Общие сведения о расчетах деревянных мостов




 

Основными вопросами при проектировании моста являются: выбор системы, разбивка на пролеты, принципиальные конструктивные решения по пролетному строению и опорам. Все эти вопросы в той или иной мере взаимосвязаны.

Рациональное решение зависит от местных условий. Одним из основных факторов является срок службы сооружения. Если речь идет о постройке моста на временном пути со сроком службы до 5-8 лет, то, как правило, нет необходимости в применении антисептированных лесоматериалов, увеличивающих стоимость сооружения.

В этих случаях целесообразно применять балочные мосты из круглого леса, сооружаемые на месте, с некоторым количеством простейших врубок и соединениями на болтах и штырях. Круглый лес, особенно при сохранении естественной коничности, хорошо сопротивляется атмосферным воздействиям, и стоимость его значительно ниже, чем пиломатериалов. При значительной длине моста может оказаться целесообразным применение сборных конструкций с рамно-свайными опорами с изготовлением элементов на стройдворе.

Если по местным условиям необходимо применить пролеты более 4 м. под железную дорогу и более 8 м. под автомобильную дорогу, то прогоны в мостах балочной системы обычно получаются очень громоздкими. В этих случаях могут найти применение прогоны на шпонках или дощатые фермы на гвоздях. При проектировании мостов со сроком службы более 8-10 лет применение обычного леса без антисептирования нерационально.

Наибольшим сроком службы обладают мосты из пиломатериалов с антисептированными элементами заводского изготовления, монтируемые на месте без каких-либо подтесок или врубок. При малых пролетах применяют балочные мосты безврубочной конструкции с соединениями на болтах, штырях и зубчатых шайбах.

При увеличении пролетов целесообразны конструкции из клееной древесины или клеефанерные балки. Удорожание моста в этих случаях полностью окупается увеличением срока службы и сокращением расходов по содержанию. Подкосные мосты и сквозные фермы в современной практике почти не применяют.

Рассмотрев различные варианты с учетом стоимости, материалоемкости, порядка изготовления и других местных условий, принимают к разработке наиболее целесообразную конструкцию. По принятой схеме намечают основные конструктивные решения, после чего находят усилия в различных элементах и сопряжениях и производят необходимые проверки прочности, устойчивости и деформативности сооружения.

Расчет деревянных мостов производят по двум предельным состояниям: на прочность и устойчивость формы и положения. Деревянный мост даже простейшего вида, представляет собой пространственную конструкцию, все элементы которой взаимосвязаны весьма сложным и трудно поддающимся математическому описанию образом. Врубки, соединения на болтах, сопряжения могут значительно обминаться в зависимости от состояния и прочностных качеств древесины, тщательности выполнения работ и т. п. Расчет подобной конструкции с точным учетом всех отмеченных обстоятельств практически неосуществим. Поэтому конструкцию обычно условно расчленяют на системы, поддающиеся простому расчету.

В ряде случаев косвенно учитывают возможное взаимодействие основных элементов рассчитываемой системы.

В деревянных конструкциях в связи с неоднородностью материала при назначении расчетных сопротивлений и вследствие отсутствия жестких соединений элементов друг с другом предусматриваются существенные запасы. Поэтому нет особой необходимости в усложнении расчетов для повышения точности определения величины усилий. Важно, чтобы принятая расчетная схема была достаточно близкой к фактической работе конструкции и не приводила к занижению расчетных усилий по сравнению с действительными.

Сопротивление древесины силовым воздействиям зависит от качества материала, вида напряженного состояния и направления усилия по отношению к волокнам.

Древесина обладает наибольшим сопротивлением усилиям, возникающим при изгибе и наименьшим при скалывании.

Для автодорожных мостов расчетные сопротивления на растяжение и сжатие на 20% выше, чем для железнодорожных мостов. При применении круглого леса с сохранением естественной коничности в балочных системах малых мостов расчетное сопротивление на изгиб разрешается увеличивать на 20%. В элементах моста усилия определяют от постоянной и временной нагрузок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: