины и планы семинарских занятий.
Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
1.1Содержание темы
Предмет, метод и структура истории экономических учений. Цели изучения курса истории экономических учений. Этапы развития экономической мысли.
История экономических учений как историко-экономическая наука. Исторический и логический подходы к развитию экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли.
1.2.План семинарского занятия
1.История экономических учений как историко-экономическая наука: предмет, метод, место в системе экономических наук.
2.Исторический и логический подходы к развитию экономической мысли. 3. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли.
1.3.Методические рекомендации рефераты, тесты.
1.3.1..Методические рекомендации
Приступая к изучению вопросов данного семинара следует уяснить, что предметом истории экономических учений выступает исторический процесс развития экономических идей, теорий и концепций. В связи с этим следует познакомиться с содержанием таких понятий как экономическая концепция, экономическая гипотеза, экономическая школа, экономическое направление.
Изучая методы применяемые в истории экономических учений следует обратить внимание, что они в основном совпадают с методами, применяемыми экономической теорией в целом Глубже понять причины смены одних экономических школ и направлений другими позволяет знакомство с учением о парадигме научных заний Б.Куна. Более глубокому изучению основных вопросов темы будет способствовать написание реферата по одной из предлагаемых тем и ответы на вопросы предлагаемых тестов.
1.3.2.Тематика рефератов
1. Место истории экономических учений в системе экономических наук.
2. Роль классической школы политической экономии в становлении экономической теории как системы
1.3.3.Тесты
1.Предметом истории экономических учений является развитие…
а) материального производства;
б) экономики;
в) экономических взглядов, школ и направлений;
г) науки;
д) мировозрения;
е) философских взглядов.
2.По мнению ученого Б.Куна смена школ и направлений экономической мысли обусловлена:
а) развитием экономики;
б) научно-техническим прогрессом;
в) сменой парадигмы научных знаний;
г) сменой философских взглядов;
д) сменой идеологий;
е) развитием религиозных взглядов.
3.Школа экономической мысли, впервые разработавшая ряд основных методов экономического анализа:
а) лозанская;
б) классическая;
в) историческая;
г) институциональная;
д) австрийская;
е) кейнсианская.
1.4.Перечень терминов и понятий
Экономическая концепция, экономическая гипотеза,экономическая школа, экономическое направление,экономическая теория, экономическая парадигма.
1.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний
1.Что является предметом изучения истории экономических учений?
2.Изучает ли история экономических учений методы экономического анализа?
3. В чем причина смены школ и направлений в экономической науке?
4.Почему следует изучать историю экономических учений?
5.Каковы основные этапы развития экономической науки?
1.6.1.Основная литература
1) 2; 2) 3; 3)4; 4) 5.
1.6.2..Дополнительная литература
1) 3; 2) 4; 3) 16; 4) 17; 5) 20; 6) 22; 7)27; 8)29.
Тема 2..Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.
2.1.Содержание темы
Знания о хозяйственной жизни в древнем мире. Экономическая мысль древнего Востока. Экономическая мысль древней Греции (Ксенофонт, Аристотель, Платон). Экономическая мысль древнего Рима. Экономическая мысль канонистов, Меркантилизм – первая экономическая школа. Этапы развития меркантипизма.
2.2.План семинарского занятия
1. Экономическая мысль стран древнего мира (Египта, Передней, Индии Китая, Греции, Рима).
2. Экономические взгляды в эпоху раннего средневековья
3.Меркантилизм как экономическое учение. Два этапа развития меркантилизма.
2.3.Методические рекомендации, рефераты,тесты
2.3.1.Методические рекомендации
Изучаяпервый вопрос темы следует обратить внимание на то, что мыслители древнего мира идеализировали рабовладельчесое натуральное производство.Древнегреческий философ Аристотель предпоагал,что экономика должна изучать только закономерности натурального хозяйства, атоврно-денежное хозяйство должна изучать хрематистика.В эпоху раннего средневековья канонисты Фома Аквинский, Святой Августин и др. главное внимание уделяли справедливой цене.
В условиях позднего средневековья возникла первая школа экономической мысли-меркантилизм Меркантилисты на раннем этапе развития основное внимание уделяли денежному балансу(16 в.), а на лозднем этапе-активному торговому балнсу (конец 16 в. – нач. 17 в.). Для более глубокого изучения вопросов семинара следует написать реферат и ответить на вопросы приводимых ниже тестов.
2.3.2.Тематика рефератов
1. Экономическая мысль древнего Востока
2. Экономические взгляды древнегреческих философов.
3.Аграрная экономическая мысль древнего Рима.
2.3.3.Тесты
. 1. Представители экономической мыли древнего мира идеализировали:
а) рыночное хозяйство;
б) натуральное хозяйство;
в) ростовщичество;
г) деньги;
д) торговлю;
е) сельское хозяйство
2. Понятие «Экономика» впервые применили мыслители:
а) Древнего Востока;
б) Древней Греции;
в) Древнего Рима;
г) древнего Египта;
д) Китая;
е) Индии.
3. Представители меркантилизма считали, что богатство выступает в виде:
а) материальных продуктов;
б) товаров;
в) денег (золота) и серебра;
г) бумажных денег;
д) капитала;
е) участков земли
2.4.Перечень терминов и понятий
Ойкос,номос,экономика,хрематистика,канонисты,меркантилисты, кольбертизм,протекционизм,денежный баланс, активный торговый баланс.
2.5..Вопросы и задания для самопроверки знаний
1. Почему мыслители древнего мира осуждали ростовщичество?
2. Каковы были трактовки богатства в древнем мире?
3.Как определяли богатство меркантилисты?
2.6.1.Основная литература
1) 2; 2) 4; 3)5;
2.6.2.Дополнительная литература
1) 3; 2) 17; 3)27;
Тема 3. Возникновение классической школы
политической экономии. Экономическая теория
физиократов.
3.1.Содержание темы
Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политической экономии. Основатели классической школы политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер). Работа У.Петти «Трактат о налогах и сборах». Этапы развития классической школы. Физиократия. Экономическое учение Ф.Кенэ. Физиократические воззрения А.Р. Тюрго
3.2.План семинарского занятия.
1. Методологические принципы классической школы политической экономии.
2. Возникновение классической школы политической экономии в Англии (У. Петти).
3. Работа У.Петти «Трактат о налогах и сборах».
4. Возникновение классической школы политической экономии во Франции (П. Буагильбер).
5. Экономическое учение физиократов
3.3.Методические рекомендации, рефераты,тесты.
3.3.1.Методические рекомендации
При изучении вопросв темы следует учесть, что классическя школа политической экономии возникла в условиях противоборства с меркантилизмом и часто отстаивала противоположные меркантилизму взгляды.Так в противовес меркантилистам, которые богатство страны сводили к деньгам, представители классической школы считали что богатство страны составляют призводимые в стране продукты, товары.Роль денег они сводили к простому орудию обмена.Родоначальник классической школы во Франции П.Буагильбер предлагал отказться от денег, в которых он видел основное зло и причину народных бедствий. Родоначальник классической школы в Англии У.Петти предполагал, что затраты труда опаределят стоимость денег, а товары пробретают стоимость путем обмена на деньги, в чем проявилось влияние меркантилизма.
Важнейшими методологическими пинципми, которые выдвинула и защищала клссическая школа, был принцип свободного предпринимательства «laissez faire» и законмерный характер развития экономики.На основе этих принципов экономисты классической школы преложили экномическую политику свободной торговли вместо разработанной меркантилистами политики протекционизма.
Физиократы (Ф.Кенэ, А.Тюрго) рассматривали чистый продукт, который по их учению создается только в земледелии.Важнейшей заслугой Ф.Кенэ явилось создание «Экономической таблицы»,которая является первой макроэкономической моделью национального производства.С целью более глубокого изучения этих вопросов рекомендуется написание реферата и использование тестов.
3.3.2. Тематика рефератов.
1.Классическая школа о принципах свободного предпринимательства.
2. Протекционизм и свободная торговля.
3.Классическая школа политической экономии о роли денег в экономике
3.3.3.Тесты
1.. Школа экономической мысли, защищавшая принцип «lassiez faire» (экономического либерализма):
а) меркантилисты;
б) классическая школа;
в) канонисты;
г) монетаристы;
д) историческая школа;
е) утопический социализм.
2. Экономисты классической школы развили теорию стоимости, определяемой:
а) производственными издержками (теория издержек);
б) затратами труда (трудовая теория стоимости);
в) полезностью;
г) редкостью;
д) ценой товара;
е) ценой производства.
6. Автор труда «Трактат о налогах и сборах»:
а) А. Монкретьен;
б) П. Буагильбер;
в) У. Петти;
г) Т. Мен;
д) А. Тюрго;
е) Ф. Кенэ.
3. Школа экономической мысли изучавшая «чистый продукт»:
а) меркантилисты;
б) физиократы;
в) канонисты;
г) монетаристы;
д) маржиналисты;
е) институционалисты.
3.4.Перечень терминов и понятий
«laissez faire»,либерализм, свободная торговля, физиократия,читый продукт,трудовая теория стоимости, богатство, «Экономическая таблица»
3.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний
1. Какие методы экономического анализа разработала классическая школа политической экономии?
2. Какую теорию стоимости разработала классическая школа?
3 В чем специфика экономической теории физиократов?
3.6.1.Основная литература
1) 1,т.1; 2)2; 3)4; 4)5;
3.6.2.Дополнительная литература
1)3; 2)7; 3)9, т.1; 4)10; 5)17; 6)23;
Тема 4. Классическая школа политической экономии
4.1.Содержание темы
Экономические условия формирования идей А.Смита. Экономическая теория А. Смита. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Промышленный переворот в Англии и экономической учение Д.Рикардо. Работа Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения».
4. 2.План семинарского занятия.
1.Экономические условия формирования идей А.Смита. экономическая теория А. Смита.
2.Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
3.Промышленный переворот в Англии и экономической учение Д.Рикардо.
4 Работа Д.Рикардо «Начало политической экономии и налогового обложения»
4.3.Методические рекомендации, рефераты, тесты.
4.3.1. Методические рекомендации
Данная тема посвящена изучению взглядов ведущих экономистов классической школы А.Смита и Д. Рикардо.А.Смит разработал ряд важнейших методологических принципов анализа рыночного хозяйства, таких как «экономический человек» «невидимая рука». Следует также глубоко изучить особенности трудовй теории стоимости А.Смита.
Следует также обратить внимание, что Д. Рикардо основное внимание уделял не проивдсву продукта, а его распределению. Онразвивл далее трудовую теорию стоимости А.Смита. Более глубокому изучению вопросов темы может содействовать написание реферата и ответы на вопросы тестов.
4.3.2.Темы рефератов.
1.А. Смит о разделении труда.
2.Предмет и метод теории А.Смита
3.Принципы методологии Д. Рикардо.
4.3.3.Тесты
1.Экономист, впервые выдвинувший идею «экономического человека» («homo economicus):
а) А. Монкретьен;
б) У. Петти;
в) А. Смит;
г) А. Тюрго;
д) Ф. Кенэ;
е) П. Буягильбер?
2. Согласно А. Смиту, стоимость товара обусловлена:
а) затратами труда;
б) издержками;
в) редкостью;
г) ценой;
д) полезностью;
е) ценой производства
3.При определении предмета исследования Д. Рикардо на первое место выдвигает исследование законов:
а) производства;
б) распределения;
в) обмена;
г) потребления;
д) обращения;
е) присвоения.
.4.4.Перечень терминов и понятий
Поизводство, распределение, «экономический человек», «невидимая рука»,стоимость,меновая стоимость,рыночная цена,прибыль,рента.
4.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний
1. В чем сущность концепции А.Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»
2. Какова связь между разделением труда и рынком в теории А. Смита?
3. Как определяет Д.Рикардо главную задачу политической экономии
4.6.1.Основная литература
1)1 т.1; 2)2; 3) 4; 4)5;
4.6.2.Дополнительная литература
1)3)2)5, т.1; 3)10; 4)17;5)24;6)26; 7) 27;
Тема 5. Последователи классической школы политической экономии. Историческая школа Германии
5.1.Содержание темы
Экономические взгляды Т. Мальтуса. Работа Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Теория народонаселения и закон убывающей отдачи Т. Мальтуса. Теория трех факторов и закон рынков Ж.Б. Сэя. Дж. Миль - завершитель классической политической экономии. Историческая школа Германии и этапы ее развития.
5. 2.План семинарского занятия.
1Экономические взгляды Т. Мальтуса.
2.Работа Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения»
3.Экономические взгляды Дж. С. Миля и Ж.Б.Сея.
4.Историческая школа Германии и этапы её развития.
5.3.Методические рекомендации, рефераты, тесты.
5.3.1.Методические рекомендации.
В данном семинаре в первых трех вопросах следует изучить взгляды
последователей классической школы, которые развивали далее основные положения классической школы. Т. Мальтус в своем труде «Опыт о законе народонаселения» сфрмулировал естественный закон народонаселения, в котором утверждал, что средства существования людей возрастают в геомерической прогрессии и каждые 25 лет удваиваются. В этом стремлении населения к размножению,превышающему средства существования, и состоит, как уцтверждал Т.Мальтус, закон народонаселения,обрекающий часть населения на нищету, голод и вымирание.
При изучении вопроса об экономических взглядах Ж.Б.Сея следует обратить внимание на теорию трех факторов и «закон рынков»
Сея. Дж. С. Миль обобщил и завершил классическую теорию.
При изучении последнего вопроса плана об исторической школе Германии иосновных этапах её развития необходимо обратить внимание, что она подвергла критике классическую школу за признание объективности экономических законов. Экономисты исторической школы
считали, что не существует общихдля всех стран экономических законов.
Вопросы темы можно изучить более глубоко, если написать реферат по предлагаемым темам или ответитьна задания тестов.
5.3.2.Темы рефератов.
1.Закон народонаселения Т.Мальтуса и современность.
2.Экономическое содержание «закона рынков» и теории трех факторв Ж.Б. Сея.
3Дж.С. Миль как завершитель классической школы Германии.
4.Этапы развития исторической школы Германии.
5.3.3.Тесты
1. Экономист классической школы, открывший «закон народонаселения»:
а) Ж.Б. Сей;
б) Д. Рикардо;
в) Т. Мальтус;
г) Д.С. Миль;
д) Ф Кенэ;
е) А. Тюрго
2. Согласно закону народонаселения Т. Мальтуса основными причинами бедности населения является:
а) низкий уровень заработной платы;
б) рост населения в геометрической прогрессии при росте средств существования в арифметической прогрессии;
в) высокие темпы технического прогресса;
г) низкая производительность труда;
д) безработица;
е) низкий уровень дохода.
3. Школа экономической теории подвергавшая критике классическую школу за признание объективности экономических законов:
а) меркантилизм;
б) физиократы;
в) историческая школа Германии;
г) канонисты;
д) маржиналисты;
5.4.Перечень терминов и понятий
Закон народонаселения, «третьи лица», теория трех факторов, закон рынков, статика и динамика «железный закон» заработной платы,национальная экономика, исторические и социальные факторы.
5.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний
1.В чем суть закона народонаселения Т.Мальтуса?
2.В чем суть теории трех факторов и «закона рынков» Ж.Б.Сея?
3.Какие идеи классической политической экономии были подвергнуты критике предшественниками и представителями исторической школы Германии?
5.6.1.Основная литература
1)1; 2)2; 3)4; 4)5;
5.6.2.Дополнительная литература
1)1)3; 2)9, Т.2; 3)17; 4)18; 5)21; 6)27;
Тема 6. Экономические учения социализма.
6.1.Содержание темы
Утопические экономические идеи Т.Мора, Т. Компанеллы. Экономические воззрения социалистов – утопистов. Концепции социальных реформ С. Сисмонди, П. Прудона. Методологические принципы экономической теории К. Маркса. К. Маркс о стоимости, прибавочной стоимости, капитале и прибыли. Работа К. Маркса «Капитал».
6.2.План семинарского занятия.
1. Экономические воззрения социалистов – утопистов (К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна)
2. Экономическия теория К. Маркса
3.Работа К. Маркса «Капитал».
6.3.Методические рекомендации, рефераты, тесты.
6.3.1.Методические рекомендации
При изучении первого вопроса темы следует сначала познакомиться с условиями возникновения утопического социализма и происхождением самого понятия, связанным с трудом Т. Мора «Остров утопии».Социалисты-утописты конца 18- начала 19 веков считали возможным создание идеалльного строя, который К.Сен-Симон звал «индустриализмом»,Ш.Фурье-«гармонией»,Р.Оуэн-«коммунизмом».
При изучении второго вопроса темы следует уяснить, что теория К. Маркса-это продолжение и развитие теории английской классической школы политической экономии (А.Смит, Д. Рикардо). В своем основном труде «Капитал» К. Маркс далее развивал трудовую теории стоимости классической школы. Он четко выделил потребительную стоимость и стоимость товара, увязав их с двоиственным характером труда, создающего товар (трудом абстрактным и конкретным),развил теорию прибавочной стоимости и теорию воспроизводства.
6.3.2.Темы рефератов.
1.Особенности экономических идей К.А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р.Оуэна
2.Развитие К. Марксом трудовой теории стоимости классической школы.
6.3.3.Тесты
1.Идеи «кооперативного социализма» развивал:
а) Ш. Фурье;
б) Ф. Оуэн;
в) Дж. С. Миль;
г) К. Сен-Симон;
д) Жб. Сей
е) К Маркс.
2.Группа экономистов, относящихся к утопическому социализму:
а) У. Петти, А Смит, Д. Рикардо;
б) К. Сен-Симон, Н. Фурье, Р. Оуэн;
в) Ф. Кенэ, А. Тюрго, Гурне;
г) Т. Мен, У. Стаффорд, А. Монкретьен;
д) Т Мальтус, Ж. Б. Сей, Дж. С. Миль;
е) К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем Баверк.
3. К. Маркс развивал:
а) теорию трех факторов;
б) теорию издержек;
в) теорию предельной полезности;
г) классическую трудовую теорию стоимости;
д) теории воздержания;
е) теории жертв
6.4.Перечень терминов и понятий
Утопия, социализм, индустриализм, теория страстей, новаторство, соревнование, энтузиазм, Фаланга, кооперативный социализм, рабочие деньги, биржа справедливого обмена, конкретный и абстрактный труд, теория прибавочной стоимости.
6.5 Вопросы и задания для самопроверки знаний
1.В чем суть критики классической политической экономии в трудах социалистов-утопистов?
2.Как характеризует Сен-Симон будущее индустриальное общество?
3.Какие основные методологические источники экономической теории Маркса?
6.6.1.Основная литература
1)2; 2)4; 3)5;
6.6.2. Дополнительная литература
1)3; 2)9 т.2; 3)10; 4)17; 5)19, т.1; 6)27; 7)30;
Тема 7. Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории
7.1.Содержание темы
Условия возникновения маржинализма. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, А. Курно, И. Тюнен). Этапы развития маржинализма. Теория предельной полезности австрийской школы. Концепции равновесия в теории Л.Вальраса и В. Парето. Оптимум Парето. Возникновение неоклассической теории. Теория цены, спроса и предложения А. Маршалла. Работа А. Маршалла «Принципы экономической науки». Американская школа предельной производительности (Дж. Б. Кларк). Теория предельной производительности Дж. Кларка.
7.2.План семинарского занятия.
1.Методологические принципы маржинализма и этапы его развития.
2.Австрийская школа маржинализма (К. Менгер, Р. Визер, Е. Бем – Баверк).
3.Лозанская школа маржинализма (Л. Вальрас, В. Парето)
4.Развитие неоклассического направления Кембриджской школой (А. Маршалл). Работа А. Маршалла «Принципы экономической науки».
5.Американская школа предельной производительности (Дж. Б. Кларк)
7.3.Методические рекомендации, рефераты, тесты.
7.3.1.Методические рекомендации.
Изучая данную тему следует иметь в виду, что к концу 19 в.классическая школа в определенной мере исчерпала себя. В связи с этим возникло новое направление в экономической теории-маржинализм, которое использовало предельные или доплнительные величины и обратило основное внимание на макроэкономические методы исследования (на поведение потребителя, фирмы на рынке).
Австрийская школа маржинализма (К.Менгер, Ф.Визер, О.Бем-Баверк) разработала теорию предельной полезности, согласно которой стоимость (ценность) товара определяется полезностью последнего экзямпляра,который удовлетворяет наименее насущную потребность. Лозанская школа маржинализма (Л. Вальрас, В. Парето) широко применяли экономико-математические методы анализа. Л.Вальрас развил теорию общего экономического равновесия, а В. Парето- теорию оптимального функционирования экономики.
Изучая четвертый вопрос темы следует обратить внимание, что английский экономист глава Кембриджской школы А.Маршалл провел синтез основных положений классической школы и маржинализма и объединил их одну неоклассическую теорию. Основными проблемами его теории были взаимодействие спроса и предложения товаров и образование равновесной цены.Глава американской школы дж. Б. Кларк применил теорию маржинализма к анализу основных факторов производства и равзвил теорию предельной производительности факторов. Для более глубокого изучения основных вопросов темы рекомендуется написание реферата по приведенной ниже тематике и использование тестов.
7.3.2.Темы рефератов.
1.»Маржинальная революция» и её необходимость.
2Теория предельной полезности в работах экономистов австрийской школы.
3.Развитие лозанской школой экономико-математических исследований.
4.Основные методологические принципы неоклассического направления экономической мысли.
7.3.3.Тесты
1.Маржинализм основан на использовании:
а) средних экономических величин;
б) суммарных экономических величин;
в) предельных экономических величин;
г) относительных величин;
д) абсолютных величин;
е) совокупных величин
2.Школа экономической мысли, широко использовавшая экономико-математические методы:
а) американская школа;
б) лозанская школа;
в) австрийская школа;
г) кембриджская школа;
д) историческая школа;
е) институционализм
3.Школа маржинализма, развившая теорию предельной производительности:
а) австрийская школа;
б) американская школа;
в) лозанская школа;
г) кембриджская школа;
д) историческая школа
7. 4. Перечень терминов и понятий.
Маржинализм, микроэкономика, предельная полезность,кардиналистский и ординалистский методы,кривые безразличия,»крест Маршалла»,предельная производтельность факторов.
7.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний
1.В чем заключаются основные идеи маржинализма?
2.Какую теорию стоимости развивала австрийская школа?
3.В чем сущность модели общего равновесия в экономике Л.Вапьраса?
4.В чем новизна теории рыночной цены А. Маршалла?
7.6.1Основная литература.
1)2; 2)3; 3)4; 4)5;
7.6.2.Дополнительная литература
1)3; 2)4; 3)9,т.3; 4)10; 5)17; 6)20;7)27;
Тема 8. Экономические теории американского институционализма, монополистической и несовершенной коннкуренции. Экономическое учение Дж.М. Кейнса.
8.1.Содержание темы
Возникновение институционализма и его основные направления. Американский институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У.К. Митчелл). Возникновение теории монополистической конкуренции (Э. Чемберлин) и несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон). Экономические взгляды И. Шушпетера. Стокгольмская (шведская) школа в экономической теории. Историчекие условия возникновения кейнсианства. Теоретическая система Дж. Кейнса. Кейнсианская концепция регулирования рыночной экономики. Работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
8.2.План семинарского занятия.
1. Американский институционализм.
2..Теории монополистической и несовершенной конкуренции
3.. Экономическая теория Дж. Кейнса
4. Работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»
8.3.Методические рекомендации, рефераты, тесты.
8.3.1.Методические рекомендации.
Изучая первый вопрос плана, следует уяснить, что в конце 19 в. – начале 20 в. в США возникло направление экономической мысли, получившее название институционализма. Институционалисты решающее значение в экономическом развитии придавали ощественным институтам - государству, семье, монополиям, частной собственности и т. д. Уже на начальном этапе развития институционализма сформировались три направления его развития: социально-психологический и технократический (Т.Веблен); правовой (Дж. Коммонс); конъюнктурно-статистический (У. Митчелл).
Теории монополистической и несовершенной конкуренции возникли в 30-х годах 20 в. В 1933г. были опубликованы работы американского экономиста Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» и английского экномиста Дж, Робинсон «Теория несовершенной конкуренции». Однако если в теории монополистической конкуренции Э.Чемберлин основное внимание уделяет дифференциации продукта, то есть приданию ему отличительных свойств, то Дж. Робинсон в теории несовершенной конкуренции основное внимание уделяет поведению монополий на рынке и вводит понятие «монопсонии» как проявление монополизма со стороны спроса.
Следует обратить внимание, что в первой половине 20 в.самое большое влияние на развитие экономической мысли оказала теория Дж. М.Кейнса.Она была разработана в условиях глубокого спада в мировой экономике 1929-1933г.г. и преусматривала государственное вмешательство в экономику.Дж.М.Кейнс в своем основном труде «Общая теория занятости процента и денег» внес решающий вклад в развитие макроэкономических методов исследований.В макроэкономических процессах он придавал решающее значение эффективному спросу.