Общая диагностика оценка и самооценка эффективности урока по результатам анализа осуществляется по следующим пяти направлениям (по В. П. Симонову):
1. Оценка основных личностных качеств преподавателя.
1.1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.
1.2. Уровень педагогического и методического мастерства
1.3. Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
1.4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися
1.5. Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.
2. Оценка основных характеристик учащихся на занятиях.
2.1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
2.2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.
2.3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.
2.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.
3.1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.
3.2. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).
3.3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).
3.4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.
4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий.
4.1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.
4.2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности.
4.3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работ.
|
4.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия.
4.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
4.6. Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся.
4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.
5. Оценка цели и результатов проведения занятия.
5.1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.
5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
5.3. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).
5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).
5.5. Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию). [3]
2.3. Разработка личностно ориентированных уроков
для обучающихся 7-х классов по предмету информатика
Урок-игра «Весёлая информатика»
Данный урок проводится для учащихся 7-х классов в рамках предметной декады информатика. Форма мероприятия предполагает соревнование, что развивает дух здорового соперничества.
Игра проводится между командами двух 7–х классов. В каждой команде по 7 человек. В игре задействованы помощники из учеников обоих
классов, зрители. Ведущий – учитель.
Цель:
- развитие интереса к предмету,
- повторение и закрепление изученного материала,
- развитие творческой активности.
Реквизит:
- песочные часы;
- секундомер;
- таблица итогов;
|
- корзина для жетонов;
- жетоны (очки).
Оформление:
- на сцене: название мероприятия, таблица «Очки»;
- эмблемы капитанов;
- эмблемы участников.
Этапы проведения:
I. Представление и приветствие команд.
II. Конкурс мимики и жестов.
III. Конкурс «Перекачать информацию».
IV. Конкурс капитанов.
V. Домашнее задание «Сказка о компьютере».
Дорогие зрители и болельщики, уважаемое жюри!
Мы начинаем нашу игру. Тема нашей игры: «Веселая информатика».
Сегодня встречаются 2 команды: команда 7а класса и команда 7б класса.
Представляю членов нашего жюри:
I. «Приветствие».
Сначала жеребьевка определит какая команда будет первой приветствовать нас с вами.
Итак, первой будет открывать нашу игру команда...
Жюри оценивает этот конкурс по 5-бальной системе.
Спасибо командам. Жюри попрошу объявить свои оценки.
Первые оценки команде....
Оценки команде...
Оценки команде...
За первый конкурс команды получают следующие оценки…
II. «Конкурс мимики и жестов»
Приступим к следующему конкурсу «Конкурс мимики и жестов».
Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:
«Ты что на рыбалку собрался?»
«Да нет, я на рыбалку»
«А я думал ты на рыбалку...»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.
Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе. Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты.
|
Задания:
Изобразить мимикой и жестами:
I команде:
Принтер
Компьютер завис
II команде:
Мышь.
Мальчика, играющего в компьютерную игру
Пока команды готовятся, у меня есть задание зрительному залу. У нас сегодня необычная игра - вы тоже можете принять участие в ней - кто быстрее угадает, тот получит жетон. У кого в конце игры окажется больше всех жетонов, тот получит приз. Прежде чем хотите назвать ответ - поднимайте руку.
Конкурс для зрителей и болельщиков:
Скажите мне, какой язык программирования назван в честь первого программиста?
Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ)
Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД)
Лицо, которое пользуется ЭВМ. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ)
Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации. (ПРОЦЕССОР)
Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР)
Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. (МОДЕМ)
Команды готовы.
Первой выступает команда…
Второй…
Оценки жюри.
Общий балл за два конкурса...
III. Конкурс "Перекачать информацию".
И вот черный колдун взял щепотку священной Пыли Знания и всыпал ее в кубок с огненным напитком. Задымилась влага, потускнели краски. И выпил рыцарь одним глотком этот кубок, и открылись ему все тайны мироздания. Это конец одного из видеофильмов, поклонниками которых являются многие их вас. В этой Пыли Знания была каким-то образом записана вся история цивилизации, т.е. Пыль Знания - это устройство для хранения информации. Для хранения информации в компьютере есть несколько устройств, которые объединяются общим названием "память".
Так в компьютере есть оперативная память и внешняя память.
Задания командам: дискета - это тарелка с водой, вода - информация, стакан - оперативная память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации.
Первая команда получит 5 баллов, вторая - 4.
Команды получают оценки. Общий балл...
IV. Конкурс капитанов.
Настало время показать себя капитанам.
1 конкурс.
Чтобы нам получить представление о капитанах, об их способностях в программировании, мы послушаем, какую характеристику они дадут друг другу.
Представление капитанов (2 балла)
2 конкурс.
Эрудит.
Вспомнить и написать, какие языки программирования они знают. (по 1 баллу за каждое слово.)
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования (2 балла):
Поса шила ф фасе.
Коляманлядаля.
Ответы:
Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
Капитаны готовы, прошу сдать свои задания на оценку жюри.
Пока жюри подводит итоги, а наша счетная комиссия подсчитывает общий балл, который получили команды за 4 конкурса, для вас конкурс:
V. Конкурс для зрителей и болельщиков:
У вас есть возможность помочь командам, за которые вы болеете, вам нужно называть фильмы, в названии которых есть число и говорить за какую команду вы отдаете свой голос, и к общему баллу команды добавляется 1 балл.
Капитан команды получает...
VI. Домашнее задание
Итак, мы подошли к долгожданному решающему конкурсу «Домашнее задание».
Каждой команде было предложено домашнее задание сочинить сказку на тему «Компьютер». На этой станции представители команд читают свои сказки.
Команды должны были подготовиться и сейчас покажут нам эту сказку.
Оценки...
Победителем нашего сегодняшнего конкурса стала команда…
Урок КВН на тему «От абака до компьютера»
Сегодня у нас не обычный урок, который мы проведём в форме КВН. Тема нашей сегодняшней встречи «История развития вычислительной техники» и «Устройство компьютера». Команды в течении двух недель готовились к этому мероприятию они учили, придумывали, рисовали, творили и сегодня мы по достоинству оценим их труд.
Урок КВН рассчитан на учащихся 7-х классов, 9-х классов – помощники в организации урока и учащиеся 10-11 классов – члены жюри.
Цели урока:
- образовательные: закрепить знания по истории развития вычислительной техники и устройствам ПК,
- развивающие: развитие творческих способностей учащихся, повышение интереса к предмету
- воспитательные: воспитание умения работать в команде, чувства ответственности за коллектив.
Оборудование: презентация, раздаточный материал: кроссворды командам, карточки с цифрами 1, 2, 3 участникам, карточки с баллами для жюри, грамоты, призы, костюмы для конкурса историков, музыка. Подготовка к уроку. За две недели до начала мероприятия среди учеников 7-х классов выбираются две команды и получают следующее задание:
выбрать капитана;
придумать название;
придумать приветствие и девиз, эмблему;
придумать и обыграть сценку на тему «Урок информатики в школе будущего».
Задание болельщикам:
Состав жюри: ученики 10-11 классов – победители олимпиады по информатике, учителя информатики и математики.
Данный урок является итоговым уроком по теме «Устройство ПК» и рассчитан на 2 часа.
Ход урока
I. Вводное слово учителя
Сегодня у нас не обычный урок, который мы проведём в форме КВН. Тема нашей сегодняшней встречи «История развития вычислительной техники» и «Устройство компьютера».
Команды в течении двух недель готовились к этому мероприятию они учили, придумывали, рисовали, творили и сегодня мы по достоинству оценим их труд.
II. Представление жюри
III. Представление команд
IV. Разминка
На экране демонстрируется по одному ребусу, слово предоставляется по очереди каждой команде, в случае неверного ответа ход переходит другой команде.
V. Конкурс кроссвордов
Каждой команде даётся ребус, нужно отгадать 10 слов
Кроссворд №1
Соединяет устройства ПК
Интегральная …
Устройство для ввода информации в компьютер
Вид монитора
Часть устройства из пункта 3
Манипулятор, используемый для компьютерных игр
Другое название монитора
На чём работали компьютеры 2-го поколения?
Устройство для чтения и записи дисков
У каждого символа он свой, например, у буквы а - 11100000
Кем был отец первой в мире программистки
Человек, который изобрёл первую в мире механическую вычислительную машину.
Кроссворд №2
Накопитель информации
«Мозг» компьютера
Как называлось первое вычислительное устройство в России
Прямоугольная картонка с отверстиями, придуманная для программирования первых вычислительных машин
Главная плата в компьютере
Минимальная единица измерения информации
Устройство для хранения информации
Другое название монитора
Первый в мире программист
Вид монитора
VI. Конкурс умников
От каждой команды приглашается по одному участнику, претендующему название самого умного. Они получают карточки с цифрами 1, 2, 3.
Прочитав определение им нужно поднять карточку с тем номером вариант ответа которого не подходит к начальному понятию.
Сеть – это:
1. Соединённые между собой все устройства ПК
2. Рыболовная снасть
3. Несколько соединённых между собой ПК
Диск – это:
1. Носитель информации
2. Геометрическая фигура
3. Спортивный снаряд
Транзистор – это:
1. Устройство для прослушивания радиопередач
2. Вид компьютера
3. На этом устройстве работали компьютеры 2-го поколения
Мышка – это:
1. Маленький грызун серого цвета
2. Компьютерный манипулятор
3. Устройство для ввода информации в компьютер
Паскаль – это:
1. Язык программирования
2. Французский учёный, который изобрёл первую ЭВМ
3. Французский учёный, который изобрёл первую вычислительную машину
VII. Конкурс историков
В подготовке к этому конкурсу были задействованы ученицы 9-го класса, посещающие театральную студию. Они представляют следующие вопросы:
Служа науке, он терпел лишенья,
Был рок его тревожен и суров,
Он злой судьбою избран был мишенью
Скорей ударов, нежели даров.
С тех пор, когда влекомый блеском таинств,
Присущих математике, решил
Супить на многотрудный путь, пытаясь
Достичь математических вершин.
О ком говорится в этом стихотворении?
Ответ: Чарльз Беббидж
14 апреля 1682 года, в особняке герцогини Д’Эгийон в Малом Люксембурге произошло примечательное событие, описанное поэтом Жаном Лоре: От горничной до герцогини
К математической машине
Проявлен всеми интерес.
И вот однажды некто …
… с большим проникновеньем
Им рассказал про вычисления и логику
И тем исторг глубокий искренний восторг
И в благодарность за беседу
Был удостоен Архимеду.
О ком писал Жан Лоре?
Ответ: Блез Паскаль создал первую вычислительную машину «Паскалину»
Дочь, птенчик, милая! На мать
Похожа ль ты, единственно родная?
В день той разлуки мне могла сиять
В твоих глазах надежда голубая…
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Спи в колыбели сладко, без волнения;
Я через море, с горной высоты
Тебе любимой, шлю благословенье,
Каким могла б ты стать для моего томленья!
Назовите автора этого стихотворения и скажите кому оно было посвящено?
Ответ: поэт Джорж Байрон посвятил эти строки своей дочери Аде Августе Лавлейс, в девичестве Байрон, которая была первым в мире программистом.
VIII. Конкурс капитанов
Приглашаются капитаны от каждой команды и им даётся задание за время пока будет проходить следующий конкурс придумать как можно больше слов на буквы П и М.
IX. Домашнее задание
Команды показывают сценки на тему «Урок информатики в школе будущего», подготовленную заранее.
X. Подведение итогов и награждение победителей
Слово предоставляется жюри (каждый из членов жюри говорит слово
командам, председатель жюри подводит итоги).
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;
основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:
1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
8. отследить динамику развития учащихся;
9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Список литературы
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
3. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.
4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.
7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.