Особенности химико-токсикологического анализа при отравлениях




1. Главным требованием к ХТА является быстрое получение результа­тов. Объектами ХТА являются кровь, спинномозговая жидкость, моча, рвотные массы, промывные воды желудка, а также связанные с отрав­лением вещественные доказательства: лекарственные препараты, рас­тительные объекты (например, маковая соломка), органические рас­творители, средства бытовой химии, остатки пищи, неизвестные жидкости и др.
В некоторых перечисленных объектах возможно низкое содержание яда. Содержание некоторых сильнодействующих лекарственных средств в организме пострадавшего может быть ниже предела обнаружения. Для их опреде­ления требуются специальные методы выделения (изолирования) и вы­сокочувствительные физико-химические экспресс-методы анализа. Современные методы ХТА являются объективной основой правильного клинического диагноза, позволяют контролировать выведение токсич­ных веществ из организма в процессе детоксикации (мониторирование лечения).

2. Надежность получаемых результатов зависит от момента взятия био­пробы. Для токсикантов разной химической природы существует опре­деленный временной интервал между отравлением и отбором пробы, что связано с механизмами поступления, распределения, а также пери­одом полувыведения токсиканта.
Кроме того, при проведении ХТА следует принимать во внимание:
• характер отравления (острое или хроническое);
• количество принятого яда и массу тела (доза на единицу массы);
• биодоступностьтоксиканта и его связывание с белками;
• синергизм/антагонизм действия с другими химическими вещест­вами;
• пол пострадавшего;
• состояние здоровья (сопутствующие заболевания). Пренебрежение любым из перечисленных факторов может стать причиной ошибки анализа и привести к ложноотрицателыюму или ложноположительному результату.

3. ^ При острых отравлениях чаще всего проводят ХТА на следующие группы токсикантов или их отдельные представители.
• Лекарственные препараты психотропного действия: барбитураты, бензодиазепины, феноти-аншы, лепонекс, противосудорожные и другие трициклические антидепрессанты, наркоти­ческие аналгетики (опиаты и опиоиды).
• Лекарственные препараты и другие вещества кардиотоксичного действия: адреноблокаторы. антагонисты кальциевых каналов, сердечные гликозиды.антиаритмические препараты, клофелин.
• Лекарственные препараты и другие вещества судорожного действия: тубазид, трицикличес­кие антидепрессанты.
• Лекарственные препараты и другие вещества антихолинергического (холинолитического) действия: антигистаминные.противопаркинсонические. алкалоиды белладонны.
• Алкоголь и суррогаты алкоголя, другие спирты: метиловый, этиленгликоль.изопропило-вый.
• Органические растворители: дихлорэтан, четыреххлористый углерод, трихлорэтилен. бензол.
• Прижигающие жидкости: кислоты, щелочи, окислители.
• Яды метгемоглобинобразуюшего действия: анилин, нитраты, нитриты.
• Соединения металлов (меди, ртути, железа, свинца и др.), мышьяка и селена.
• Ядовитые грибы.
• Оксид углерода (II).другие газы, включая токсичные дымы.
• Газы раздражающего, прижигающего, удушающего действия: хлор, аммиак, оксиды азота и серы, сероводород.
• Антихолинестеразные яды: фосфорорганические инсектициды, карбаматы. пиретроиды. физостигмин.
• Токсины (яды животного и растительного происхождения).
• Наркотики.

4. В тех случаях, когда клинические проявления на ранних стадиях развития интоксикации не позволяют установить причину отравления, проводят качественные и количественные иссле­дования в возможно короткие сроки (максимум в течение 1—2 ч после поступления больного в стационар). Успех проведения ХТА при диагностике острых отравлений и, в конечном счете, успех лечения в значительной степени зависят от качества и скорости обмена информацией между клиницистом и химиком. Объем и глубина проведения ХТА в большинстве случаев определяется потребностями клиницистов. Подробное изучение клинической картины отрав­ления, характерных симптомов отравления отдельными ядами является одним из основных условий адекватного выбора методов ХТА. Поэтому химик-токсиколог должен знать главные симптомы острых отравлений различными токсикантами.

 

 

VI.Литература:

1.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

2.Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

3.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

4. Байзолданов Т. Токсикологическая химия ядовитых веществ, изолируемых методом
экстракции. – Алматы, 2002.
5.Вергейчик Т.Х. Токсикологическая химия. –М.:МЕДпресс-информ, 2009.

4.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

5.Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

6. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

 

VII. Контроль:

1.В чем отличие учебно-профессиональных диалогов от других видов диалогов? 2.Каковы коммуникативные цели следующих функциональных типов диалогов: диалога-сообщения информации, диалога-запроса информации, диалога-побуждения, диалога-расспроса?

3.Каких коммуникативных умений требуют все четыре функциональных типа диалога в совокупности?

4. Какой тип диалога используется, чтобы спросить о наличии лекарственных средств, препаратов и т.д.
5. По-вашему мнению, какой тип профессионального диалога уместен, чтобы предоставить достоверную информацию об имеющихся лекарственных препаратах, средствах; дать рекомендацию и др.?
6.Административная работа, должностные и общественные обязанности сотрудников аптеки, фармацевтической компании (Заведующий аптекой (администрация фармкомпании) – персонал аптеки, коллектив) требуют использования какого типа профессионального диалога?
7. Как вы считаете, в процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута на актуальные проблемы в профессиональной деятельности специалистами в области медицины используются какие типы профессиональных диалогов?

8. Как называется реплика, открывающая диалогическое единство, определяющаясодержание и форму следующего за ним высказывания?

9. Какова функция реплики-стимула?

10. Что представляет собой ответная реплика - реплика-реакция? Какие типы диалогов определяются по характеру реакций?

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: