МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР
Класс
Максимальная оценка – 100 баллов
Время на подготовку – 2 часа
I тур — 1 час 30 минут — (максимальная оценка — 85)
1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):
1. М. М. Щербатов, М. М. Херасков, А. П. Сумароков, Н. И. Панин — ________________
_____________________________________________________________________________
2. 1755 г., 1802 г., 1804 г., 1819 г.— ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. И. Каподистрия, К. Нессельроде, А. И. Горчаков — _______________________________
_____________________________________________________________________________
2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов):
1. 1812 г., 1829 г., 1833 г., 1878 г. — ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Н. Новосильцев, М. Сперанский, В. Кочубей, П. Строганов — ______________________
_____________________________________________________________________________
3. 1700 г., 1706 г., 1708 г., 1709 г. — ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Дополните логический ряд (4 балла):
1. _______ г. (1) – сражение при Гросс-Егерсдорфе, 1758 г. – сражение при Цорндорфе, 1759 г. – сражение при ___________________ (2) – крупнейшие полевые сражения русской армии в Семилетнюю войну;
2. Петропавловская крепость - ________________ (3), Адмиралтейство – И. К. Коробков, _________________ (4) - Франческо Бартоломео Растрелли – архитектурные ансамбли и их архитекторы в Санкт-Петербурге в первой половине – середине XVIII века.
4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):
1. Лифляндия - ___________________ 2. Курляндия -___________________
3. г. Дерпт - ____________ 4. Каменный пояс -________________
5. Разведите понятия (6 баллов):
Термин | Общее | Различное |
Коллегия | ||
Министерство |
Термин | Общее | Различное |
Барокко | ||
Классицизм |
6. Краеведение. Соотнесите литератора XIX века с имением, в котором он творил (4 балла):
|
1. Боратынский Е. А. а. Даровое
2. Достоевский Ф. М. б. Мураново
3. Вяземский П. А. в. Середниково
4. Лермонтов М. Ю. г. Остафьево
5. Пушкин А. С.
Литератор | |||||
Усадьба |
7. Заполните пропуски в тексте (6 баллов):
«Указом о ________________ (1) от 23 марта 1714 г. разрешалось право для дворян передавать по наследству свои земельные владения. Таким образом, прекращало действие _________________ (2) землевладение, придуманное еще Иваном Третьим. Кроме того, в результате действия этого указа форма землевладения, существовавшая у дворян - __________________ (3) автоматически превращалась в форму землевладения, бывшую дотоле у бояр - ___________________ (4). Таким образом, последние различия между боярством и дворянством стирались. Наконец, еще одним нововведением этого указа стало обязательное введение ___________________ (5), когда все имение переходило лишь к одному наследнику (чаще всего, старшему сыну) и, таким образом, прекращалось дробление имений. В результате действия указа должен был возникнуть слой ____________________ (6) дворянства, у которого, таким образом, пропадали источники дохода с имения. Предполагалось, что вся эта масса дворян двинется в армию, государственное управление и на флот».
8. В истории существует немало поговорок. Объясните значение некоторых из них, а также их происхождение (4 балла):
1. «Сгинул, как Бекович под Хивой»-_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
|
___________________________________________________________________________
2. «Мал золотник, да дорог» -___________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (3 балла):
1. Гангутское сражение (1714 г.) было единственным крупным сражением парусных флотов за всю Северную войну (1700-1721 гг.)________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Во второй половине правления Екатерины Второй фактически функционировали на общеимперском уровне лишь три коллегии – Военная, Адмиралтейств и Иностранных дел – функции всех остальных были в введении губерний ______________________________
____________________________________________________________________________
3. Со взятием Измаила (1790 г.) серьезные военные действия между Россией и Османской империей в русско-турецкую войну 1787-1791 гг. прекратились, а Стамбул пошел на быстрое заключение Ясского мира_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Назовите даты (точный год) следующих событий (6 баллов):
1. С которого Россия прекратила импорт оружия - _______ г.
2. В котором было начато проведение первой губернской реформы России - _______ г.
3. Когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи - ________ г.
4. Когда русские войска впервые в своей истории вошли в Берлин - ________ г.
5. В который было ликвидировано гетманство на Украине - _________ г.
6. Когда русские войска впервые участвовали в боевых действиях в западной части Европы - _________ г.
11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):
1. Известно, что в правление Петра Первого было построено два крупных военно-морских флота. Один из них – Балтийский – для борьбы со шведами. А где и для каких целей создавался второй флот? __________________________________________________________
|
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Известно, что черкесами в России XVII – начала XVIII вв. называли представителей ряда северокавказских народов. А кого называли черкасами? __________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Хорошо известно, что казаки в XVII- начале XX вв. активно использовались для охраны южных и восточных границ. А чем занимались линейные казаки? __________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Ниже даны таблица и графики. Ответьте на вопросы к ним (6 баллов):
Расходы России в начале XVIII века
Год | Общая величина расходов | В том числе на армию и на флот |
1701 г. | 2 500 тыс. рублей | 964 тыс. рублей |
1710 г. | 3 834 тыс. рублей | 3 010 тысяч. рублей |
Процент (%) расходов на армию и на флот к общему числу расходов государства
1701 год 1710 год
1. Во сколько раз увеличились расходы на армию и флот за 1701-1710 гг.? Объясните причины роста. __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Что позволило государству увеличить общую величину расходов в указанный период? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Как бы вы назвали бюджет с такой составляющей военных расходов? _______________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, уменьшалась или увеличивалась доля военных расходов в дальнейшем, в 1711-1721 гг.? Очень ли быстро, с Вашей точки зрения, шло данное изменение военных расходов? Объясните причины. ___________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов).
«Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранилось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо. И для того исстари, ныне, да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются… Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве, и пользоваться нижеписанными правилами, выгодами, отличиями и преимуществами. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии».
1. Как называется этот документ? ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Дайте датировку данного документа___________________________________________
3. В чье правление был составлен этот документ? ___________________________________
4. Почему именно дворянству предназначался столь широкий круг разрешенных свобод? _
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Были ли подобные по содержанию документы составлены для других сословий? Как они назвались? _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (5 баллов):
1. Соляной бунт а. Приход Наполеона к власти
2. Полтавская битва б. Казнь Карла Первого в Англии
3. Кючук-Кайнарджийский мир в. Независимость Голландии
4. Первое ополчение г. Присоединение Шотландии к Англии
5. Итальянский поход А.В. Суворова д. Начало войны за независимость США
Событие отечественной истории | |||||
Событие всемирной истории |
Ниже даны изображения 6 выдающихся полководцев Российской империи в XVIII-XIX вв. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов).
1. 3. 5.
2. 4. 6.
Название группы (критерий выделения) | ||
Номера полководцев (в скобках назовите их) | _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ |
В следующем году будет отмечаться 200-летие Отечественной войны 1812 г. Ниже даны отрывки описаний крупнейших сражений этой войны. Ваша задача – датировать с точностью до месяца каждый отрывок и расположить их в хронологическом порядке (5 баллов).
1. «Наполеон, понимая, что, пока русская армия цела, говорить о победе не приходится, решился на последний, по его мнению, удар. … главные силы французской армии после некоторой передышки возобновили наступление. Они стремились фланговым движением вдоль левого берега Днепра выйти к Смоленску, занять его, и, оказавшись в тылу русских армий, навязать им сражение… »______________
2. «…отступавшая из России армия Наполеона оставила Смоленск и направилась к Орше. Ей наперерез выдвигалась осуществлявшая параллельное преследование русская армия (генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов)…Кутузов планировал ударом с юго-востока и востока овладеть Красным, а одним отрядом обойти его с юга и в районе села Доброе (3 км западнее Красного) преградить противнику путь отхода на запад…»_______________
3. «Завершив подготовку русской армии к контрнаступлению [в Тарутинском лагере], М. И. Кутузов направил первый удар против французского авангарда под командованием маршала И. Мюрата, который располагался на берегах реки Чернишни…»______________
4. «Замысел русского командования состоял в том, чтобы корпусом генерала П. Х. Витгенштейна и 3-ей русской армией адмирала П. В. Чичагова с юга занять оборонительную позицию по рекам Улла, Березина и отрезать Наполеону пути отхода на запад…» ___________________
Хронологическая последовательность: ______ — _______ — ______ — ________
17. На 2012 г. приходится 550-летие начала правления Ивана Третьего. Поэтому Вам предлагается распределить ведущих деятелей культуры в его правление, а также правление его сына Василия Третьего по трем колонкам (3 балла):
Пахомий Логофет, Алевиз Новый, Вассиан Патрикеев, Нил Сорский, Филофей, Максим Грек, Аристотель Фиораванти, Иосиф Волоцкий