ГЛАВА 3. Оценка взаимосвязи между качественными признаками




В этой главе рассматривается взаимосвязь качественных признаков. Для оценки взаимосвязи качественных признаков используют ряд показателей.

1. Коэффициенты ассоциации и контингенции.

Эти коэффициенты используют для определения тесноты связи двух качественных признаков, каждый из которых состоит только из двух групп.

При исследовании связи числовой материал располагают в виде 4-х клеточной корреляционной таблицы (таблица 4-х полей), которая показывает связь между явлениями, каждое из которых должно быть альтернативным, т.е. состоящим из двух качественно отличных друг от друга значений признака (например, хороший, плохой).

Таблица 14

Таблица для вычисления коэффициентов ассоциации и контингенции

A b a + b
C d c + d
a + c b + d a + b + c + d

 

где a, b, c, d – частоты появления сочетаний признаков.

Коэффициенты ассоциации и контингенции определяются по следующим формулам.

Коэффициент ассоциации:

Коэффициент контингенции:

Коэффициент контингенции всегда меньше коэффициента ассоциации. Связь считается подтверждённой, если Ка > 0,5 или Кк > 0,3.

Таблица 15

Тип предприятия Разнообразен ли ассортимент? Всего
Да Нет
Бистро      
специализированное      
Итого      

 

 

Данные таблицы 15 подставим в формулу:

Так как, Кас > Кконт, но Ка < 0,5 и Кк < 0,3, следовательно связь между типом предприятием и разнообразностью ассортимента отсутствует.

Когда каждый из качественных признаков состоит более, чем из двух групп, то для определения тесноты связи применяют коэффициент взаимной сопряжённости Пирсона-Чупрова.

Для расчёта коэффициента взаимной сопряжённости строится следующая таблица.

Таблица 17

Вспомогательная таблица для расчёта коэффициента

взаимной сопряжённости

у х 1 2 3 Всего
1 nxy nxy nxy nx
2 nxy nxy nxy nx
3 nxy nxy nxy nx
Всего ny ny ny n

 

Этот коэффициент взаимной сопряжённости вычисляется по следующей формуле:

Коэффициент Пирсона:

Коэффициент Чупрова: ,

φ2 – показатель взаимной сопряжённости (определяется как сумма отношений квадратов частот каждой клетки таблицы распределения к произведению итоговых частот соответствующего столбца и строки; вычитая из этой суммы 1, получают величину φ2):

К1 – число значений (групп) первого признака;

К2 – число значений (групп) второго признака.

Чем ближе величины Кп и Кч к 1, тем связь теснее.

Таблица18

Цель посещения Путь преодолеваемый посетителями Всего
В близи дома В центре города По ситуации   А4   В5
Отпраздновать к-л событие 111 1212 113 3,44     14,44 0,687
Отдохнуть   12,44 0,2   12,64 1,58
Перекусить     11,7   11,7 0,65
Всего         2,917

Примечание: 1- частоты; 2 - их квадраты; 3 - квадраты частот, делённые на суммы частот по столбцу; 4 – сумма частот, сумма результатов деления (А), 5 - результат деления нижнего числа на верхнее.

Данные таблицы 18 подставим в формулу:

k1 = k2 = 3

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что связь между изучаемыми признаками существует.

Теперь рассмотрим взаимосвязь между качеством продукции и предоставлением предприятием дополнительных услуг

 

 

Таблица 19

Посещение предприятий с дополнительными услуга Удовлетворяет ли Вас качество продукции? Всего
Да нет Не всегда   А4   В5
Да 321 10242 22,263   0,07   22,33 0,67
Нет 4,26       4,26 0,3
Зависит от цели посещения     12,07   12,07 0,92
Всего         1,89

 

Примечание: 1- частоты; 2 - их квадраты; 3 - квадраты частот, делённые на суммы частот по столбцу; 4 – сумма частот, сумма результатов деления (А), 5 - результат деления нижнего числа на верхнее.

Данные таблицы 19 подставим в формулу:

k1 = k2 = 3

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что связь между изучаемыми признаками существует связь.

Глава 4. Общий вывод по результатам выполнения курсовой работы

В данной курсовом проекте были выявлены взаимосвязи между спросом на предприятии общественного питания «Источник» г. Радужный и рядом качественных и количественных признаков по средством методов статистического анализа.

Была проведена выборка, которая составила 60 человек, из которых 7 человек из возрастной группы от 20 до 24; 9 человек из возрастной группы от 25 до 29; 9 человек - от 30 до 34 лет; 9 человек - от 35 до 39; 12 человек - от 40 до 44; 14 человек - от 45 до 49.

На основе данных полученных после опроса, была изучена взаимосвязь между факторными признаками (частотой посещаемости предприятия общественного питания «Источник» и стоимости заказа посетителем) и спросом на предприятии. В итоге были выяснено, что стоимость заказа влияет сильнее на спрос, чем частота посещений предприятия, т.е. на 48,19% спрос зависит от частоты посещений предприятия и на 51,8% от стоимости заказа.

При оценке взаимосвязи качественных признаков было выяснено, что существует связь между предоставлением дополнительных услуг и качеством приобретаемой посетителями продукции, т.к. и .

Таким образом, предприятию общественного питания «Источник» в г.Радужный необходимо учитывать и анализировать формирование спроса, т.к. он лежит в основе получаемой прибыли предприятия, поэтому в ходе анкетирование были заданы общие вопросы, из которых стало известно, что посетители были бы довольны, если бы предприятие «Источник» расширило круг предоставляемых услуг, включив в него дополнительные, в качестве которых выступают бильярд или караоке.

Список использованной литературы

1. Громыко Л.В. Теория статистики. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Гусаров В.М., Статистика: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. «Общая теория статистики», М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцева Б.И. Общая теория статистики. – М.: Статистика, 2000.

5. Новокупова И.Н. Статистика (методические указания к курсовой работе). - Владимир, 2005.

6. «Практикум по теории статистики»., под ред. Р.А. Шмойловой, М.: Финансы и статистика, 2001.

7. «Теория статистики», учебник под ред. Р.А. Шмойловой, М.: Финансы и статистика, 2000.

8. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. – М.: ИНФРА – М., 1998.

 


[1] Громыко Л.В. Теория статистики. – М.:ИНФРА-М, 2002 (приложение 9)

[2] Громыко Л.В. Теория статистики. – М.: ИНФРА-М, 2002 (Приложение 9)

 

[3] Громыко Л.В. Теория статистики. – М.: ИНФРА-М, 2002 (Приложение 9)

[4] Громыко Л.В. Статистика. – М.: ИНФРА-М, 2002 (Приложение 9)

 

[5] Громыко Л.В. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2000 (Приложение 8)

[6] [6] Громыко Л.В. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2000 (Приложение 9)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: