Цель урока:
Обучающая: актуализировать и изучить основные понятия, их значение. Проверить знания и оценить.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление обучающихся, память, точность в расчётах.
Воспитывающая цель: воспитывать дисциплину, аккуратность, добросовестность, ответственность за точность расчётов.
Тип урока:
Изучение нового материала (урок освоения новых знаний)
Цель: познакомиться с общей характеристикой репродуктивного здоровья человека и общества в целом, с основными критериями, определяющими репродуктивное здоровье человека и общества.
Понятие репродуктивного здоровья происходит от слова репродукция.
Репродукция биологически – это воспроизведение организмами себе подобных, то же, что и размножение.
Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.
Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то человек, наделённый разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учётом социальных запросов общества. Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребёнка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции. Исходя из этого, репродуктивное здоровье можно определить как основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребёнка и воспитания здорового поколения.
|
Запомните!
Лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.
Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения своих повседневных потребностей. Семья способствует развитию личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию – рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми. Передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция. Степень выполнения этих функций характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи как первичной ячейки общества и общества в целом.
Поэтому одним из критериев репродуктивного здоровья можно считать устойчивую мотивацию человека на создание прочной семьи и выработку у себя качеств хорошего семьянина.
Уровень репродуктивного здоровья семьи и общества характеризует ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, непосредственно влияет на демографическую обстановку в стране, на обеспечение воспроизводства и демографической безопасности государства и представляет собой обобщающий критерий, итог всего комплекса факторов, характеризующих состояние репродуктивного здоровья человека и российского общества.
|
Демографическая ситуация в России, сложившаяся в последние годы (начиная с 1992 г.), характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью и сокращением численности населения (в среднем на 800 тыс. человек в год) и рассматривается как демографический кризис.
Таким образом, репродуктивное здоровье российского общества в целом в настоящее время можно оценить только неудовлетворительно.
Изменение демографической ситуации в России можно решить путём восстановления привлекательности семейной жизни, осознания каждым гражданином необходимости соблюдения норм здорового образа жизни в каждой семье, среди отдельных людей и в обществе в целом.
Здоровый образ жизни и прочная семья – это неразделимые понятия, к которым человек должен приобщаться с раннего детского возраста. Семья – это исток жизни, в ней коренится всё, что способствует духовому, физическому и социальному развитию человека. Всякая благополучная семья возникает на основе любви и является неисчерпаемым источником человеческого счастья. Она служит школой формирования духовного, физического и социального благополучия. Семья – это первое родное место на Земле для любого человека.
В заключение отметим, чтобы быть здоровым в этой сложной, часто опасной обстановке, которая сложилась в последнее время в нашей стране, нужны собственные усилия каждого человека, постоянные и значительные. Необходимо осознанное стремление к формированию своей индивидуальной системы здорового образа жизни. Важно сформировать твёрдое убеждение, что соблюдение норм здорового образа жизни – это гарантия обеспечения индивидуального здоровья, а, следовательно, и здоровья нашего общества. Это путь к благополучной и, следовательно, счастливой жизни.
IV. Итог урока
Вопросы для самоконтроля:
1) Что следует понимать под репродуктивным здоровьем?
2) Назовите основные критерии, которые определяют репродуктивное здоровье человека и общества.
3) Дайте общую характеристику репродуктивного здоровья российского общества.
4) Какова роль семьи в формировании репродуктивного здоровья?
5) Какую роль играет индивидуальное здоровье человека на формирование репродуктивного здоровья общества?
Домашнее задание
Сформулируйте кратко из личного опыта, какие наиболее значимые качества для вашей будущей взрослой жизни вы приобрели в семье.