Методические рекомендациидля практических занятий
Тема речевого общения: Аналитическая диагностика острых отравлений. Особенности анализа и интерпретации результатов исследования при проведении аналитической диагностики острых отравлений. Возможности клинической диагностики.
Диалог в учебно-профессиональной сфере.
Курс: 4
Дисциплина: профессиональный русский язык
Составитель: доц.Даркембаева Р.Д
2015.
I. Тема речевого общения: Аналитическая диагностика острых отравлений. Особенности анализа и интерпретации результатов исследования при проведении аналитической диагностики острых отравлений. Возможности клинической диагностики. Диалог в учебно-профессиональной сфере.
II.Цель: сформировать понятие о типах диалогов в учебно-профессиональной сфере.
III. Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция: сформировать навыки составленияпрофессиональных диалоговв соответствии с нормами русского языка на основе изучаемых специальных дисциплин.
IV. Основные вопросы темы: Функциональные типы диалогов: диалог-расспрос, диалог-беседа, диалог-дискуссия. Реплики-стимулы и реплики-ответы.
V.Методы обучения и преподавания: Репродуктивный: выполнение устных и письменных заданий с выявлением и характеристикой изучаемых типов диалогов.
Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала. групповое обсуждение материала
Наглядный: использование таблиц, опорных схем.
Инновационный: работа в микро группах, решение ситуационных заданий, составление трехъязычных диалогов;прием «Толстый и тонкий вопросы»
Задание 1. Ознакомьтесь с диалогом фармацевта-провизора с покупателем (клиентом). Продемонстрируйте его в лицах.Данный пример показывает как правильно нужно вести диалог с покупателем, то есть быть вежливым, приветливым, спокойным, рассудительным, профессионалом своего дела.
|
Покупатель (женщина средних лет): Здравствуйте! Что вы можете порекомендовать от аллергии?
Фармацевт: Вы принимали что-либо от аллергии ранее?
Покупатель: Нет, раньше я не сталкивалась с этой проблемой. Мне нужно что-то недорогое, но эффективное. Главное, чтобы лекарство помогало, но при этом было безопасным.
Фармацевт: В данном случае вам необходим Супрастин®. Это лекарство врачи назначают как препарат первого выбора при лечении большинства аллергических реакций. Безопасность применения Супрастина® доказана многочисленными клиническими испытаниями и длительным опытом применения.
Покупатель: А при кожном зуде Супрастин® поможет?
Фармацевт: Да, таккак Супрастин® обладает в том числе выраженным противозудным действием.
Покупатель: А как быстро действует Супрастин®? Как его принимать?
Фармацевт: Действие препарата начинается уже через 15 минут после приема. Взрослым рекомендуется принимать Супрастин® по 1 таблетке 3 раза в сутки во время еды.
Покупатель: А цены, наверное, на это чудо-лекарство кусаются.
Фармацевт: Если говорить о стоимости Супрастина® по сравнению с другими препаратами от аллергии, то данное лекарство очень выгодно по цене. Одной упаковки хватит на 5-7 дней, что составляет базовый курс приема.
Покупатель: А может, мне еще с врачом проконсультироваться…..
Фармацевт: Консультация врача необходима в любом случае, но все равно врач для стартовой терапии на начальном этапе лечения, скорее всего, назначит вам Супрастин®, а потом по результатам обследования сможет скорректировать свои предписания.
|
Покупатель: Да, вероятно, вы правы.
Фармацевт: Насколько я понимаю, Супрастин® вам подходит в данном случае?
Покупатель: Судя по всему, препарат мне подходит. Наверно, я его возьму.
Ниже представлен пример того, какой диалогическая речь стала в последнее время. Чаще всего провизоры забывают о деонтологии, и ведут себя с покупателями довольно таки «прохладно» и «спустя рукава».
Покупатель: У вас конкор есть?
Фармацев: Какая дозировка?
Покупатель: 5 мг
Фармацевт: Сколько таблеток? 30 или 50?
Покупатель: Давайте 30.
Фармацевт: 1200 тенге.
Покупатель. Хорошо. А ремантадин?
Фармацевт. 2500 тенге.
Покупатель. И еще бронхолитин.
Фармацевт. Рецепт у вас есть?
Покупатель. Нет.
Фармацевт. Он только по рецепту.
Покупатель. Хорошо, тогда все.
Фармацевт. С вас 3700 тенге.
Задание 2. Прочитайте текст. Назовите функциональные типы диалогов. Скажите, какова цель различных типов диалогических построений?
В зависимости от целей, которые ставят перед собой выступающие в речевое общение, выделяются различные типы профессиональных диалогических построений. Коммуникативные цели обусловили появление следующих функциональных типов диалогов, которые требуют проявления общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой личных учебно-речевых ситуаций, а также кроме общих, каждый тип диалога предполагает наличие частных коммуникативных умений. Это следующие умения в учебно-профессиональном диалоге: Фармацевт – провизор - клиент (покупатель):- диалог-запрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно интонировать высказывание; умение уместно использовать разнообразие реплики – стимулы; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить дополнительную информацию (Например: Запрос информации о наличии лекарственных средств, препаратов и т.д.);
- диалог-сообщение информации: умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел на произносительном уровне; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику (Н-р: Достоверная информация об имеющихся лекарственных препаратах, средствах; рекомендации и др.);
- диалог-побуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тоном произнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения в реплике – стимуле; умение уточнить задание (Н-р: Административная работа, должностные и общественные обязанности сотрудников аптеки, фармацевтической компании (Заведующий аптекой (администрация фармкомпании) – персонал аптеки, коллектив);
- диалог-расспрос, дискуссия: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить коммуникативно-целесообразную стратегию и тактику речевого поведения .(Н-р: (Диалоги специалистов в области медицины в процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута на актуальные проблемы в профессиональной деятельности).
|
Реплика, открывающая диалогическое единство, определяющаясодержание и форму следующего за ним высказывания называется репликой-стимулом. Эта реплика дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно и побуждает собеседника к ответной реплике или действию.
Ответная реплика - реплика-реакция.Важным видом диалога в этом плане признается вопросно-ответный комплекс. Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-п противоречия, согласия, добавления, реплики,сопровождающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы диалогов (Д).: Д.-противоречие, Д.-спор, Д.-объяснение), Д.-сообщение, Д.-обсужде-ние, Д.-беседа).
Задание к тексту:1. Выработайте тактику речевого поведения в зависимости от ситуации, возраста, социального статуса адресата.Обратитесь к: 1) пациенту – пожилому человеку, который пришел к вам на прием и забыл, к какому участку он относится; 2) пациентке – пожилой женщине, которая возмущается тем, что очень большая очередь к врачу, с целью успокоить ее; 3) к маленькому мальчику, который боится врача и не заходит в его кабинет.
2. Опираясь на изученный материал, составьте разные виды диалогов-расспросов на тему: «Фармацевт-провизор и покупатель», используя реплики-стимулы, реплики-ответы. Переведите их на казахский и английский языки. Продемонстрируйте в лицах.
Задание 3. Прочитайте.Составьте по данным образцам диалоги на казахском и английском языках.
А.Пациент: Доктор, вы мне выписали препарат “Конкор” и предупредили, что он только-только появился в аптеках. А что это за лекарство?
Врач: Конечно! Это препарат – последняя новейшая разработка фармацевтической компании “Никомед”. Он отличается от других препаратов этой группы продолжительностью действия – 24 часа, его можно принимать 1 раз в сутки, у него отсутствуют такие побочные действия, как брадикардия и бронхоспазм.
Б.Пациент: Доктор, вы мне прописали антибиотик “Амоксицилин”. Как его принимать?
Врач: Вы должны его принимать 4 раза день по 1 таблетке до еды. Но антибиотики всегда пьют с противоаллергическими препаратами. Возьмите “Кларитин” - он длительного действия и не вызывает сонливости. С антибиотиками обязательно надо принимать поливитамины. Я Вам рекомендую взять “Алфавит”, например. Кроме этого, антибиотики влияют на микрофлору кишечника. Поэтому после лечения амоксицилином пропейте “Линекс”. Он способствует восстановлению микрофлоры.
Пациент: Спасибо большое за консультацию.
Задание 4. Продолжитедиалоги, вместо точек вставляя подходящие реплики,
следующим образом: 1)удивитесь сказанному; 2) уточните утверждение; 3) опровергните.
1)- Мне удалось побывать в новой клинике.
- ….
2)- Я получила полезную информацию о БАДах.
- …
3)- Считаю, что не следует увлекаться БАДами.
-….
Задание 5. Прочитайте по ролям диалог-волеизъявление. Определите, какими средствами выражается волеизъявление? Докажите, что этот диалог связан с естественной профессиональной деятельностью. Соответствует ли речь врача требованиям культуры речевого поведения? Если да, то почему?
Пациент: Доктор, вы рекомендовали мне настойку боярышника. Посмотрите, вот эта настойка?
Врач: Да, правильно, эта.
Пациент: Вы не сказали, мне надо 25 мл или 100 мл. Скажите, пожалуйста.
Врач: Можно и эту настойку.
Пациент: Доктор, тут срок годности плохо виден. Вы можете посмотреть?
Врач: Конечно, срок годности не истек.
Пациент: Доктор, тут флакон что-то плохо закрыт. Может быть другой взять?
Врач: Нет, флакон достаточно плотно закрыт.
Пациент: Доктор, можно мне вместо настойки боярышника попить настойку пустырника?
Врач: Пожалуйста.
Задание 5. Укажите в предложениях слова, при удалении которых предложения не теряет смысла. Используя данные примеры, составьте учебно-профессиональные диалоги.
1)Каждая фармацевтическая компания получила возможность, скажем так, использовать современные инновации. 2)Я посетил, будем так говорить,круглосуточнную социальную аптеку. 3) Обсуждение вопроса с новыи ценами на лекарственные средства, так сказать, затягивается. 4)Буквально через несколькоминут я пошёл с рецептом врача в ближайшую аптеку.5) Значит, я покупаю лекарство. 6) Понимаешь, мне очень нужен этот словарь фармацевтических терминов. 7) Понимаете, этот лекарственный препарат очень дорогой.
Задание 6. Работа по микрогруппам: Составьте микродиалоги по заданным ситуациям: «Провизор и покупатель», «В аптеке», «Беседа фармацевта и посетителя аптеки». Продемонстрируйте их в лицах.
Задание 7. Прием «Толстый и тонкий вопросы». Прочитайте текст по абзацам и сформулируйте микротему каждого абзаца. Заполните таблицу: в левую графу запишите 3-5 вопросов, предполагающих развернутый ответ, а в правую – 3-5 вопросов, предусматривающих однозначный ответ.
Аналитическая диагностика острых отравлений
Диагностика острых отравлений направлена на установление химической этиологии данного острого заболевания в результате воздействия на организм определенного количества химического вещества, обладающего токсическими свойствами. При оказании помощи больным (пораженным) с острыми отравлениями необходимы быстрота и точность в постановке диагноза и проведении неотложной терапии, от чего и будет зависеть исход отравления.
Диагностика острых отравлений складывается из трех основных видов диагностических мероприятий: клинической, лабораторной, и патоморфологической.
Клиническая диагностика основана на данных анамнеза, результатах осмотра места происшествия отравления и выделения в клинической картине специфических симптомов интоксикации каким либо токсическим веществом или ядом.
Лабораторная токсикологическая диагностика острых отравлений основана на экстренном определении токсических веществ в организме, в количественном или в качественном отношении, а также на биохимических исследованиях, направленных на обнаружение характерных для данной патологии расстройств функции системы крови, печени, почек и др..
Для диагностики желательно использовать инструментальные экспресс-методы определения токсических веществ в биологических средах организма (кровь, моча, спиномозговая жидкость и др.), обладающие достаточной точностью и специфичностью, что особенно важно в случаях тяжелого отравления, для правильного выбора метода активной детоксикации организма – гемодиализа, перитониального диализа, гемосорбции и др., направленных на ускоренное выведение обнаруженного токсического вещества.
В диагностике отравлений широко используются и другие дополнительные методы исследования (рентгенологические, функциональной диагностики), а также привлекаются врачи-специалисты (психиатр, невропатолог, оториноларинголог, хирург и др.).
Патоморфологическая диагностика острых отравлений включает, кроме судебно-медицинских вскрытий трупов погибших, судебно-химическое исследование трупного материала для идентификации химического вещества, вызвавшего отравление. В настоящее время судебно-медицинские эксперты часто пользуются данными прижизненной лабораторной токсикологической диагностики, так как широкое применение новых методов детоксикации(гемодиализ, перитониальный диализ и др.) приводит к тому, что непосредственной причиной смерти становятся не острые явления интоксикации, а их осложнения, в первую очередь пневмония и печеночно-почечная недостаточность в более позднем периоде заболевания (иногда через 2-3 недели), когда само токсическое вещество, вызвавшее отравление, в организме уже не определяется.
? | ? |
Вопросы, которые предполагают развернутый ответ. | Вопросы, которые предполагают однозначный краткий ответ. |
Задание 7. Прочитайте про себя предложения. Подумайте, уместно ли употребление в выделенных слов в диалогах? Объясните нарушение лексических норм.
Нового заведующего аптекой представили этаким полиглотом: он и фармацевт, и врач, и руководитель. 2)Этот фармацевт-провизор пользовался в коллективе особым приоритетом. 3) Медицинские работники призваны двигать вперёд научно-технический прогресс. 4) Всё это затрудняет предсказание точного прогноза заболевания. 5)У нас в аптеке появилась свободная вакансия.
Задание 8. Спишите, вставляя вместо точек один из синонимов. Мотивируйте свой выбор.
1) Волнуясь за здоровье дочери, он советовался с … (знающий, компетентный, сведущий) врачами. 2)Дня через два организм вырабатывает … (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает. 3) На совещании они заняли … (негативный, отрицательный) позицию, отклонив … (конструктивный, плодотворный) предложение. 4) Все свое внимание ученый …(сконцентрировать, сосредоточить) на исследовании лекарственных растений.
Задание8. Работа в микрогруппах. Сформулируйте вопросы, предполагающие однозначный ответ. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.