Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).




История

 

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

 

Форма обучения:

Очная

Саратов, 2010

 

Цели освоения дисциплины

Курс «Введение в изучение истории» имеет целью познакомить начинающего историка с основами его будущей профессии, дать ему общие сведения об исторической науке, о ее предмете, с новейшими представлениями о природе исторической науки и ее месте в жизни общества. Соответственно этому в курсе раскрываются своеобразие исторического познания и природа исторической истины, характеризуются основные категории исторической науки и принципы исторического познания, рассматриваются взаимоотношение истории и современности и вытекающие отсюда социальные функции исторической науки, формы работы над литературой и источниками. Курс также призван помочь студенту овладеть навыками работы с различными источниками исторической информации, помочь студенту в формировании ценностных ориентиров.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данный курс в структуре ООП относится к разделу «Б.3 Профессиональный цикл, вариативная часть». «Введение в изучение истории» предназначено для освоения на первом курсе бакалавриата. Курс тесно связан с такими дисциплинами как «теория и методология истории», «источниковедение», «история исторической науки», «философия», изучение которых проходит на старших курсах. Но уже студенту-первокурснику, обучающемуся по направлению «История» приходится сталкиваться с необходимостью разбираться в теоретических проблемах исторической науки, осваивать навыки работы с историческими источниками и литературой. Теоретические вопросы исторической науки, поставленные в рамках изучения этого курса, будут находить дальнейшее развитие и углубление в ходе изучения студентами вышеуказанных дисциплин. Навыки и умения обобщения материала, выделения глубинных мировоззренческих основ решения тех или иных исторических вопросов получат закрепление на протяжении последующих лет обучения в вузе. Этим объясняется практическая значимость данной дисциплины.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать:

Основные проблемные вопросы теории исторической науки, особенности профессии историка, этапы развития исторического сознания, функции истории, классификацию и взаимодействие исторических дисциплин, возможности и пределы действия исторических законов, точки зрения на роль личности в истории, место исторических фактов в исторических сочинениях, «узкие места» в понятийном аппарате исторической науки, формационную и цивилизационную концептуальные модели исторического развития.

•Уметь: ориентироваться в тематических полях дисциплин социо-гуманитарного знания, находить точки соприкосновения истории с другими дисциплинами, находить общее и специфическое в мировоззренческих основах дискуссирующих сторон, делать обобщения и абстрагироваться от конкретно-исторического материала, вырабатывать критерии для типологизации (классификации) исторических явлений.

•Владеть: первичными навыками работы с историческими источниками и литературой, постановки научной проблемы, нахождения нетривиальных вопросов к уже давно введенным в научный оборот источникам, навыками ведения научной полемики, аргументации, работы в группе по заданной проблематике.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «История», квалификация (степень) «бакалавр»:

а) общекультурные (ОК):

• владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

• способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

• готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

• осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

• использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

• способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

• способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

• осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

б) профессиональные(ПК):

• способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3),, теории и методологии исторической науки (ПК-4);

• способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

• способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

• способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13).

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 акад. часа.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
        лек. практич. сам.    
  1. 1
Предмет истории             Выбороч. контроль на лекции
  1. 2
История как наука              
  1. 3
Исторические дисциплины и междисциплинарность             Выбороч. контроль на лекции
  1. 4
Общественная роль и значение истории             Выбороч. контроль на лекции
  1. 5
История и политика             Выбороч. контроль на лекции
  1. 6
Исторические источники, их роль, классификация и основные этапы работы с ними             Выбороч. контроль на лекции
  1. 6
История и нравственность             Выбороч. контроль на лекции
  1. 7
Прошлое и современность в сознании историка             Выбороч. контроль на лекции
  1. 8
Исторический факт             Выбороч. контроль на лекции
  1. 9
Историческое сознание и социальная память             Выбороч. контроль на лекции
  1. 10
Возникновение исторического сознания и его специфические черты             Выбороч. контроль на лекции
Функции истории и дискуссии о ее «научности»             Контрольная работа
  1. 11
История и время, проблемы периодизации и множественности времен.             Выбороч. контроль на лекции
  1. 12
Основные этапы развития исторического сознания: античный историзм             Устный опрос
  1. 13
Граница между прошлым и современностью, особенности «истории настоящего». Концепция «конца истории».             Выбороч. контроль на лекции
  1. 14
Основные этапы развития исторического сознания: средневековый историзм             Устный опрос
  1. 15
Детерминистическая концепция истории: предпосылки, причины и законы в истории.             Выбороч. контроль на лекции
Основные этапы развития исторического сознания: историзм эпохи Возрождения             Устный опрос
Исторические альтернативы и историческая наука             Выбороч. контроль на лекции
Основные этапы развития исторического сознания: историзм ХVII-XVIII вв.             Устный опрос
Роль личности в истории             коллоквиум
Основные этапы развития исторического сознания: историзм к. ХVIII- н. ХIХ вв.             Выбороч. контроль на лекции
  Язык истории. Источники             Устный опрос
  Язык истории. Историки.             Выбороч. контроль на лекции
  Формационный и цивилизационный подходы к истории.             Устный опрос
  Итого:             Зачет

 

Содержание дисциплины

Предмет истории

Предмет, цели и задачи курса. Основные пособия по проблематике спецдисциплины, литература о научном познании. Понятие истории. История как действительность и история как наука.

Предмет истории. Споры о том, что является предметом истории и есть ли он вообще. Расширительное толкование предмета истории. «Люди в прошлом». Предметное поле истории в контексте социально-гуманитарного знания. История как одна из ведущих форм самопознания человечества. Объект исторического исследования. Крайности постановки исследовательской проблемы.

 

История как наука

История как наука. Критерии научности, их относительность. Изменения образа исторической науки. Представления о связи «объективности» и «научности» истории. Понимание «объективности» и трудности в поисках истины в истории. Проблема объективности исторического познания в философско-исторической литературе XIX-XX вв. Споры «сциентистов» и «антисциентистов». Логические истоки сомнений в «научности» истории. Сравнение истории и естественно-научного знания. Агностицизм. Борьба за научный имидж и нападки на историков. Так ли уж плоха субъективность в истории? Современные подходы к пониманию «научности», «объективности», «истинности» (в том числе и исторической). Исторический релятивизм Множественность образов истории как науки.

 

История как дисциплина и как профессия. Исторические дисциплины и междисциплинарность.

Учебная работа студента-историка. Виды учебных работ (лекция, семинар, коллоквиум, практика, тестирование, контрольная и т.п.). Учебная и методическая литература, принципы работы с ней. Научная работа студента-историка. Виды научных работ (реферат, доклад, курсовая работа, тезисы доклада на научной конференции, рецензирование, дипломная работа). Общая логика и основные этапы работы над темой исследования.

Система исторических дисциплин. Пространственно-географическая и тематическая специализации историков. Основные направления тематической специализации: политическая история, социально-экономическая история, интеллектуальная история. Влияние других дисциплин на историю, историографические повороты. Диалектическая связь всех этих историй и «тотальная история».

Вопрос об «иерархии» дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины, их теоретические и прикладные задачи. Условность терминологического определения «вспомогательные».

Новые исторические субдисциплины. Клиометрия. Психоистория. История ментальностей. Гендерная история. Опасность фрагментаризации исторической науки и пути ее преодоления. Субдисциплинарная пестрота и представление о целостности профессии. Эго-история.

 

Общественная роль и значение истории

Нужна ли история: убеждения и сомнения. Изменение с течением времени понимания общественной роли и функций истории. Понятие "социальные функции исторической науки". Социальные функции историописания в античности и средние века. История в идейно-политической борьбе нового времени. Социальные функции современной историографии. Научно-познавательная функция. Прогностическая функция, функция социальной памяти. Воспитательная функция. История в современном мире.

«Преходящие» и «вечные» функции истории. История как методологическая модель науки. Эстетическая функция истории. Имеет ли историк право на удовольствие: точки зрения позитивистов и постмодернистов. Научно-популярная история: достоинства и недостатки. Воспитательная функция истории. История в школе. Познавательная ценность истории: не только узнать, но и понять.

Представление о связи прошлого, настоящего, будущего.

Социальная функция истории. Можно ли научиться на опыте истории. Роль истории в прогнозировании будущего: между Л. Февром и К. Поппером. Метаистория и идеография. Историческая наука как одна из составляющих процесса изменения действительности.

Роль истории в генезисе самосознания общества, группы, личности. История как лекарство от «ментальных разрывов». Роль истории в подготовке специалистов-управленцев и государственных служащих.

 

История и политика

История и политика. Характер связи политики (в более широком плане – идеология) и истории. Зачем политикам история. Политическая функция исторической аргументации. Практика опоры на исторический прецедент. Историки-профессионалы в политике: момент Ф. Гизо. Концепция презентизма Ф. Тёрнера и Б. Кроче: прошлое не может быть объективно «реконструировано» раз и навсегда, оно каждый раз конструируется заново. Принцип партийности исторического познания. Его обоснование в малогерманской историографии. Понятие партийности в историческом исследовании, ценностный подход в истории. Вульгаризация и догматизация принципа партийности в советской историографии. Партийность и беспристрастность. История – служанка политики. Концепция М.Н. Покровского и «переписывание» истории. Как пытались совместить партийность и беспристрастность. Политические заказы и рождение новых направлений в историографии.

 

Исторические источники, их роль, классификация и основные этапы работы с ними

Варианты отношения исследователей к источникам. Приоритет источника (позитивисты), приоритет историка (неокантианцы) и проблемы их взаимодействия (феноменология). Два способа написания истории (источниковедческий и проблемный). Понятие «исторический источник». Историческое знание, как «дважды субъективизированное отражение». Виды классификаций источников. Типы источников с точки зрения форм фиксирования информации.

Письменные источники. Их классификация, особенности и этапы работы с ними. Выработка принципов научного исследования источников. Фальсификации в истории. Что такое «критическое отношение к источнику». Внешняя критика источника. Критика искренности (выявление лживых утверждений) и критика достоверности (выявление заблуждений). Функции текста, свидетельства намеренные и ненамеренные. Создание психологически достоверного образа автора источника. Внутренняя критика источника. Анализ языка источника, деконструкция текста. Источник как историческое явление культуры своего времени.

 

История и нравственность

Проблема взаимоотношений науки и морали. Научные претензии и претензии на власть. Наука как форма властвования и мораль как внутренний контролер. Вопрос о социальной ответственности историка. Псевдоисторическая мифология. Стремление к истине или к оправданию на том или ином историческом примере своих политических взглядов. Проблема внутренних и внешних установок у исследователя. Объективность или «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Научная история и мемориальная история (П. Бурдье).

 

Прошлое и современность в сознании историка

Взаимовлияние истории и современности. История и идеология. Различие связи прошлого и настоящего в истории как науке и прошлого и интеллектуального контекста современности в сознании историка. Традиции ХIХ в. и история как личный интеллектуальный тренинг. Актуализация исследовательской проблематики и традиции марксистской историографии. Актуальность в истории. Споры об удельном весе настоящего в прошлом. Откликнуться на «призыв современности» - означает ли это фальсифицировать прошлое. Использование прошлого для описания будущего. Исторический опыт и современность. Уроки истории.

 

Исторический факт

Исторический источник и исторический факт. О роли фактов в истории. Абсолютизация фактов. Фактомания. Означает ли знание «фактов» знание истории. Факты как основа исследования. Совокупность фактов, их отбор и проблема репрезентативности. Понятие «исторического факта». Факт как «вещь в себе» и как ее отражение в нашем сознании. Факт как "фрагмент действительности" и научно-исторический факт. Их соотношение. Роль воображения и интуиции в историческом исследовании. Факты создаются или обнаруживаются. Проблема общих стандартов рациональной приемлемости для описания и мира «эмпирических фактов», и мира «ценностных фактов». Варианты классификации исторических фактов.

 

Историческое сознание и социальная память.

Специфика различных уровней мышления: от научного до обыденного. Понятие "историческое сознание". Его соотношение с общественным сознанием. Степень изученности, с одной стороны, исторического сознания, его структуры, форм и функций, а, с другой – социальной памяти в исторической науке. Структура исторического сознания. Его уровни. Историческая память. История и миф. Историческое сознание и ментальность общества. Типы исторического сознания. Трактовка понятий «историческое сознание» и «социальная память». Современные изменения взаимоотношений профессионального научного знания и массового исторического сознания и кризис идентичности.

Социальная память как основа для формирования социально-групповой идентичности (история и политика). Значение анализа памяти как основы исторического мышления для осмысления и обоснования принципов исторической науки. Традиционализм, ностальгия и оптимизм как компоненты социальной памяти. Социальные группы и множественность памяти. Закономерности эволюции социальной памяти.

Современные трактовки принципа историзма.

 

Основные этапы развития исторического сознания: античный историзм

Оформление исторического сознания и основные этапы его развития. Отличие исторического сознания от архаического и мифологического сознания. Осознание «исторического времени».

Точки зрения относительно существования «античного историзма». Место, отводимое истории во времена античности. Геродот как «отец истории». Предметное поле историка. Фукидид как основатель политической истории. Принципы доказательности и причинности. «Прагматическая история» Полибия. Рационализация Фукидидом и Полибием исторического метода. Первые римские историки. «Малые историки»: Диодор Сицилийский и Дионисий Галикарнасский. Компилятивная история. Цезарь, Саллюстий и проблема «объективности» истории. История морализирующая: Тит Ливий и Тацит. Плутарх и «история великих деятелей и деяний». Характерные черты античного историзма: дидактичность, событийность, риторичность, драматизация повествования (мимесис), легендарно-мифологическая традиция, авторское начало.

 

Основные этапы развития исторического сознания: средневековый историзм

«Теология истории» и «христианская историография». Августин Блаженный. Циклическое и линейное понимание исторического времени. Агиографии, хроники, анналы. Монастыри как центры историописания. Беда Достопочтенный. История как поставщик аргументов для теологического дискурса. Григорий Турский. Развитие светской истории. Виллардуэн и Жуанвиль. История прославляющая. Филипп де Комин и утверждение политической функции истории. Характерные черты средневекового историзма. Провиденциализм, наставительность, событийность, полярность пространства, двухуровневое познание мира человека (священная и светская истории), акцентирование на «актуальном прошлом», идея единородности человечества, понимание истории как духовной драмы, символизм и аллегористичность, пророческий пафос и «историческое всеведение», представления об изменчивости.

Основные этапы развития исторического сознания: историзм эпохи Возрождения

Гуманистическая философия и секуляризация сознания. Рационалистическая интерпретация человеческого общества. «Хвала истории». Риторическое направление в историографии: Леонардо Бруни и его работа «О Флорентийском государстве». Разработка принципов источниковедения. Лоренцо Валла.

Исторические взгляды Н. Макиавелли в трактатах «Государь» и «История Флоренции». Ж. Боден и его трактат «Метод легкого познания истории». Исторический релятивизм. Универсальное видение истории. Ла Попелиньер.

Характерные черты историзма эпохи Возрождения. Открытие исторического времени, представления об «исторической эпохе», выработка новых подходов к периодизации истории, идея «нового века». Ф. Петрарка. Переход от «божественного промысла» к выяснению первопричин эмпирической истории, попытки поиска исторических закономерностей, переход от описательно-дидактической традиции к попыткам теоретически осмыслить «искусство истории». Изменение отношения к времени, идея изменчивости мира истории. Появление «эрудитской истории».

Основные этапы развития исторического сознания: историзм ХVII-XVIII вв.

ХVII век как эпоха скептицизма. Кризис историографии. «История Франции» Франсуа Мезерея. Провиденциализм Боссюэ. Достижения в источниковедении. Ж. Мобийон и рождение критики архивных документов. Ришар Симон и его «Критическая история Ветхого Завета».

Влияние Английской буржуазной революции XVII в. на историческую мысль. Концепция исторического развития в трудах Дж. Уинстенли. Генезис и развитие государственности в сочинении Т. Гоббса «Левиафан».

Появление «философии истории» как самостоятельной области знания. Представления о смысле изучения истории. Болингброк. Поиски закономерностей исторического процесса. Исторические взгляды Дж.Вико и циклическая концепция времени. Э. Гиббон. Линейная концепция времени и теория прогресса. Ж.А. Кондорсэ и Й.Г. Гердер. Английское просвещение и историческая мысль. Д. Юм. У. Робертсон.

Исторические и социологические взгляды Ш. Монтескье. Развитие концепции всемирной истории и определение роли географической среды в труде «О духе законов». Вольтер как историк.

Характерные черты исторического сознания эпохи Просвещения. История «понимающая и объясняющая», всемирная история, механицизм и натуралистический историзм, идея прогресса, расцвет прагматической историографии.

Основные этапы развития исторического сознания: историзм к. ХVIII- н. ХIХ вв.

Влияние Французской революции конца XVIII в. на развитие исторического сознания. Утрата мемориальной традиции социальных групп и подъем исторической науки в н. ХIХ в.

Гегель и его «Разум в истории». История и диалектика.

Идейные начала историографии романтизма. Историзм Ж. де Местра. О. Тьерри и Ф. Гизо. Нарративная школа. П. де Барант. Характерные черты романтической историографии. Представление об органическом, независимом от сознательной воли людей развитии исторического процесса, акцентирование специфических черт каждой исторической эпохи в ее национальной и географической определенности, формирование новой методологической версии принципа историзма, эмпиризм исторического исследования, преобладание нарратива над анализом, политизации истории. Теория классовой борьбы. Профессионализация истории. Точки зрения на превращение истории в «науку».

Эволюция принципа «историзма»

Принципы (составные компоненты) исторического сознания, его специфические черты. Своеобразие исторического познания. Трудности получения адекватного знания о прошлом. Взаимоотношения социальной памяти и исторического сознания. Историзм как способ мышления и как принцип научного познания. Его основополагающее значение в системе гуманитарного знания. Специфические черты исторического сознания. Признание ментальных различий между прошлым и настоящим. «Правило контекста». Понимание истории как процесса.

 

История и время.

Историческое время. Его отличие от астрономического. Разные скорости течения социально-исторического времени. Интерпретации «времени истории» и «времени историка»: категории «история» и «время» в культурно-историческом контексте. Формы осмысления исторического (социального) Времени в истории.

Проблема точных методов датировки событий и временных интервалов соответствующих исторических событий, обоснование таких абстракций, как «историческая эпоха», «стадия», «период», «век», «цикл», «фаза», «этап» и т.д. Вопросы периодизации всемирной истории. Концепция неделимости истории. Относительность и искусственность любой периодизации. Практические соображения и задачи периодизации. Критерии периодизации. Попытки периодизации всемирной истории в прошлом. Современные варианты периодизации. Зависимость периодизации от понимания основного содержания исторического процесса. Разложение истории на множественность времен: каждому историческому объекту - свою собственную периодизацию! Концепция трех времен Ф. Броделя. Метафоричность «исторического времени».

 

Граница между прошлым и современностью, особенности «истории настоящего». Концепция «конца истории».

Вопрос о границе между прошлым и современностью, «историческим» и «неисторическим». Критерии границы. Аристотелевское понимание современности. Разночтения в определении «новой истории». Что такое «история современности» или «история настоящего». П. Нора. Трудности при изучении истории современности. Фукуяма и концепция «конца истории».

 

Детерминистическая концепция истории: предпосылки, причины и законы в истории.

Детерминистическая концепция истории. Историческая закономерность. Предпосылки, причины и законы в истории. Идея бесконечности причин, иерархия причин. Мультикаузальность исторического процесса. Вопросы индивидуального вклада то или иной причины и разграничения причин и следствий. Различные точки зрения на законы в истории. Понятие «закона». Особенности действия исторических законов. Реализация законов истории как вероятностей. Исторические законы и прогностическая функция истории. Варианты предсказаний в области социальных явлений.

 

Исторические альтернативы и историческая наука

Историческая необходимость и случайность в истории. Инвариантность и альтернативность в истории. Альтернативная ситуация и пути ее разрешения. Как писать историю в сослагательном наклонении. Теория вероятностей в гуманитарных науках. Исторические альтернативы, нереализованные исторические возможности, соотношение в истории вероятности и случайности, случайности и детерминизма. Что такое «случайность» в истории. Историческая альтернатива и историческая наука: контрфактное моделирование. Роль личности в истории, история «коллективистская» или «индивидуалистическая».

 

Роль личности в истории

Точки зрения на роль личности в истории. Личностное начало у гуманистов и просветителей. Вера в преобразующую силу человеческого творчества и Французская революция. «Провиденциальные люди» Гегеля. «Культ героев» Карлейля. История как жизнеописание «великих» и «достойных». Ральф Эмерсон и его работа «Избранники человечества».Я. Буркхардт о «переломных» моментах в истории.

Неприятие индивидуализма и учение о безличном процессе социальной эволюции. «Народ» (масса) как движущая сила истории. Теория саморазвития общества. Бурдо и его «История и историки». Детерминистический взгляд на историю. Марксизм о роли личности в истории. Г. Плеханов.

Современные представления о роли личности в истории (обществе). Теория активности личности (по идейным или материальным мотивам) и пассивности среды (культурной или экономической) и теория активности среды и пассивности личности. Факторы, определяющие историческую роль личности. Роль личности в динамике изменений общественного устройства.

Биографический жанр в практике историописания.

Язык истории: Историки

Язык науки. Чем слово отличается от «понятия». Страсть историков к заимствованию понятий. Терминология отечественной и зарубежной исторической науки. Условный (мифологический) характер понятий. Терминологические заимствования историков. Научная дискуссия – как проявление семантически неадекватного употребления терминов. Основные требования к понятийному аппарату. Понятие «хорошего» определения. Требование учета исторического смысла слова. Точки зрения на роль языка в практике историописания.

Язык истории. Источники

Язык источника. Р. Козеллек. Слова и вещи. Семантические мутации. Калькирование терминологии прошлого. Многовариантность обозначения одних и тех же исторических явлений. История объясняющая и языковое «осовременивание» прошлого. Проблема адекватного перевода исторических терминов и понятий. Перевод как истолкование. Практика адаптаций. Следование историческому (и социальному) смыслу слова.

Метод деконструкции текста: поиски скрытых («спящих») смыслов.

 

Формационный и цивилизационный подходы к истории.

Принцип системности в изучении истории. Социальная система и исторические структуры. "Глобальная история". Концептуальные модели исторического развития. Однолинейный и многолинейный взгляды на историю. Формационные теории. Теория К. Маркса, Ф. Энгельса. Исторический материализм. Достоинства и недостатки формационного подхода.

Теория «вызова – ответа». Дж. Тойнби. Понятие «менталитета». Трактовки термина «цивилизация». Цивилизационные теории. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода.

Соотношение формационного и цивилизационного подходов к осмыслению прошлого в современном историческом знании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: