Периоды развития книжной графики




В соответствии с характером изменений в художественной выразительности книжной графики можно выделить следующие периоды ее развития:

а) рукописный период (XI‑XVвв.);

б) печатно-графический период (1450‑ I-я пол. XVII в.);

в) живописно-тональный период (1-я пол. XVII‑нач. XX в.), разделяемый на два этапа: монохромный (1-я пол. XVII‑нач. XVIII в.) и цветной (нач. XVIII‑нач. XX в.);

г) фотомеханический период (с кон. XIX в. по 1970-е гг.)

д) цифровая полиграфия (с начала. 1980-х г.).

Рассмотрим подробнее характеристики книжной графики в каждый вышеназванный период.

А). Рукописный период (XI‑XVв.). Книги данного периода имеют религиозную направленность содержания, задача: нести «Слово Божие» в массы людские и, следовательно, характеризуются разъяснительно-познавательным иллюстративным материалом. Метод работы художника: разработка формализованных изображений, строящихся на основе иконографических образцов более раннего периода.

Самая ранняя русская книга, которая была точно датирована, была написана на пергаменте, написана кириллицей О.Евангелие. Создан он был с октября 1056 по май 1057 г. Эта книга была создана в соответствии с византийской традицией. Эта книга является большим искусством, шедевр Древней Руси. В тексте было очень мало русизма, что позволяло считать, и оригиналом были старославянские книги. Евангелий он знаменит не только в древнерусской письменности, но еще и в болгарской.

Вторая, точно датированная книга, которая была написана через 16 лет, так же на пергаменте кириллицей, является Изборник Святослава. Этот изборник, считается одним из наибольших изданий по величине древнерусских книг, памятник художеству книжного искусства. Настоящей версией Изборника, считается сборник Болгарии, переведен с греческого. Списки славянских книг до 11 века, не сохранились, а греческие известные от начала 10 - го века.

Б). Печатно-графический период (1450‑ I-я пол. XVII в.). Типологически издания данного периода имеют и религиозное, и естественно-научное направление развития. По форме – эклектичны и собирательны (преобладание научных обобщений, в том числе религии, истории, философии), развиваются общесоциальные темы, рассматриваются вопросы мифологии и т. п. Своеобразие изобразительного ряда ‑ в стремлении к научной достоверности изображений, в том числе, на основе изображений сделанных с натуры. В изображениях используются достижения данного периода развития изобразительного искусства – светотень в трактовке объёмной формы, линейная и воздушная перспектива.

Происходит становление репродукционного эстампа, его национальных школ и разновидностей; эволюция графических художественных техник; бытование гравюры в профессиональной среде, что определяет общность творческого и издательского процессов в книжной графике.

В). Живописно-тональный период (1-я пол. XVII‑нач. XX в.), разделяемый на два этапа: а). Монохромный этап (I -я пол. XVII‑нач. XVIII в.). Издания данного периода отражают развитие наук и производства, сохраняя литературу культового значения, развивается линия художественной и методической литературы. Иллюстрирование литературы достигает максимально высоких выразительных характеристик, специализируется применительно к каждому конкретному издательскому проекту в отношении конкретного литературного текста. В репродукционной технике (резцовая гравюра на меди) передаются тональные и глубинно-пространственные характеристики изображения. б). Цветной этап (нач. XVIII‑нач. XX в.). Тиражиркемый оттиск раскрашивается вручную в соответствии с оригиналом ‑ цветной иллюстрацией, предоставляемой в типографию вместе с текстом или разработанной художником типографии.

Каждое издание того времени, в частности, с XVIII века сопровождалось различного рода иллюстрациями и художественными в том числе, которые украшали книги любого содержания. Большая «иллюстрированность» книги дополнялась высоким профессиональным уровнем исполнения авторской печатной формы – гравюры, характеризующейся оригинальностью авторской композиции.

Г). Фотомеханический период (кон. XX в. ‑ 1970-е гг.). Во второй половине XIX века с применением фотографии в издательском деле распространяются фотомеханические способы репродуцирования, что способствует появлению книг и журналов с большим количеством цветных иллюстраций. Особенности графического языка иллюстраций определяются в первую очередь экономическими параметрами тиражирования. Используются все виды иллюстраций (графические, «картины», таблицы), в соответствии с функциями каждого конкретного издания, вне зависимости от типа.

На рубеже XIX-XX столетий появляется офсетная печать.

Изменения художественного языка иллюстрации на протяжении её исторического развития обусловлены: а) изменением формы и функции иллюстрируемого произведения в рамках изданий одного типа; б) изменением техники воспроизведения и тиражирования иллюстрации; в) изменением эстетических принципов эпохи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: