Происхождение организации и место управления в ней




Управление. Менеджмент. Руководство.

Управление – целенаправленная, осознанная деятельность человека/группы людей по упорядочиванию и подчинению своим интересам элементов внешней среды:

· Живой природы (растениеводство, животноводство, сельское хозяйство)

· Неживой природы (промышленность)

· Техники

· Общества (люди, группы людей)

· Идеи, теории

Совокупность элементов называется объектом управления. Поскольку объект управления состоит из множества элементов, но при этом целостности, подчинении определенных целей и задач, то любой объект управления должен быть системой, а к управлению необходимо подходить системно.

Человек/группа лиц, осуществляющая управленческую деятельность, является субъектом управления.

Воздействие на объект управления, субъект разрабатывает, принимает и реализует управленческие решения.

Таким образом, управление может пониматься как процесс принятия и реализации управленческих решений.

Управление многообразно и в зависимости от типа объекта, управление может быть следующим:

· Техническое управление (когда объект управления – техническая система)

· Государственное управление (системой является государство, министерства, субъекты федерации)

· Идеологическое управление (объектом является система мировоззренческих установок общества – СМИ)

· Хозяйственное управление в сфере экономики (объектом являются социально-экономические системы (организации, фирмы, предприятия))

Менеджмент (to manage, manager) – управляющий, осуществляющий управление в социально-экономической системе (организации, фирмы).

Менеджмент – умение достигать поставленные цели, используя труд, знания, мотивацию других людей.

Менеджмент является многозначным словом и трактуется как:

1. Профессиональная деятельность людей

2. Как наука, изучающая управление в организациях

3. Как искусство управления, сфера творчества

4. Люди, занимающиеся управлением (аппарат управления)

5. Явление, процесс, система и др.

Термин руководитель используется по отношению к менеджеру в его взаимодействии с подчиненным.

Руководитель – частный случай обозначения менеджера, менеджмент – частный случай процесса управления (управление в хозяйственной сфере).

Руководитель подчеркивает иерархию.

 

Менеджмент появился в результате усложнения деятельности организаций.

 

 

Происхождение организации и место управления в ней

В конце XVIII века Адам Смит (Adam Smith) исследовал причины большей эффективности мануфактур по сравнению с отдельными ремесленниками:

· В мануфактурах можно организовать производство таким образом, чтобы организация работала без простоев

· В организациях наблюдается положительный эффект масштаба

· Разделение труда, в ходе которого каждый работник специализируется на своем круге работ, что позволяет достичь каждому работнику профессионального мастерства

Кривая обучения // график зависимости качества работы от времени: с увеличением опыта время на выполнение операции уменьшается, график представляет собой убывающую экспоненту

 

Высокая специализация позволяет снизить норму времени на выполнение одной операции и увеличить производительность труда, однако специалисты становятся зависимыми от коллектива. Возникает стремление к объединению – кооперации. Таким образом, разделение труда включает две тенденции:

 

Разделение труда

 

 


Специализация Кооперация

 

 

· Специализация. Каждый работник занимается своим и только своим строго очерченным кругом работ;

·
Кооперация. Необходимо объединение работников-специалистов для совместной работы.

Чем глубже специализация, тем шире кооперация.

 

Разделение работников по специальностям со специализацией на определенном производственном процессе получило название горизонтальное разделение труда.

Выделение помимо основного персонала обслуживающего и управленческого является признаком вертикального разделения труда. С ним в организации возникает иерархия, поскольку, для успешной координации все звенья организации должны быть подчинены единому централизованному управлению (администрации).
Руководитель организации наделяется властью. Отношение других работников к нему строится на субординации.

Таким образом, менеджмент и должность менеджера возникла в результате вертикального разделения труда.

Виды менеджмента


Для выделения видов менеджмента могут быть выдвинуты различные признаки:

По уровню управления в организации, уровню принимаемых решений и горизонту планирования выделяют:

1. Высший менеджмент (топ менеджмент)- (собственники, учредители, генеральный директор, совет директоров). Стратегическое управление- долгосрочное планирование (от 3-5 до 12-15 лет).

2. Менеджмент среднего звена (middle-менеджмент)- (руководители служб и подразделений, начальники отделов). Тактическое управление, среднесрочное планирование (от 1 года до 3 лет).

3. Низовой уровень управления (low-менеджмент)- (супервайзеры, бригадир, менеджер торгового зала, торговый представитель). Оперативное управление, краткосрочное планирование (от нескольких недель до 1 года).

По объекту управления различают:

1. Генеральный (общий) менеджмент - когда объектом управления является вся организация в целом.

2. Специальный (функциональный) менеджмент – когда объектом управления является специальная область деятельности – функция:

2.1. Инновационный менеджмент – деятельность по разработке, внедрению, коммерциализации новшеств в продукции и технологии.

2.2. Персональный (кадровый) менеджмент – обеспечение предприятия квалифицированным персоналом, в необходимом количестве и качестве. Набор персонала, обучение, получение квалификации, кадровое делопроизводство и т.д.

2.3. Логистический менеджмент. Логистика – это управление потоковыми процессами, включая складирование, транспортировку, расходование распределение и т.д. Выделяют логистику снабжения (менеджмент снабжения), производственную, распределительную и информационную.

2.4. Производственный менеджмент – организация технологического (производственного) процесса оптимальным образом.

2.5. Менеджмент маркетинга (маркетинг от англ. Market- рынок)- обеспечение предприятия рынком сбыта продукции (товаров и услуг), включает исследование рынка, подготовку и проведение рекламных компаний, взаимодействие потребителя.

2.6. Финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками, планирование бюджета, доходов, расходов, оптимизация структуры капитала предприятия. Например, стоит им брать кредит, на какой срок под какой процент, какие ценные бумаги приобрести и т.д.

2.7. Менеджмент качества- деятельность по постоянному улучшению процессов. В 50-е годы XX в. Эдвард Деминг предложил принципы повышения качества, однако не нашел поддержки в США. Японские корпорации применяя его принципы по качеству продукции в 60-е годы обогнали американских производителей. Например, на внутреннем рынке США автомобили японского производства вытеснили англичане. После этого принципы постоянного улучшения процессов сложились в международные принципы и структуры (TQM – всеобщий менеджмент качества, ISO 9000 добровольная оценка качества).

2.8. Международный менеджмент – при наличии партнеров, клиентов, филиалов за рубежом. Необходимо знание языков и юридических систем стран (законов).

2.9. Экологический менеджмент – управление процессами, влияющими на экологию, в том числе и на здоровье потребителя (ISO 14000).

Таким образом, очевидно, что появление специальных направлений менеджмента является следствием горизонтального разделения управленческого труда.

Школы менеджмента

Для понимания процесса управления необходимо изучать теории менеджмента (научные школы), основные подходы и взгляды на менеджмент, проследовать эволюцию управленческой мысли.

Научной школой называют- совокупность ученых, разрабатывающих схожие походы к одной предметной области, исследующие предметную область (явления) на одном этапе развития; основные идеи, выдвинутые исследователями теории, практиков предметной области, руководствующихся данными идеями.

1. Школа научного управления (с 1880-х по 1920-е)- Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, Г. Гант, Ф. и П. Гилберты. Важнейшая черта школы- поиск наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов с целью повышения производительности труда работников. Преобладало механистическое понимание человека, его места в организации и сущности его деятельности (человек, как дополнение к машине). Тейлор в 1907 году, выпустил труд «Научные принципы управления». Важным вкладом школы было систематическое использование стимулирования (материальная мотивация). С целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалось возможность небольшого отдыха и перерывов, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий было точно рассчитано и установлено. Выполняющим установленные нормы производства платили премии, и работники чувствовали связь между производительностью труда и вознаграждением. Практиковалось обучение и доучивание на предприятии, конечной целью Тейлора было дать возможность каждому рабочему трудиться с максимальной производительностью (производительность труда должна соответствовать максимальной производительности машин). Для исследования затрат рабочего времени Тейлором были предложены следующие методы:

Хронометраж- метод изучения затрат времени на выполнение циклически повторяющихся ручных и машинно-ручных операций (непрерывный, выборочный, цикловой).

Фотография рабочего времени- способ измерения затрат рабочего времени, при котором измеряются все, без исключения затраты рабочего времени на протяжении одной или нескольких смен.

Целями такое изучения являются: составление фактического баланса рабочего времени; выявление причин потерь рабочего времени и последующая разработка мероприятий по их устранению и др.

В зависимости от числа объектов различают индивидуальные, групповые и массовые фотографии рабочего времени.

 

tп.з. – время подготовительно-заключительное

tо.п. – время на выполнение операций

tобс. – время обслуживания рабочего места

tп.т. – перерывы технические

tп.о. – перерывы организационные

tотд. – отдых личной надобности

tпвр или tорг-тех – потери времени по вине работника и по организационно-техническим причинам

tн.п. – нерегламентированные перерывы и непроизводственные потери времени (не включают в норму времени)

2. Административная (классическая) школа управления (1900-1930). Исследователи - Анри Файоль, Л. Урвик, Я. Гулик, Р.С. Дейвис и другие. Большая часть исследователей имела опыт управления высшего звена и изучали не столько вопросы рационального использования труда отдельного рабочего, сколько разработки подходов к совершенствованию управления организацией в целом. То есть подход к управлению был «сверху» со стороны руководителя. Они рассматривали управление, как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных организаций и изложили основные принципы управления. Выделенные Анри Файолем функции управления актуальны до сих пор и составляют содержание работы менеджеров:

1) Планирование

2) Организация

3) Распорядительство (мотивация)

4) Координация

5) Контроль

Функции раскрывают процесс управления и сами являются совокупностью процессов, поэтому Анри Файоль является основателем процессного подхода к управлению.

14 принципов административного управления:

1. Неотделимость власти от ответственности

2. Разделение труда

3. Единство распоряжения (единоначалие)

4. Дисциплина, обязательная для всех и предполагающая взаимное уважение руководства и подчиненных

5. Единство руководства по принципу «один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую роль»

6. Подчинение индивидуальных интересов общим

7. Справедливое для всех вознаграждение

8. Разумная специализация, ослабляющаяся с увеличением масштабов предприятия

9. Иерархия, предполагающая минимизацию управленческих ступеней и полезность горизонтальных связей

10. Порядок, в основу которого положен принцип «каждому свое место и каждый на своем месте»

11. Справедливость, обеспечиваемая преданностью персонала и объективностью администрации

12. Устойчивость персонала или текучка – следствие плохого управления

13. Инициатива, требующая от руководителя всемерного поощрения и подавления собственного тщеславия

14. Корпоративный дух, то есть общность интересов работников и коллективизм в труде

 

3. Школа человеческих отношений (1930-1950). Исследователи - М.П. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу. Создателем школы является Э. Мэйо, проводивший на протяжении 6 лет с 1927 по 1933г. «Хоторнский эксперимент». Основной итог этих исследований состоял в том, что высокая производительность труда объяснялась особым отношением между людьми и их собственной работой. Данное исследование показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют между рабочими, а так же от отношения менеджеров к потребностям работников.

Суть школы человеческих отношений – управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии. Каждое предприятие рассматривается в первую очередь как определенная социальная система. Возникли новые разделы и направления менеджмента: теории лидерства, конфликтология, управление персоналом, теории мотивации, социология малых групп и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: