История развития искусства книги.




Книга является предметом материальной культуры, явлением духовной культуры человечества, его культурно-историческим достоянием, средством хранения и передачи информации. Книга ‑ комплексный продукт, синтезирующий художественное слово и художественный образ, реализующийся в литературном произведении, поддержанный иллюстративном материалом и общим оформлением книжного блока. Современная книга создается в условиях полиграфического производства, многотиражна, стандартизирована по габаритным размерам, эргономична, приспособлена к условиям хранения и прежде всего к непосредственному использованию ‑ чтению. Первостепенной значимостью обладает содержание книги (научное, художественное) определяющее ее ценность для пользователя.

Современный вид книги формировался несколько тысячелетий под воздействием многих факторов, основными из которых являются: материалы, из которых создавалась книга, совершенствующиеся со временем способы и технические условия ее производства. Традиционным оставалось назначение книги – использование в качестве средства для хранения и передачи знания.

История книги начинается с папирусных свитков Древнего Египта, 3-го тысячелетия до н. э., (при этом письменность возникла около 6000 лет назад (у различных народов). До изобретения папируса люди писали на разных материалах: высекали тексты на камне, писали на глиняных и металлических табличках, деревянных дощечках и бересте.

Со II века до нашей эры в качестве основы для письма используют пергамент, изобретенный в Пергамском государстве (эллинистическое государство в северо-западной части Малой Азии в 283‑133 годах до н. э. Столица ‑ Пергам. Располагалось на территории современной Турции, Ливана).

В античном мире, в Древней Греции появляются первые пергаментные книги. Пергамент — материал для письма из недублёной сыромятной кожи домашних животных. (Также называется древняя рукопись на таком материале). В текстах античных авторов встречаются утверждения о том, что пергамент появился как заменитель папируса и, соответственно, древнейшие пергаментные книги должны были иметь форму свитка. Однако ни одного текста, записанного на пергаментном свитке, не сохранилось, возможно, по причине уничтожения рукописей в пожарах и военных действиях.

В это то же время развивается следующая технологическая новация в создании книги, следующая из исторических форм книги – ко́декс (лат. codex — «ствол», «доска»), представляющий книжный блок в современном его понимании, собранный из деревянных табличек с текстом, сшитых в одном переплете полосками кожи.

Принцип соединения нескольких деревянных листов восходит к восковым табличкам, ‑ они использовались в античности для повседневных и деловых записей, изготовлялись чаще всего из дерева, имели выпуклые края в виде рамки, защищавшие восковые поверхности от соприкосновения друг с другом, что обеспечивало сохранность записанного текста. Писали по поверхности воска специальным заостренным инструментом стилем (стилусом). Вдоль одного края в досках просверливали два или три отверстия, через которые они скреплялись друг с другом кожей или кольцами. Впервые кодексы-книги появились в восточных провинциях Римской империи. В первые века новой эры кодексы широко использовались в среде римских юристов и ранних христиан из-за компактности, по сравнению со свитками и удобством поиска нужного текста в общем объёме книги.

Со временем, увеличение количества страниц в книге потребовали замены дерева на более тонкий папирус и более прочный пергамент. Древнейшие, дошедшие до нас кодексы, сохранившиеся в Египте, технически представляют собой тетрадь из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов папируса или пергамента, сфальцованных в мягком или твёрдом (из досок) переплёте.

С VI—VII века кодекс становится основной формой книги; с его появлением связывают распространение технологии переплёта, традиций оформления и украшения страниц заглавными буквами, сюжетными миниатюрами, обильным декором.

Следующая эпоха – средневековье ‑ окончательно формирует традиции оформления рукописных кодексов, оказавших влияние на формирование внешнего вида и традиций оформления печатной книги.

Таким образом, папирус и пергамент долгое время использовался в качестве основного материала, для создания текстовой части книги,но, как только в мире появилась бумага, технологические процессы создания книги переориентировались на новый, еще более тонкий и дешёвый материал.

В 2015 году исполнилось 1910 лет со времени изобретения бумаги. В исторической литературе Китая 105 год официально считается годом изобретения бумаги. Изобрел ее императорский чиновник Цай Лунь, отвечавший за работу шелковых мануфактур. Китайская летопись сообщает: «Цай Лунь предложил делать писчий материал из древесной коры, конопли, тряпья и старых рыбачьих сетей. Об этом доложили императору, который остался доволен». Со временем Цай Луня обожествили как духа-покровителя мастеров, изготавливавших бумагу и печатавших книги.

К V столетию бумага в Китае получила широкое распространение, ее делали разного формата и цвета, пропитывали специальными составами для защиты от разрушения и насекомых. (В IX веке свою бумагу научились делать индейцы майя. Качество ее было хуже, чем у китайской бумаги. К XVI веку майя собрали огромную библиотеку, которая, сгорела в 1549 году, во время вторжения конкистадоров).

Изобретение бумаги подготовило почву для следующего знаменательного изобретения Китая ‑ печати текста на бумаге с помощью ксилографической доски. Ксилография – способ создания оттиска текста (или изображения) на бумаге, распространяется в Китае с VIII-IX веков. Термин «ксилография» происходит от греческих слов: «ксило» ‑ дерево и «графо» ‑ писать. Текст вырезался на гладкой деревянной доске зеркальным рельефом, на выступающие элементы рельефа наносилась краска, затем к рельефу прижимался лист бумаги, на котором получался оттиск. В качестве основной краски для печати использовалась тушь, широко использующаяся в это время в каллиграфии. Для ее производства сажу от горения растительных веществ смешивали с клейковиной и разливали по формам. Перед печатью брусок туши растирали с водой на специальной доске, каменной или фарфоровой. Ксилографический отпечаток был достаточно высокого качества, устойчивый к воздействию влаги и солнечных лучей.

Техника ксилографического книгопечатания была заимствована Японией, а также постепенно распространялась в западном направлении. Посредством торговли с восточной Азией и арабскими странами ксилография в XII веке попадает в Европу, по наиболее распространенной версии вместе с игральными картами, которые чаще всего печатали ксилографическим способом.

Улучшение качества бумаги и изобретение ксилографии привело к появлению книги в форме компактного блока. Но, все же, первые книги из бумаги делали в виде уже распространенного ранее свитка, до 10 метров длиной, которые хранили в кожаных чехлах. Затем такую длину стали складывать «гармошкой», а уже в начале X в. в Китае распространяется технология склеивания «гармошки» с одной стороны сгиба.

В XI веке на смену книге-«гармошке» приходит книга, составленная из отдельных листов и сброшюрованная различными способами, с различным переплетом. Сохранились богато иллюстрированные миниатюрами рукописные книги Древней Руси XI в, которые выполнялись только в одном экземпляре.

Широкое распространение бумаги в Европе, которое началось приблизительно в XII веке, было связано с заменой дорогого и дефицитного пергамента (для крупноформатной Библии требовалось примерно 320 шкур) более хрупким, но дешёвым материалом ‑ бумагой. О дефиците писчего материала в Средневековье свидетельствуют палимпсесты (в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении). С XIV века бумага начинает постепенно его вытеснять. Усовершенствование технологии привело к тому, что плотная бумага к XV веку стала тоньше, не потеряв в прочности, а потребность в переписывании книг и увеличение числа грамотных людей увеличивали спрос на неё. Однако процесс замещения оказался очень длительным, и даже после изобретения книгопечатания вплоть до XIX века особо роскошные и ценные издания делались, все еще, на пергаменте. Часть тиража первопечатных книг также печаталась на пергаменте.

В истории развития рукописной книги указывается на то, что в XIV веке во Франции 61 % всех книг были пергаментными, 32 % ‑ бумажными, 7 % ‑ смешанными.

Ксилографические книги в Европе появились в 1430-1450 гг. в Германии и Голландии до изобретения ручного печатного пресса. На доску наносили текст и иллюстративные изображения двух смежных страниц в зеркальном отображении. С таких гравюр, вручную получали нужное количество рейберных оттисков (без печатного пресса). Рейбером называли деревянную пластину, заостренную по нижнему краю, с помощью которой лист прижимали к форме для получения оттиска. Иллюстрации в ксилографических книгах раскрашивали вручную.

Около 1445 года Иоганн Гуттенберг, в Германии, изобрел ручной пресс, который использовал для печати книг, а так же отливную матрицу, ручной отливной аппарат, литую свинцовую литеру (пуансон), набор, составляемый из отдельных литер. Для печати книг предварительно отливались литеры. С этого времени развивается новая технология и история типографской печати с использованием прессов.

С появлением печатной книги, технологические условия создания книжной графики в значительной степени определяли художественную выразительность книжной графики. Это объясняет устойчивость стилистики и композиционных схем в оформлении книги, отвечающих потребностям заказчика и основывающихся, в первую очередь, на информативной функции, познавательности иллюстративного материала сопровождающего книгу. В дальнейшем, изменение требований к познавательной составляющей книжной графики, изменение эстетических потребностей заказчика приводит к изменениям графических и композиционных приёмов, наполнению изображений не только содержательно-иллюстративной но и эмоционально-выразительной информацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: