Органы управления гос. финансами в ДНР.




Тема 3. Органы управления государственными финансами

 

1. Органы управления гос. финансами в ДНР.

2. Органы управления гос. финансами в РФ.

 

 

Органы управления гос. финансами в ДНР.

 

Финансовая политика государства непосредственно производится и реализуется органами управления государственными финансами. В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне прямым управлением со стороны государства, поскольку часть финансовых ресурсов формируется и используется здесь их владельцами в соответствии с их же интересам. Государство оказывает влияние на эту сферу общественных отношений лишь через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки частного бизнеса путем субсидий и других форм и методов. То есть в действительности происходит не управление финансами со стороны государства, а влияние через финансы и реализация финансовой политики. В зависимости от концептуальных предпосылок государство то усиливает, то ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

В сферу непосредственно государственного управления входят только государственные финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которая мобилизуется государством в государственный и местные бюджеты, специальные целевые государственные фонды и государственные предприятия. Управление этими финансами осуществляется прежде всего высшим органом законодательной власти путем принятия финансового законодательства, принятие государственного бюджета и отчета о его исполнении, корректировки налоговой системы, утверждении предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

В зависимости от исторических традиций, государственного и политической системы такими органами публичной власти является, например, Парламент в Великобритании, Национальное собрание во Франции, Конгресс в США, Бундестаг в Германии, Федеральное Собрание в Российской Федерации, Верховная Рада в Украине, Народный Совет в ДНР.

В связи с тем, что выполнение задач государства требует от каждого ее органа определенной работы, связанной с использованием денежных средств, в финансовой деятельности участвуют все государственные органы законодательной и исполнительной власти. Однако масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы в силу различий в задачах и правовом статусе каждого из этих органов в частности.

Государственные органы законодательной власти и государственные органы исполнительной власти общей компетенции (Совет Министров ДНР и в городах государственные администрации) управляют финансовой деятельностью наряду с осуществлением других функций в соответствующих территориальных масштабах ДНР в целом. В их компетенцию входит решение общих финансовых вопросов, обеспечивающих комплексное экономическое и социальное развитие, формирование сбалансированного рыночного хозяйства на соответствующей территории.

Народный Совет Донецкой Народной Республики - парламент Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Донецкой Народной Республики.

К полномочиям Народного Совета в соотв. Со ст. 69 Конституции относится:

1) утверждение бюджета Донецкой Народной Республики и отчета о его исполнении;

2) утверждение программ социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, представленных Главой Донецкой Народной Республики;

3) установление республиканских налогов, а также порядка их взимания;

4) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Донецкой Народной Республики, в том числе долями (паями, акциями) Донецкой Народной Республики в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

5) утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики и отчетов об их исполнении;

6) осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Донецкой Народной Республики, исполнением бюджета Донецкой Народной Республики, исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики.

Исключительно законами, в соотв. со ст. 70 Конституции, Народный Совет:

1. утверждаются бюджет Донецкой Народной Республики и отчет о его исполнении;

2. утверждаются программы социально-экономического развития Донецкой Народной Республики;

3. устанавливаются республиканские налоги и сборы, а также порядок их взимания;

4. утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики и отчеты об их исполнении;

5. устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики, в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.

В соотв. со ст. 56 Конституции Глава Донецкой Народной Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Донецкой Народной Республики.

В силу свого особливого правового статусу в державі представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики кандидатуры Председателя Национального банка, приостанавливает или отменяет действие постановлений и распоряжений Совета Министров Донецкой Народной Республики, актов министерств и иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики; подписывает и обнародует законы Донецкой Народной Республики либо отклоняет их.

Обширными полномочиями в области управления финансовой деятельностью государства наделен Совет Министров ДНР - орган в системе органов исполнительной власти.

Конституция в ст. 77 относит к полномочиям Совета Министров в области управления финансовой деятельностью следующее:

1. разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Донецкой Народной Республики;

2. обеспечивает в пределах своих полномочий проведение единой государственной политики в области финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

3. разрабатывает для представления Главой Донецкой Народной Республики в Народный Совет Донецкой Народной Республики проект бюджета Донецкой Народной Республики и проекты программ социально-экономического развития Донецкой Народной Республики;

4. обеспечивает исполнение бюджета Донецкой Народной Республики, готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Донецкой Народной Республики.

Все функции вышеназванных государственных органов законодательной и исполнительной власти обеспечивают стратегическое, общее руководство и управление государственными финансами.

Организация оперативного управления финансами осуществляется через специализированные государственные органы исполнительной власти, прежде всего из-за ее финансовый аппарат, состав и структура которого также обусловлены исторически в соответствии с государственным устройством страны.

Управление финансами в государствах с развитой рыночной экономикой, как правило, осуществляется несколькими государственными органами. Характер финансового аппарата в них зависит от состава финансовой системы, ее особенности в значительной степени определяют права государства в области финансов и их разграничение как между государством и отдельными звеньями финансовой системы, так и между последними в целом.

В США эта роль принадлежит Министерству финансов (казначейства). Оно является представителем правительства, разрабатывает финансовую и налоговую политику, осуществляет эмиссию денежных знаков и чеканку монет, занимается вопросами внутренних займов и управлением государственным долгом, осуществляет контроль за выполнением финансовых законов, по сбору внутренних доходов и денежным обращением. Вторым финансовым ведомством в США является Административно-бюджетное управление при Президенте. Оно составляет расходную часть бюджета и разрабатывает финансовые программы, организует оперативный контроль за управлением бюджетом и выступает как ведущий орган исполнительной власти.

Управление исполнением бюджета разделено в США между Министерством финансов (оно проводит сбор внутренних доходов, таких, как платежи по индивидуальному подоходному налогу, специальному страхованию, налога с корпораций, имущества и подарков и косвенных налогах, то есть около девяноста процентов всех налоговых доходов, поступают в федеральный бюджет), Таможенной службой и Бюро по алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия (они заняты сбором соответственно таможенных доходов и доходов от обложения перечисленных товаров).

В Великобритании органом государственного управления является Казначейство. Оно руководит разработкой, сборкой и выполнением государственного бюджета, определяет налоговую политику, осуществляет финансово-экономических прогнозирования, международные финансовые отношения, контроль за расходованием средств государственными предприятиями. Исполнение бюджета в части сбора пошлин и акцизов организуют Таможенное и акцизное управление.

В ФРГ органом государственного управления является Министерство финансов. Оно разрабатывает основы финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики, составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его выполнением и разработку основ распределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы. В управлении финансами участвуют Федеральное ведомство по финансам и Федеральное управление государственным долгом, подчиненные Федеральному министерству финансов. Первое ведомство занимается налоговой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного налогообложения; Вторая операция по выпуску и погашению займов и финансированием бюджетного дефицита.

Во Франции управления финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят: разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, кассовое обслуживание бюджета; сбор налогов, пошлин и других поступлений в казну; контроль за финансовыми операциями; осуществление связи государства с предприятиями как акционера, кредитора или гаранта; обеспечение учета и контроля (остальные функции распределены между соответствующими управлениями).

В Италии управлением финансами заняты четыре государственных органа: государственными расходами и финансовым контролем Казначейство; доходами Министерство финансов; составлением государственного бюджета и координацией финансовых ресурсов Министерство бюджета и планирования; местными финансами Министерство внутренних дел.

Органы исполнительной власти в ДНР в зависимости от степени их участия в финансовой деятельности можно разделить на две группы:

1. органы исполнительной власти, осуществляющие руководство финансами в связи с выполнением своих основных функций и задач (это прежде всего министерства, кроме Министерства финансов, ведомства и другие органы исполнительной власти, в связи с управлением порученными им секторами народного хозяйства утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах отрасли финансовые ресурсы, создают финансовые резервы, выполняют другие финансовые функции);

2. органы исполнительной власти, для которых сама финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления управления финансами и кредитом и составляют в совокупности систему финансово-кредитных органов.

Система финансовых органов ДНР возглавляется Министерством финансов ДНР.

Министерство финансов является республиканским органом исполнительной власти, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой Донецкой Народной Республики и Советом Министров Донецкой Народной Республики. Министерство финансов реализует функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, страховой, финансовой деятельности, государственного долга, бухгалтерского учета, бухгалтерской и финансовой отчетности, финансового мониторинга, осуществления финансового, бюджетного и иного контроля (надзора) в подведомственных сферах органов государственной власти и управления Донецкой Народной Республики.

Министерство финансов является специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования в сфере деятельности по печатанию и чеканке денег, памятных и сувенирных монет, бланков ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, и другой защищенной от подделок полиграфической продукции, выпуску распространению и проведению лотерей, страховой, аудиторской деятельности, предоставления услуг накопительного пенсионного обеспечения, добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, сбора и первичной обработки отходов и утиля драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней.

Министерство финансов руководствуется в своей деятельности Конституцией Донецкой Народной Республики, законами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Совета Министров

Донецкой Народной Республики,международными договорами Донецкой Народной Республики, касающимися деятельности Министерства финансов,

другими нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением о Министерстве Финансов ДНР.

Основными задачами Министерства финансов являются:

1)разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

2)разработка и реализация бюджетной политики;

3)обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие республики;

4)концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития республики и ее городов и районов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

5) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных бюджетных и внебюджетных фондов, специальных бюджетных счетов (средств);

6) разработка предложений по привлечению в экономику страны внутренних и иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

7)управление государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание.

Министерство финансов возглавляет министр финансов Донецкой Народной Республики, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Донецкой Народной Республики. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство финансов полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Местные государственные администрации в лице их финансовых органов:

1. разрабатывают проекты в соответствии городских, районных, районных в городах бюджетов и представляют их на утверждение соответствующего совета;

2. организуют выполнение местных бюджетов, обеспечивают совместно с органами государственной налоговой администрации поступления определенных законом бюджетных средств и их целевое использование;

3. вносят в ходе исполнения бюджета изменения и уточнения по доходам и расходам, составляют отчеты об исполнении местных бюджетов и представляют их на утверждение соответствующего совета;

4. обеспечивают поступление средств во внебюджетные и валютные фонды и рациональное использование их;

5. устанавливают на основании решения совета размер местных сборов и объявляют местные добровольные займы.

Департамент казначейства Министерства финансов Донецкой Народной Республики является одним из структурных подразделений Министерства финансов Донецкой Народной Республики, деятельность которого направляется и координируется Министром финансов Донецкой Народной Республики.

Казначейство создается для реализации республиканской политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

Основными задачами Казначейства являются:

1) внесение предложений относительно формирования республиканской политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;

2) реализация республиканской политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

Департамент казначейства возглавляет Директор,которого назначает на должность и освобождает от должности Министр финансов Донецкой Народной Республики.

Казначейство согласно возложенных задач:

1) по указанию Министра финансов Донецкой Народной Республикипривлекает на возвратной основе средства единого казначейского счета для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, Пенсионного Фонда Донецкой Народной Республики, предоставляет краткосрочные и среднесрочныезаймы местным бюджетам;

2) осуществляет открытие и закрытие счетов бюджетным организациям и учреждениям;

3) существляет предварительный контроль за возвратом средств, ошибочно или чрезмерно уплаченных в бюджет, по представлению органов, которые контролируют поступление бюджета;

4) существляет распределение средств между республиканским бюджетом, местными бюджетами согласно нормативам отчислений, определенных бюджетным законодательством, и перечисление распределенных средств на соответствующие виды бюджетов;

5) едет базу данных о сети распорядителей и получателей бюджетных средств;

6) сводит и составляет отчетность о выполнении Республиканского и местных бюджетов и подает отчетность органам законодательной и исполнительной власти в объеме и сроки, определенные бюджетным законодательством. Составляет и подает соответствующим местным финансовым органам отчетность о выполнении местных бюджетов;

7) осуществляет контрольные полномочия в пределах, установленных законом.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Налоговыми органами в настоящее время являются Республиканская налоговая инспекция в ДНР и ее территориальные подразделения..

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют:

а) учет налогоплательщиков;

б) налоговый контроль;

в) применение налоговых санкций;

г) выработку налоговой политики государства;

д) разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.

Основная цель деятельности налоговых органов - обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Для реализации возложенных государством задач налоговые органы наделаются специальной компетенцией – совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения.

К общим правам налоговых органов относятся:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы,

служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2) проводить налоговые проверки;

3) производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банках и налагать арест на их имущество;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

9) взыскивать недоимки, пени и штрафы;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать налоговое законодательство;

2) осуществлять налоговый контроль;

3) вести учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в томичисле в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных законодательством, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Счетная палата в ДНР в данный момент еще не создана. Но в июне 2015 г. был зарегистрирован и прошел 1 чтении проект закона «О счетной палате».

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном законом, и подотчетным Народному Совету.

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Донецкой Народной Республики;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики порядка формирования, управления и распоряжения государственными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Донецкой Народной Республики;

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения государственными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями за счет государственных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

6) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики и годового отчета об исполнении республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики;

7) контроль за законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном Республиканском банке Донецкой Народной Республики, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Донецкой Народной Республики;

8) экспертиза проектов законов о государственном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление Народному Совету заключений на проекты законов о государственном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики;

9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Пенсионный фонд ДНР – орган исполнительной власти, деятельность которого координируется Советом Министров ДНР через Министра труда и социальной политики. Основными задачами являются:

1. сбор и аккумуляция обязательных платежей с отдельных категорий плательщиков;

2. реализация государственной политики по вопросам пенсионного обеспечения.

 

 

2. Органы управления гос. финансами в РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: