Всероссийская олимпиада школьников по географии
II муниципальный этап. Аналитический этап (задания)
(Время на выполнение работы – 2 астрономических часа)
Задание 1.
Рассмотрите топографическую карту и ответьте на вопросы.
1) Укажите название и высоту высшей абсолютной точки в пределах изображенной территории.
2) Определите направление от нее к точке А.
3) Определите абсолютные высоты, на которых располагаются домик лесника и родник. Какой из объектов расположен выше и на сколько метров?
4) Приведите основные характеристики реки, расположенной в западной части плана: направление и скорость течения, описание правого и левого берегов.
5) В каком направлении Вы быстрее преодолеете маршрут – от точки А к точке В или наоборот? Ответ обоснуйте.
6) Есть ли прямая видимость между точками А и В? Ответ обоснуйте.
7) На каком из участков 1, 2 или 3 Вы организуете тренировки по скоростному спуску на лыжах? Ответ обоснуйте.
Всего за ответ: 9 баллов
Задание 2.
Путешественник из России хочет собрать как можно больше ярких, экстремальных впечатлений в наступающем году. Он желает:
1) научиться строить ледяную хижину иглу и позимовать в ней посреди полярной ночи;
2) увидеть Солнце в зените рядом с вельвичией в одном из самых сухих уголков планеты;
3) высадиться на берегу, где «не было русских со времен Н.Н. Михлухо-Маклая»;
4) ощутить летнее солнцестояние в буддийском монастыре посреди высочайшего нагорья мира;
5) испытать знойное азиатское лето посреди массива песчаных пустынь полуострова;
6) встретить среди разреженных эвкалиптовых лесов окончание сезона засухи.
В каждом из государств путешественник планирует пробыть 2 месяца.
В какие страны ему следует отправиться?
С представителями каких народов (народностей) ему нужно договариваться о своём досуге?
Ответ оформите в виде таблицы:
период года | государство | народ (народность) |
январь-февраль | ||
март-апрель | ||
май-июнь | ||
июль-август | ||
сентябрь-октябрь | ||
ноябрь-декабрь |
Всего за ответ: 9 баллов
Задание 3. В списке приведены названия особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) Вологодской области. Объедините их в три группы, самостоятельно определив основание для объединения. Назовите район, в котором находится каждая ООПТ.
Список ООПТ: Андомская гора, Атлека, Дружининские ямы, Каменная гора, Ключи, Опоки, Сернистые источники, Утюг, Царев Бор, Шимозерский.
Всего за ответ: 8 баллов
Задание 4. В конце XIX века в Мещёре (Центральная Россия) в течение 20 лет работала мелиоративная экспедиция. Главная цель – увеличение доходов от сельского хозяйства путем освоения новых земель. Работа проводилась на 16 тысячах десятин земли, было прорыто более 60 верст основных каналов. Помимо положительных результатов были и негативные. Так жарким и засушливым летом 1890 года случился опустошительный пожар, который уничтожил лес на площади более 9 тыс. га. Современные пожары на территории Мещёры – это отчасти отголоски тех мелиоративных мероприятий.
1. О каких мелиоративных мероприятиях идет речь?
2. Что послужило причиной пожаров в Мещёре?
3. Переведите в современные меры десятину и версту.
Всего за ответ: 6 баллов
Задание 5. Согласно данным переписи населения 2010 года возрастно-половой состав населения субъектов Российской Федерации существенно различается.
Так, средний возраст населения в пяти самых «молодых» регионах России на 8-9 лет ниже, чем в пяти самых «старых».
А соотношение полов колеблется от 1240 женщина на 1000 мужчин в Ярославской области, до 996 женщин на 1000 мужчин – в Чукотском автономном округе.
На рисунках представлены возрастно-половые пирамиды Республики Дагестан, Тульской и Магаданской областей.
Рассмотрите рисунки. Определите, какому субъекту РФ, какая пирамида соответствует? Обоснуйте свой выбор. Ответ оформите в виде таблицы:
№№ | Субъект РФ | Обоснование |
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
![]() | ![]() | ![]() |