Рассказ воспитателя.
Рассказ воспитателя о различных предметах и явлениях природы значительно расширяет знания детей. Однако живое слово всегда должно опираться на конкретные представления. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах рассказ воспитателя занимает большее место, чем в младших Он дополняет наблюдения детей и знакомит их с такими объектами и
явлениями, которые не могут быть непосредственно восприняты ими (с местами зимовки птиц, с жизнью диких животных и т. д.). Очень часто рассказ сопровождается демонстрацией картин, диафильмов или немых кинофильмов. С этой целью можно использовать серии картин, выпущенные для детских садов.
Иногда возникает необходимость дополнить наблюдения детей рассказом. Так, например, во время прогулки дети видят муравейник, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» — спрашивают дети. «Давайте посмотрим»,— предлагает воспитатель. В процессе наблюдений он объясняет, куда ползут муравьи, что они тащат. После короткого наблюдения за муравьями воспитатель рассказывает о жизни муравьев более подробно.
Чтение художественных произведений.
При чтении художественных произведений у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты.
Используя художественное слово, надо умело сочетать его с непосредственными восприятиями детей. Некоторые литературные произведения могут быть даны детям лишь после наблюдений в природе — в лесу, на лугу, в поле. Например, «Зимнюю пирушку» Н. Павловой следует читать детям толькопосле того, как они неоднократно наблюдали зимой разные деревья и различал» их по внешнему виду.
|
Иногда чтение предшествует наблюдению. О значении такого чтения очень хорошо говорит С. Т. Аксаков в произведении «Детские годы Багрова-внука», вспоминая себя пятилетиим ребенком: «Я читал свои книжки с восторгом... В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее. Муравьи, пчелы и особенно бабочки со своими превращениями из яичек в червяка, из червяка в хризалиду и, наконец, из хризалиды в красивую бабочку — овладели моим вниманием и сочувствием; я получил непреодолимое желание все это наблюдать своими глазами».
Художественное описание уже знакомых растений, животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Так, например, после слушания очерка М. Пришвина «Золотой луг» дети начинают обращать внимание на вид луга в разное время дня. и при разной погоде. Они рассматривают одуванчики и замечают изменения в форме их цветка,- когда он открывается и закрывается.
Художественное описание незнакомых растений и животных, которое опирается на уже имеющиеся у детей наблюдения и общие представления, создает новый образ, помогающий найти описываемый объект в природе. Например, воспитатель читает или рассказывает детям сказку Н. Павловой «Как облачко». На еле-
|
дующей прогулке дети отыскивают цветы подмаренника, признаки которых описаны в сказке. 1
Беседы.
Беседа состоит из вопросов воспитателя и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при помощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. Вопросы нужно составлять так, чтобы в них учитывался опыт детей и активизировалось мышление. Беседа может быть вводной итоговой или связанной с наблюдениями и приобретением новых знаний.
Вводная беседа очень коротка и ставит своей целью связать имеющиеся знания детей с получением новых, создать интерес к ним. Такие беседы проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельностью детей.
Самой распространенной и применяемой во всех группах является беседа, которая сопровождается наблюдениями детей или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры.
Наиболее трудными считаются беседы итоговые. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Беседы строятся на знакомом детям материале и имеют цель уточнить и обобщить их знания, полученные в процессе наблюдений и труда.
Бот пример итоговой беседы в старшей группе. Она проводится после наблюдений над осенними явлениями в природе и прослушивания детьми стихотворений и рассказов об осени. В такой беседе можно предложить следующие вопросы: какое сейчас время г°Да- Какая была погода, когда мы ходили в лес (парк)? Что стало осенью с листьями на деревьях? Что мы слышали в лесу (парке) осенью? Каких птиц мы видели в лесу (парке)? Куда девались скворцы, грачи, ласточки? Почему они улетели? Куда девались бабочки, жуки, пауки? Что мы собирали в лесу (парке) осенью? Что делают осенью на огороде? Кому нравится осень? Почему?
|
Вопросы должны оживлять в памяти детей полученные представления и подвести их к понятию «осень». Закончить беседу можно чтением знакомых стихотворений, загадками.
Детям подготовительной к школе группы можно предложить такие вопросы: почему ты думаешь, что наступила осень? Почему улетели птицы? Почему исчезли насекомые? Почему увяли растения?.. Постановка вопросов заставляет ребенка самостоятельно решать умственную задачу, опираясь на' свой опыт, свои наблюдения подводит его к обобщению, к понятию о данном сезоне.
Беседа должна стимулировать детей на сопоставление фактов улавливание некоторых причинных связей. Этому способствуют вопросы («почему?» и «как ты узнал?»), например: почему зимой на ветках деревьев, которые растут в саду, нет листьев, а на ветках в комнате они появились? Как ты узнал, что это береза?
Контрольные вопросы.
1. Какое место занимают рассказы и чтение художественных произведений воспитателя в разных возрастных группах?
2. Как сочетать художественное слово с непосредственными восприятиями?
3. Какое место в ознакомлении детей разных возрастных групп с природой занимают беседы?
Значение иллюстративных пособий.
Кроме натуральных пособий (упоминавшиеся выше растения и животные), в детском саду нужно иметь иллюстративно-наглядные пособия с изображением различных растений, животных и явлений природы.
Иллюстративные пособия используются для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления ее недоступны для непосредственного наблюдения. К таким пособиям приходится прибегать, например, при ознакомлении детей с домашними животными и дикими зверями, отсутствующими в данной местности, но указанными в программе. Кроме того, иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т. д.
5. Требования к содержанию и оформлению иллюстративных пособий.
Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие природу, должны вызывать у детей чувственные восприятия, близкие к восприятию действительности. Картины должны быть выполнены художественно и иметь крупные размеры. Кадры диафильмов и кинофильмов, показывающие строение и повадки животных, особенно мелких, нужно давать крупным планом. Животные и растения в этих пособиях должны быть показаны в естественных условиях жизни. Картины могут быть сюжетными и отображающими только однородные объекты отдельных Животных, растений. Желательно, чтобы в основе диафильмов и кинофильмов лежал небольшой, но запоминающийся сюжет. Кинофильмы могут быть немые и озвученные, сопровождаемые дикторским текстом. Музыкальное оформление в этих фильмах не обязательно, но нужно, чтобы там были даны звуки природы (шум леса, пение птиц, голоса животных).