1. Главным требованием к ХТА является быстрое получение результатов. Объектами ХТА являются кровь, спинномозговая жидкость, моча, рвотные массы, промывные воды желудка, а также связанные с отравлением вещественные доказательства: лекарственные препараты, растительные объекты (например, маковая соломка), органические растворители, средства бытовой химии, остатки пищи, неизвестные жидкости и др.
В некоторых перечисленных объектах возможно низкое содержание яда. Содержание некоторых сильнодействующих лекарственных средств в организме пострадавшего может быть ниже предела обнаружения. Для их определения требуются специальные методы выделения (изолирования) и высокочувствительные физико-химические экспресс-методы анализа. Современные методы ХТА являются объективной основой правильного клинического диагноза, позволяют контролировать выведение токсичных веществ из организма в процессе детоксикации (мониторирование лечения).
2. Надежность получаемых результатов зависит от момента взятия биопробы. Для токсикантов разной химической природы существует определенный временной интервал между отравлением и отбором пробы, что связано с механизмами поступления, распределения, а также периодом полувыведения токсиканта.
Кроме того, при проведении ХТА следует принимать во внимание:
• характер отравления (острое или хроническое);
• количество принятого яда и массу тела (доза на единицу массы);
• биодоступностьтоксиканта и его связывание с белками;
• синергизм/антагонизм действия с другими химическими веществами;
• пол пострадавшего;
• состояние здоровья (сопутствующие заболевания). Пренебрежение любым из перечисленных факторов может стать причиной ошибки анализа и привести к ложноотрицателыюму или ложноположительному результату.
|
3. ^ При острых отравлениях чаще всего проводят ХТА на следующие группы токсикантов или их отдельные представители.
• Лекарственные препараты психотропного действия: барбитураты, бензодиазепины, феноти-аншы, лепонекс, противосудорожные и другие трициклические антидепрессанты, наркотические аналгетики (опиаты и опиоиды).
• Лекарственные препараты и другие вещества кардиотоксичного действия: адреноблокаторы. антагонисты кальциевых каналов, сердечные гликозиды.антиаритмические препараты, клофелин.
• Лекарственные препараты и другие вещества судорожного действия: тубазид, трициклические антидепрессанты.
• Лекарственные препараты и другие вещества антихолинергического (холинолитического) действия: антигистаминные.противопаркинсонические. алкалоиды белладонны.
• Алкоголь и суррогаты алкоголя, другие спирты: метиловый, этиленгликоль.изопропило-вый.
• Органические растворители: дихлорэтан, четыреххлористый углерод, трихлорэтилен. бензол.
• Прижигающие жидкости: кислоты, щелочи, окислители.
• Яды метгемоглобинобразуюшего действия: анилин, нитраты, нитриты.
• Соединения металлов (меди, ртути, железа, свинца и др.), мышьяка и селена.
• Ядовитые грибы.
• Оксид углерода (II).другие газы, включая токсичные дымы.
• Газы раздражающего, прижигающего, удушающего действия: хлор, аммиак, оксиды азота и серы, сероводород.
• Антихолинестеразные яды: фосфорорганические инсектициды, карбаматы. пиретроиды. физостигмин.
• Токсины (яды животного и растительного происхождения).
• Наркотики.
|
4. В тех случаях, когда клинические проявления на ранних стадиях развития интоксикации не позволяют установить причину отравления, проводят качественные и количественные исследования в возможно короткие сроки (максимум в течение 1—2 ч после поступления больного в стационар). Успех проведения ХТА при диагностике острых отравлений и, в конечном счете, успех лечения в значительной степени зависят от качества и скорости обмена информацией между клиницистом и химиком. Объем и глубина проведения ХТА в большинстве случаев определяется потребностями клиницистов. Подробное изучение клинической картины отравления, характерных симптомов отравления отдельными ядами является одним из основных условий адекватного выбора методов ХТА. Поэтому химик-токсиколог должен знать главные симптомы острых отравлений различными токсикантами.
VI.Литература:
1.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.
2.Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.
3.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.
4. Байзолданов Т. Токсикологическая химия ядовитых веществ, изолируемых методом
экстракции. – Алматы, 2002.
5.Вергейчик Т.Х. Токсикологическая химия. –М.:МЕДпресс-информ, 2009.
4.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.
|
5.Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.
6. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.
VII. Контроль:
1.В чем отличие учебно-профессиональных диалогов от других видов диалогов? 2.Каковы коммуникативные цели следующих функциональных типов диалогов: диалога-сообщения информации, диалога-запроса информации, диалога-побуждения, диалога-расспроса?
3.Каких коммуникативных умений требуют все четыре функциональных типа диалога в совокупности?
4. Какой тип диалога используется, чтобы спросить о наличии лекарственных средств, препаратов и т.д.
5. По-вашему мнению, какой тип профессионального диалога уместен, чтобы предоставить достоверную информацию об имеющихся лекарственных препаратах, средствах; дать рекомендацию и др.?
6.Административная работа, должностные и общественные обязанности сотрудников аптеки, фармацевтической компании (Заведующий аптекой (администрация фармкомпании) – персонал аптеки, коллектив) требуют использования какого типа профессионального диалога?
7. Как вы считаете, в процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута на актуальные проблемы в профессиональной деятельности специалистами в области медицины используются какие типы профессиональных диалогов?
8. Как называется реплика, открывающая диалогическое единство, определяющаясодержание и форму следующего за ним высказывания?
9. Какова функция реплики-стимула?
10. Что представляет собой ответная реплика - реплика-реакция? Какие типы диалогов определяются по характеру реакций?