Форма выявления и анализа проблемы ,




Фамилии членов группы _______________________________________________________

Дата ________________________________________________________________________

Проблема ____________________________________________________________________

Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности? Почему?______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Какие органы власти ответственны за ее решение?

_____________________________________________________________________________

Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?____________________________________________________________________

Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:

- какова ее эффективность? _____________________________________________________

- каковы ее недостатки? ________________________________________________________

Каким образом ее можно совершенствовать?

_____________________________________________________________________________

Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?

_____________________________________________________________________________

Где можно получить информацию по данной проблеме?

_____________________________________________________________________________

Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, горо­да, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?

_____________________________________________________________________________

После проведения этой работы каждая группа представ­ляет свои ответы и аргументы всему коллективу учащихся класса.

В целях соотнесения своих представлений об актуаль­ных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического опроса определенного контингента респондентов.

Можно провести также интервью с родителями, родст­венниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним. (Для индивидуального интервью можно использовать ту же матрицу вопросов, которые применялись для выявления и анализа проблемы малой группой).

При выборе проблемы можно также использовать и дру­гие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксиро­вать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потре­бует глобальных затрат и не затянется по времени.

Другой формой выявления насущных проблем сообще­ства может быть анализ материалов средств массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории.

При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

- посильность задачи для школьной команды;

- ее соответствие возрасту и возможностям учеников;

- сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;

- ожидаемые результаты.

В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискути­руют, оценивают предложения одноклассников.

Почему данная проблема приобрела особую актуаль­ность? Какое влияние оказывает она на окружающее социаль­ное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Как можно решить проблемы, изме­нив уже существующие на данной территории программы?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, школьникам предстоит применить аналитические навыки и конкретные знания, полученные на уроках обществознания. Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли пе­дагога, его способности организовать командную работу, ос­торожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направ­лении.

Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, со­измеримую уровню их возможностей, решение которой кон­ституционно и реально на конкретной территории. Большин­ством голосов учащимися выбирается наиболее понравившая­ся проблема для дальнейшей работы над проектом.

 

3 стадия. Сбор информации

После того, как коллектив класса выбрал проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информа­цию.

В рамках этой деятельности учащимся предстоит со­брать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

В силу того, что она может быть разноуровневой, целе­сообразно разделить коллектив на исследовательские группы.

Одна группа может провести социологические исследо­вания среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злобо­дневен для этой местности.

Другая - занимается изучением материалов средств мас­совой информации по этой теме, как они на протяжении опре­деленного времени обсуждали ее, какова была реакция вла­стей и населения.

Третья - прорабатывает массив законодательных мате­риалов государственного, регионального и муниципального уровней по изучаемой проблема

Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно при помощи администрации школы, родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит ос­нову следующей стадии работы над проектом.

Вот примерный перечень различных источников ин­формации:

Средства массовой информации.

Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по определен­ной проблематике.

Библиотеки.

Здесь на большом информационном массиве (книг, журналов, газет, Интернета) нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках мно­жительной техники сделать копии отдельных статей и мате­риалов.

Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя.

Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами.

Юристы.

Контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с норматив­ной, законодательной базой, проконсультироваться по вопро­сам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем.

Административные органы.

Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего ответственны за решение проблемы, которую из­брал коллектив, могут дать учащимся объемную и объектив­ную информацию.

Законодательные органы.

Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе, достаточно активно изучают на­сущные общественные проблемы и вырабатывают по ним ре­шения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, по­мощники, ответственные за взаимодействие с общественно­стью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообраз­ную информацию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории.

Некоторые рекомендации по сбору документальной ин­формации.

Работа с источником информации в результате перепис­ки или по телефону требует особой подготовки и корректно­сти. В силу того, что сотрудники властных структур и различ­ных организаций очень занятые люди, задание позвонить кон­кретному лицу по телефону должен получить только один ученик. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко предста­виться, внимательно выслушать собеседника и затем подроб­но записать представленные сведения по проблеме.

Для выполнения этого задания можно использовать сле­дующую документальную форму:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: