Ключ к шкалам
«Физическая агрессия»: 1+, 9 -, 17-, 25+, 33+, 41-, 48+, 55+, 62+, 68+. Коэффициент 10.
«Вербальная агрессия»:7+,15+,23+,31+,39-,46+,53+,60+,66-,71+,73+,74-,75-.
Коэффициент 8.
«Косвенная агрессия»: 2+, 10-, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-,56+, 63+. Коэффиц.11.
«Негативизм»: 4+, 12+, 20+, 28+, 36-. Коэффициент 20.
«Раздражение»: 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+. Коэффициент 9.
«Подозрительность»: 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-. Коэффициент 10.
«Обида»: 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44-, 51+, 58+. Коэффициент 13.
«Чувство вины»: 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+. Коэффиц.11.
Проанализировать результаты, сделать выводы, заключения, рекомендации.
Творческое задание (для самостоятельной работы).
Составить программу коррекции агрессивных реакций у школьников.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите факторы, определяющие стрессоустойчивость человека
2. В чем причины роста агрессивных реакций детей в современной школе?
3. В чем состоят негативные последствия для ребенка, подростка повышенной эмоциональнолй реактивности, проявляющейся в агрессивном поведении?
Рекомендуемая литература
1.Пахальян В. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст (серия «Практическая психология»).СПб, «Питер», 2006
2. Агрессия у детей и подростков (под ред. Платоновой Н.М.). СПб, «Речь», 2006
Занятие 10.
Тема: Профилактика чрезмерного психоэмоционального напряжения (ПЭН): методы развития физического и психического здоровья
ТЕОРИЯ: Характеристика ПЭН: роль в нарушении психофизического здоровья.
Чрезмерное психоэмоциональное напряжение в современных науках о связи процессов в нервной системе и психике (психофизиология, нейрофизиология) признано ведущей причиной нарушения как соматического, так и психического здоровья, которые у человека образуют целостное единство, называемое психофизическим здоровьем.
Здоровье – норма и гармония генетического, физического, психического и социального состояния и развития индивида, рода (поколений семьи) и народа (Ростовцев В.Н., 2004).
ПЭН вызывается комплексом стрессоров, влияющих на человека. В привычных условиях жизнедеятельности человека система его жизнеообеспечения (СЖО) стабильна и человек к ней адаптирован. Быстрое изменение привычной СЖО: при переезде в контрастную климатическую зону или ее разрушение вследствие природных и/или социальных катастроф создает условия жизнедеятельности людей, которые называют экстремальными. Совокупность реакций организма и психики на экстремальные условия приводит в действие в организме и психике процессы краткосрочной и долгосрочной адаптации. Происходит мобилизация адаптационных резервов ЦНС и ГМ, управляющих адаптационными перестройками на всех уровнях организма. Психологическая адаптация зависит от свойств психики (тип темперамента) и личностных процессов (типа личности), направленности и процессов копинга (совладания с трудностями). Недостаточность адаптационных резервов и несовершенство нервной регуляции адаптационных перестроек организма, психологических и физиологических взаимодействий приводят к НАРУШЕНИЮ адаптационного процесса, проявляющееся на самых ранних стадиях как чрезмерное ПЭН. ПЭН – это прежде всего состояние повышенной эмоциональной реактивности – нестабильность эмоциональной сферы человека, физиологической основой которой является дибаланс процессов возбуждения и торможения в коре мозга. Возникновение и степень ПЭН определяются индивидуальными физиологическими и психологическими особенностями, воспитанием и культурой человека.
Функциональное состояние – интегральный комплекс характеристик физиологических функций организма и психологических качеств личности человека, которые создают возможность выполнения им определенной деятельности» (Маклаков А.Г., 2006).Например, предстартовое состояние спортсмена создает возможность выполнения им соревновательной деятельности.
ЗОЖ человека предполагает овладение методами профилактики, самоконтроля и развития физического и психического здоровья. Ведущим в формировании физического здоровья является оптимальная, дозированная в соответствии с возрастом и здоровьем, двигательная активность человека, которая необходима как для соматического, так и психического здоровья. Для психического здоровья главным условием является осознанная, с ведущим участием интеллекта, саморегуляция и самоконтроль своих эмоций, поведения и деятельности, основанная на оптимальной активности коры лобных долей ГМ.
Для диагностики ПЭН в психологии используют тесты оценки эмоциональной реактивности по такому ее проявлению как тревожности (Хван, Зайцев, 2005).