7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




В активной и интерактивной форме проводятся все семинарские занятия, посвященные разбору конкретных ситуаций, а также коллоквиум (в форме деловой игры: «Защита диссертации “О роли личности в истории”»).

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

1. Для самостоятельной работы студентам рекомендуется пользоваться учебным пособием: Гладышев А.В. «Вопросы об истории» (электронный носитель). После изучения соответствующей главы пособия, прочитать документы, приведенные в конце этой главы и ответить на вопросы. Для углубленного изучения темы привлекается соответствующая специальная и дополнительная литература (см. п. 7).

2. При подготовке к семинарским занятиям используется вышеуказанное пособие, а также специальная литература.

 

Тематика семинарских занятий:

Тема 1. Античный историзм

Литература:

Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973;

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987;

Вейнберг И.П. Рождение истории (историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тыс. до н.э.). М., 1993;

История и память. Историческая культура Европы до начала нового времени. М., 2006;

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980;

Олкер Х.Р. Волшебные сказки, трагедии и способы изложения мировой истории // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987;

Зверева В. В., Парамонова М. Ю., Репина Л. П. История исторического знания. Пособие для вузов. М., 2008.

 

Тема 2. Средневековый историзм

Литература:

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.

Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века. XII-XIII вв. // Научно-исторический журнал. 1914. Т. 1. Вып. 2. С. 10-28.

Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М., 2003.

Мелик-Гайказова Н.Н. Французские хронисты ХIV в. как историки своего времени. М., 1970.

 

Тема 3. Историзм эпохи Возрождения

Литература:

Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма М., 1998;

Бобкова М.С. Историческое знание в ХV-ХVIII вв. М., 2001;

Бобкова М.С. Преемственность и новации в исторической культуре позднего Средневековья и начала Нового времени // История и память. М., 2006.

Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2002.

Гутнова Е. В. Гуманизм и первые шаги буржуазной исторической мысли // Вопросы истории. 1965. № 2.

Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1988.

 

Тема 4. Историзм ХVII-XVIII вв.

Литература:

Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории ХVIII-XIX вв. (теория прогресса). Иваново-Вознесенск, 1925.

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950;

Казарин А.И. Тюрго как философ и историк // Французский ежегодник. 1961. М., 1962;

Косминский Е.А. Вольтер как историк. М.; Л., 1981;

Кузнецов В.Н. Французский материализм ХVIII в. М., 1981;

Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1974;

Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. М.; Л., 1951.

Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1964. Т. 1-2.

Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

Руссо Ж.Ж. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми //Трактаты. М., 1969.

Вольтер. Собр. соч. в 3 т. М., 1998.

 

Тема 5. Историзм к. ХVIII- н. ХIХ вв.

Литература:

Барг М.А. Исторический факт: структура, форма, содержание // История СССР. 1976. № 4;

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

Реизов Б.Г. Ф ранцузская романтическая историография. Л., 1956, (https://vive-liberta.narod.ru/biblio/reisov_romantiq_historiogr.pdf)

Местр Ж. де. Размышления о Франции. М., 1997.

Вебер Б.Г. Историографические проблемы. М., 1974.

Алпатов М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века. М.; Л., 1949.

Плеханов Г.В. Французские историки времен Реставрации //Сочинения. М.; Л., 1925. Т. 8.

Тьерри О. Избранные сочинения. М., 1937.

Федосова Е.И. Франсуа Гизо: историк и государственный деятель // Новая и новейшая история. 1997. № 2.

 

Тема 6. Язык источника

Литература:

Бенвенист Э. Цивилизация. История слова. Общая лингвистика. М., 1974;

Будагов Р.А. История слов в истории общества. М., 1971;

Ильин М. В. «Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий». М., 1997.

Лафарг П. Язык и революция. М.; Л., 1930.

Одиссей 2002. Человек в истории. Слово и образ в средневековой культуре. М., 2002.

Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003

Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. М., 1991;

Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987;

 

Тема 7. Формационный и цивилизационный подходы к истории.

Литература:

Воробьева О.В. Парадоксы восприятия А.Тойнби в современной российской историографии // Диалог со временем. Вып. 4. М., 2001.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Цивилизации. М., 1993.

 

3. Помимо оценки ответов студентов на семинарских занятиях текущий контроль успеваемости осуществляется путем проведения контрольной работы (выполняется в форме письменного эссе + тестовый материал) и коллоквиума.

Тематика эссе к контрольной работе:

 

А) История – наука или искусство;

Б) «Тотальная история» и «микроистория»: плюсы и минусы;

В) Зачем сегодня нужна история?

Г) Повествовательные исторические источники и «принцип объективности»;

Д) Понятие «исторического факта» и точки зрения на его место в историческом исследовании;

Е) Историческое сознание и социальная память: их специфические черты и взаимодействие.

 

Литература к коллоквиуму «Роль личности в истории»:

 

Карлейль Т. Герои и героическое в истории. Публичные беседы Томаса Карлейля. СПб., 1891. См.: Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории (любое издание)История через личность: историческая биография сегодня. М., 2005. (Рец.: Айзенштат М.П. // НиНИ. 2006. № 4)

 

Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

1. Предмет истории

2. История как наука

3. Основные направления тематической специализации исторических дисциплин.

4. Вспомогательные исторические дисциплины.

5. Междисциплинарность.

6. Роль и общественное значение истории. Эстетическая и воспитательная функции истории.

7. Научно-познавательная и прогностическая функции истории.

8. Мировоззренческая или идентификационная функция истории

9. История и политика

10. История и нравственность

11. Прошлое и современность в сознании историка

12. Историческое сознание: его зарождение и специфические черты

13. Социальная память и ее специфические черты

14. Основные этапы развития исторического сознания: античный историзм

15. Основные этапы развития исторического сознания: средневековый историзм

16. Основные этапы развития исторического сознания: историзм эпохи Возрождения

17. Основные этапы развития исторического сознания: историзм ХVII-XVIII вв.

18. Основные этапы развития исторического сознания: историзм к. ХVIII- н.ХIХ вв.

19. История и время, проблемы периодизации и множественности времен.

20. Граница между прошлым и современностью, особенности «истории настоящего».

21. Концепция «конца истории».

22. Исторические источники, их роль, классификация и основные этапы работы с ними

23. Письменные источники, особенности их анализа.

24. Исторические факты, их специфика и классификация.

25. Детерминистическая концепция истории: предпосылки, причины и законы в истории.

26. Исторические альтернативы и историческая наука.

27. Роль личности в истории.

28. Язык истории: источники.

29. Язык истории: историки.

30. Формационный и цивилизационный подходы к истории.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987;

Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1986;

Бердинских В.А. Ремесло историка в России. М., 2009; Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980;

Дербов Л.А. Введение в изучение истории. М., 1981;

Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976;

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980;

Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000;

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997;

Салов В.И. Исторический факт и современная историография // Новая и Новейшая История. 1973. № 6;

Серто М. де. Разновидности письма, разновидности истории // Логос. 2001. № 4. С. 7—18

Тош Дж. Стремление к истине. М., 2000

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

«Цепь времен»: проблемы исторического сознания. М., 2005.

 

б) дополнительная литература:

Барг М.А. Исторический факт: структура, форма, содержание // История СССР. 1976. № 4;

Бобкова М.С. Историческое знание в ХV-ХVIII вв. М., 2001;

Бородкин Л.И., Чвалетов Т.Я. Электронные ресурсы в изучении истории России ХХ века. М., 2002;

Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991

Гуревич А.Я. Конец света или карнавал? // Одиссей. Человек в истории. 2003;

Гуревич А.Я. Что такое исторический факт // Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М., 1969;

Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2001;

Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка М., 1979;

Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХI в. // Вопросы Истории. 1996. № 4;

Историк и художник // Отечественная история. 2002. № 1;

Йейтс Ф. А. Искусство памяти. СПб.: Унив. кн., 1997.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки / Итоги XX столетия: Учебное пособие. М., 2000;

Карр Э. Что такое история? М., 1988;

Кузьмин А.Г. Писатель и история // Кузьмин А.Г. К какому храму ищем мы дорогу? (История глазами современника). М., 1989;

Парфенов И.Д. Нравственная оценка исторических событий // Новая и новейшая история. Вып. 15. Саратов, 1995;

Поляков Ю.А. Историческая наука: Люди и проблемы. М., 1999;

Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. М., 2000;

Пуанкаре А. О науке. М., 1990;

Пушкарев Л.Н. Содержание и границы понятия «общественная мысль» // Вопросы Истории. 1992. № 3.

Рикер П. Время и рассказ. М.,; СПб., 2000;

Серто М. де. Искаженный голос: Речь бесноватой // Новое Литературное Обозрение. 1997. № 28. С. 10—28;

Февр Л. Бои за историю. М., 1991;

Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарного знания. М., 1977;

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

all-ebooks.com/.../60660-stremlenie-k-istine.-kak-ovladet.html (Тош Дж. Стремление к истине. М., 2000);

https://magazines.russ.ru/nlo/2002/54/gavr.html (Гавришина О. История и теория, или Современный образ исторической дисциплины // Новое литературное обозрение. 2002. № 54);

https://abuss.narod.ru/Biblio/febvre1.htm (Февр Л. Историзирующая история. О чуждой для нас форме истории // Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 67-71);

https://ec-dejavu.ru/w/Work_Febvre.html (Февр Л. Труд: эволюция слова и понятия // Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С.364-371);

https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000655/ (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991);

https://www.traditio.ru/holmogorov/projects/theorhistory/bloch/index.htm (Блок М. Апология истории, или Ремесло историка
М., 1986);

https://www.opentextnn.ru/history/?id=2632 (Дербов Л.А. Введение в изучение истории. М., 1981);

https://www.twirpx.com/file/257931/ (Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980);

https://mirknig.com/knigi/history/1181330464-dvenadcat-urokov-po-istorii.html (Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000);

https://window.edu.ru/window_catalog/files/r66718/8.pdf (Калимонов И.К. Основы научных исследований (зарубежная история). Практикум (тексты для самостоятельного изучения). Казань, 2006)

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/smir_kaksled.php (Смирнов И. Как (не) следует преподавать историю)

https://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/DANGER/CONTENT.HTM (Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992);

https://mx.esc.ru/~assur/ocr/semenov/semenov.htm ( Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003 )



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: