Тренировочные упражнения.




А) Работа с текстом.

– Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.

  • Сегодня в мире говорят на 5000 диалектов. Только в Индии их насчитывается 845. Первое место по числу говорящих занимает мандаринский диалект китайского языка. По данным1989 года, им пользуется 60 процентов населения. Второе место занимает английский язык. Около 330000 человек считают его родным языком, а вдвое больше называют его вторым или третьим языком.

Б) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение (имя числительное)

Десяток яиц, тройка за ответ, работали впятером, три товарища, утроить усилия, пять секунд, пятиэтажный дом, сотый по списку, столетний дуб, четверо друзей, стал десятиклассником, двумя этажами выше, десятая глава.

В) Образуйте от количественных числительных порядковые.

59,28,,14,690, 2000, 85 миллионов, 2015, 120 тысяч

Пятьдесят девятый, двадцать восьмой, четырнадцатый, шестьсот девяностый, двухтысячный, восьмидесяти пяти миллионов, Две тысячи пятнадцатый, сто двадцати тысячный.

 

Г) Образуйте от сочетаний сложные прилагательные.

 

Полтора два километра, одна вторая финала, четверть финала, двух часовой, трёхлитровый, восьми минутный, одиннадцати метровый

Д) Заменить числовую запись буквенной.

Вытянул пятисотый номер.
– Около шестидесяти километров пути.
– Поезд с двести семидесяти восьми экскурсантами.
– Высота равна две тысячи пятистам девяноста метрами.
– Свыше семистах семидесяти гектаров.
– Не найти одиннадцать копеек.
– Речь идет о четыреста семидесяти шести рублях.
– Более ста пятидесяти штук.

Е) Игра “Четвертое лишнее»

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.
2. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

3. Трое суток, четверо книг, двое лыж, шестеро козлят

Ж) Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)

Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц


Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)

Трое учеников, трое саней


Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

Четверо лисят, четверо малышей

З) Найди ошибку.
– На обеих террасах стояли цветы.
– Среди членов комиссии было три женщины
– За время приема участковый врач успевал принять тридцать два человека.
– Мы жили в полутора километрах от станции

 

4. Закрепление.

Запишите в данных предложениях цифры словами.

1. За несколько дней на спортивных соревно­ваниях побывало свыше пятисот семидесяти тысяч зрителей.

2. Машина шла со скоростью свыше девяноста километров в час.

3. Если к двумстам восьмидесяти девяти приба­вить триста одиннадцать, то получится ровно шестьсот

4. В порт вошел теплоход с двумя тысячами четырехсот восьмидесяти пятью пас­сажирами.

5. Фруктовый сад разбит на шестистах девяноста гектарах.

6. Биб­лиотека пополнилась тремястами семьюдесятью шестью книгами.

 

Тест.

1. Найдите числительные:

а) два;
б) двойня;
в) двойной;
г) двойка;
д) второй;
е) вдвоем.

2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

А. Оба окна светились.
Б. Отец гордился обоими сыновьями.
В. На обоих партах лежали книги.
Г. Об обоих фильмах говорили восхищенно.

3. Поставьте числительное восемьсот девяносто пять в родительный падеж.

а) восемьсот девяносто пяти;
б) восьмисот девяносто пять;
в) восьмисот девяноста пяти;
г) восьмисот девяносто пяти;
д) восемьсот девяноста пять.

4. Укажите предложения с ошибкой в употреблении числительного.

А. Обе подруги неразлучны.
Б. У обоих сел одинаковые названия.
В. На обоих баржах везли уголь.
Г. С обоими друзьями случилось несчастье.

 

5. Укажите нормативный вариант, заменив числа именами числительными в нужных падежных формах. Перепись населения в нашем городе будет осу­ществляться 265 переписчиками — студентами местных вузов.

1) двустами шестьюдесятью пятью;

2) двумястами шестидесятью пятью;

3) двумястами шестьюдесятью пятью

6. Укажите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении форм числительных и исправьте их.

1) Говорят, что этот композитор написал музыку к ста девяноста фильмам

2) Число сторонников новой диеты за рубе­жом достигает восемнадцати — двадцати тысяч человек.

3) Более полутора суток провели потерпевшие с затонувшего судна в ледяной воде.

 

4) Каждый студент за год должен получить на­грузку более восемьсот учебных часов.

5) В полторастах метрах от дороги показался столб дыма.

 

7. Найдите ошибки в образовании формы слова и исправьте их

 

Двумястами экземплярами, шестистам книгами, около семисот килограммов, по обеим сторонам, в трёхстах метрах, две подруги, о полутора часах, восьмьюдесятью страницами, оба супруга, полутораста километров

 

Практическая работа по теме:

«Местоимение»

1. Объясните причины двузначности осмысления местоимений себя, свой. Дайте варианты однозначности этих местоимений.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. Я застал помощника у себя в кабинете. Старшая сестра попросила младшую подать ей свою книгу. Я встал и гляжу на темное окно и на фоне ночного мрака силюсь представить (свою, мою)героиню.

Возвратное местоимение себя может относиться к любому из трех грамматических лиц, поэтому при наличии в предложении нескольких существительных или местоимений, с которыми потенциально может соотноситься возвратное местоимение, нередко возникает неясность. Например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе (к коменданту или к дворнику?). В подобных случаях возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя соответствующего действия: действие коменданта выразилось в том, что он велел, а действие, выраженное инфинитивом отнести, относится к дворнику; поскольку сочетание к себе синтаксически зависит от последнего глагола (отнести к себе), то тем самым возвратное местоимение соотносится с существительным дворник.

 

Однако указанное толкование не всегда убедительно. Так, в предложении Я застал помощника у себя в кабинете производителем действия является только одно лицо – я, однако у себя можно понимать и как «у меня», и «как у него». С другой стороны, в предложении Дедушка приказал нас с сестрицей посадить за стол прямо против себя (Аксаков) производителем действия, выраженного глаголом посадить, от которого синтаксически зависит сочетание против себя, является не дедушка (дедушка приказал, а посадить должен кто-то другой), но по смыслу против себя здесь значит «против него», так как другого «претендента» на соотносительную связь с возвратным местоимением в приведенном предложении нет.

 

В случаях двузначности рекомендуется правка, например:

 

1). Комендант велел, чтобы дворник отнес к нему вещи жильца;

 

2). Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе.

 

Или:

 

1). Я застал помощника в своем кабинете;

 

2). Я застал помощника в его кабинете.

 

2. Аналогичное положение может возникнуть при употреблении возвратно-притяжательного местоимения свой, поскольку оно тоже может относиться ко всем трем лицам. Так, в предложении Старшая сестра попросила младшую подать ей свою кружку слово свою следует отнести к младшей сестре как производителю действия, выраженного инфинитивом подать, с которым связано сочетание свою кружку, но оттенок неясности присущ и таким конструкциям.

 

Двузначным окажется также предложение, в котором слово свой будет заменено личным местоимением ее в притяжательном значении: Старшая сестра попросила младшую подать ей ее кружку. Ср. другие примеры: Редактор попросил автора учесть его прежние поправки (чьи поправки?); Председатель собрания предложил секретарю огласить подготовленную им резолюцию (кем подготовленную?). Неправильно использовано местоимение ее (вместо свой) в предложении: На прием к врачу пришла молодая мама с ее детьми.

 

Приведенные выше примеры требуют правки, устраняющей неясность или неточный выбор местоимения.

 

Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой – свой, твой – свой и т.п. Ср.: … Я предаюсь моим мечтам (Пушкин). – Я не потерплю в своем доме воров (Чехов). Употребление притяжательных местоимений мой, твой, наш, ваш вместо возможного по условиям контекста свой больше подчеркивает связь с соответствующим лицом, в частности при противопоставлении



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: